Одежда в стиле ампир: мода XIX века

Стиль ампир в искусстве и костюме неразрывно связан с именем Наполеона Бонапарта. Именно в эпоху его правления возник этот стиль. Завершение правления Наполеона ознаменовало собой угасание ампира в европейском искусстве.

Стиль ампир, что в переводе означает «имперский», был вдохновлён идеей о возрождении Римской империи. Наполеон верил в свою способность воссоздать Римскую империю, подчинив и объединив всю Европу. И именно стиль Римской Империи начинает проявляться в искусстве Франции начала XIX века. Коринфские колонны, симметрия, мраморные скульптуры, изображающие античных богов – все эти элементы характерны для стиля ампир. В Париже появляется триумфальная арка. Подобно римским императорам, возводившим арки для увековечивания своих побед, Наполеон дает распоряжение о строительстве триумфальной арки, чтобы почтить победы его «Великой армии». В начале XIX века стиль ампир получил наибольшее распространение во Франции. Одновременно с ним формировался и романтизм – еще один стиль того же периода. В то время как во Франции преобладал ампир, романтизм был характерен для искусства Англии и Германии. Стиль ампир получил распространение в начале XIX века лишь в двух странах: во Франции и в Российской Империи. Это вполне объяснимо, ведь Россия также позиционировала себя как наследницу Римской Империи. Существует известное выражение – «Москва – третий Рим». Вторым Римом традиционно признавался Константинополь, столица Византии. Именно из Византии когда-то Киевская Русь принимала христианство.

Стиль ампир в одежде

Аналогичная ситуация наблюдалась и в мире моды. Стиль ампир, популярный в начале XIX века, получил наибольшее распространение во Франции и Российской Империи. Костюм в стиле ампир, подобно искусству того времени, находился под влиянием римских традиций. В отличие от костюма эпохи классицизма, который преимущественно воспроизводил одежду Древней Греции. В женском платье в стиле ампир особенно ощущалось влияние римской моды. Платье рубашечного кроя, напоминающее римские туники, с характерными складками, популярными в древнегреческом и древнеримском костюмах. И, конечно же, завышенная линия талии, аналогичная римским столам, которые в Риме надевали исключительно замужние женщины.

Платье в стиле ампир

Платье в стиле ампир характеризуется длиной длиной и белым цветом, а также имеет короткие рукава, выполненные в форме шара ( рукава-фонарики), акцентирующие плечи и с приподнятой линией талии, которая нередко подчеркивается поясом. До 1809 года женщины не надевали платья в стиле ампир с корсетами. Корсеты перестали быть популярными сразу после Великой французской революции, завершившейся в конце XVIII века, поскольку считались символом аристократического стиля. Тем не менее, уже в 1809 году корсеты снова вошли в моду. Платья в стиле ампир из легких тканей, нередко шелковых, были популярны в ту эпоху и часто надевались влажными, чтобы ткань плотнее прилегала к телу, создавая образ, напоминающий белые мраморные колонны античных храмов. В условиях холодного климата такая мода часто приводила к тому, что люди становились заложниками трендов. В зимнем Петербурге дамы нередко заболевали воспалением легких, которое в те годы могло оказаться смертельным. К 1810-м годам платья в стиле ампир претерпевают изменения, обусловленные особенностями европейского климата. В частности, их начинают изготавливать из более плотных и дорогих материалов, таких как парча бархата. Платья больше не ограничиваются исключительно белым цветом, но всё же чаще всего выпускаются в однотонном варианте. Платья также декорируются вышивкой. Существуют модели платьев с длинными рукавами. В 1810-х годах платья в стиле ампир перестают иметь шлейфы, а их юбка становится слегка расширяющейся. Платья дополняли короткие жакеты – спенсеры или кашмирские шали. В духе Античности большое внимание уделялось драпировкам. В те годы вместо комплимента «хорошо одета» женщину могли похвалить за то, что она «хорошо задрапирована». Кроме того, в моду входят и русские шубы. Длинные перчатки нередко сочетают с платьями в стиле ампир. На шее можно увидеть нитку жемчуга или небольшие бусы. Мужской костюм с начала XIX века все больше ценится за удобство. Рюши, широкие брюки, напоминающие юбку, и напудренные парики уходят из моды. В XIX веке тенденции устанавливают уже не аристократы, а представители буржуазии – деловые люди, ведущие активный образ жизни. В начале девятнадцатого века чулки и короткие кюлоты уступают место длинным брюкам-панталонам, достигающим щиколоток. Обычно такие брюки дополняются подтяжками. Мужчины начала XIX века предпочитали белые рубашки с жестким воротником-стойкой, яркие жилеты и сюртуки. Сюртюк представлял собой двубортный приталенный жакет длиной до бедер с высоким воротником. Со временем сюртуки были заменены фраками, которые в XIX веке считались повседневной одеждой и могли иметь разнообразную цветовую гамму. Фрак обычно сочетался со светлыми панталонами и жилетом, отличавшимся более светлым оттенком. Мужчины начала XIX века использовали шейные платки, предшественники галстука, которые могли быть либо убраны под жилет, либо завязаны различными способами, например, узлом или бантом. Многие мужчины начала XIX века, безусловно, носили военную форму. Это был период Наполеона и его войн в Европе. Сам Наполеон также отдавал предпочтение военной форме, в которой его и запечатлевали на парадных портретах. Стиль ампир оказал заметное влияние и на современную моду. В начале XIX века сформировался прототип современного мужского костюма, включающий пиджак, белую рубашку, брюки и галстук. Женские платья в стиле ампир, такие как легкие платья рубашечного кроя с завышенной линией талии, остаются востребованными и сегодня. Особой популярностью платья в стиле ампир пользуются в свадебной моде. Это вполне объяснимо. Подобные платья могут подойти многим женщинам. Платья в стиле ампир помогают скрыть ряд особенностей фигуры, например, визуально вытягивают силуэт или маскируют избыточный вес.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.