Внешний вид причёсок и головных уборов в Московском княжестве практически не претерпевал изменений и сохранял свои первоначальные черты от момента основания Москвы до периода, когда к власти пришёл Пётр I. Этот правитель, известный не только переносом столицы из Москвы в Санкт-Петербург, но и введением бритья бород у представителей высшего сословия, оказал значительное влияние на внешние традиции.
Фотография из киноленты «Иван Васильевич меняет профессию». Головные уборы царя и царицы.
Мужские прически претерпели незначительные изменения с эпохи Киевской Руси – тогда в моде были короткие стрижки, такие как «под горшок». Название стрижки «под горшок» произошло от глиняного горшка, который использовали для определения длины волос во время стрижки. Впоследствии стали популярны стрижки «под скобку» и «в кружок».
Парсуна Ивана Грозного. Характерная заостренная борода с усами и прическа «под скобку».
Борода и усы были характерны как для представителей высшего сословия, так и для простого населения. Тем не менее, время от времени в Москве возникала тенденция к выбритым лицам. Например, князь Василий Иванович избавился от бороды в честь повторного брака. После него так сделали и некоторые бояре. Но эта тенденция не была устойчивой.
Форма бороды варьировалась значительно: встречались бороды, напоминающие лопату, клиновидные, остроконечные, круглые и даже бороды, разделенные на две части. Так, царь Иван Грозный предпочитал небольшую остроконечную бороду с усами и прическу, выполненную по типу «под скобку».
Вновь обретая популярность, мода на выбритые лица вернется в Москву в период Смуты, когда к городу подступят войска Речи Посполитой – государства, объединявшего территории современной Польши, Литвы, Беларуси и Украины. Речь Посполитая стремилась возвести на московский престол Лжедмитрия (их было несколько) – человека, выдававшего себя за сына последнего московского царя из династии Рюриковичей Ивана Грозного. Эти попытки оказались безуспешными, и вскоре на московский трон взошла династия Романовых.
В период с XIV по XVIII века в русской одежде можно выделить такие элементы, как терлик и шапка мурмолка. (На картине представлен вид города Астрахани, каким он выглядел в начале семнадцатого века).
С началом правления династии Романовых европейская мода и прически (известные также по-немецки или по-польски) всё активнее распространялись на русской территории. Царь Алексей Михайлович, отец Петра I, в детстве также одевался по европейскому образцу и, став правителем, не оказывал существенного сопротивления западному влиянию.
В преклонном возрасте, за год до кончины в 1675 году, он издал указ, предписывающий своим подданным отказаться от западной моды: «Столбовым и стряпчим, а также московским дворянам и жителям… Необходимо довести царский указ о том, чтобы они не перенимали иностранные, немецкие и иные обычаи, не постригали волосы на голове, и не носили одежду, кафтаны и шапки, выполненные по иностранным образцам, и запретили это носить своим людям. В противном случае, если кто-либо начнет постригать волосы и носить одежду по иностранному образцу, или такая одежда появится на людях, то эти виновные окажутся в опале и будут понижены в званиях».
А. П. Рябушкин. Эскиз «Ожидание царского выхода». 1901 год. В руках у бояр горлатные шапки.
Особое внимание уделялось и головным уборам. В Московском княжестве традиционными мужскими головными уборами являлись:
1. Конусообразные колпаки из войлока с вышивкой и металлическими украшениями.
2. Войлочные круглые шапки разного цвета с опушкой из меха.
3. Тафья — тафья – это нижний головной убор, который надевался под большие шапки. Она представляла собой круглую или четырехугольную тюбетейку, изготовленную из бархата и расшитую золотыми нитями или украшенную бисером.
4. Мурмолка – это один из видов головного убора. Изготавливался из ткани, имел небольшую высоту и украшался вышивкой из бисера. От линии лица отходили воротники, выполненные из меха лисицы, куницы или соболя.
5. Горлатная шапка – боярская шапка, напоминавшая по форме трубу, являлась обязательным головным убором. Она полностью изготавливалась из пушистого меха, а круглое донышко выполнялось из дорогой ткани.
в эпоху правления Ивана Грозного в качестве головного убора использовались шапки из соболя.
«Шапка Мономаха».
При обсуждении мужских головных уборов Московской Руси нельзя не упомянуть «шапку Мономаха» – своего рода корону, царский головной убор. Церемония венчания на царство включала надевание «шапки Мономаха». Этот головной убор имел форму конуса. Он был богато украшен драгоценными камнями и золотом. Нижний край оторожен ценным соболиным мехом, а на маковке расположен золотой крест.
Прически русских женщин и девушек
Женские причёски были довольно однообразными. Подобно тому, как это было принято в период Киевской Руси, женщины должны были скрывать свои волосы под головными уборами.
Девушки носили косы. Косу воспринимали как символ девичьей красоты . Во время свадебной церемонии косу невесты, под звуки печальных песен, исполняемых подругами, и их рыданий, разделяли на две косы и укладывали вокруг головы, формируя прическу. Этот ритуал символизировал прощание невесты и ее подруг с незамужним статусом и девичьим временем.
На костюмированном балу 1903 года присутствовала княгиня О. К. Орлова. Головной убор — кокошник.
Абрам Клюквин. Изображение женщины в торопецком кокошнике, украшенном жемчугом, и платке.
Народные головные уборы русских девушек и женщин
Ассортимент женских головных уборов был весьма широким кокошники – головные уборы, имеющие форму, напоминающую луковицу. Их изготавливали из плотной ткани, такой как парча, атлас или шелк, натягивая ее на жесткую основу. Края головного убора декорировали бахромой. Кокошники украшали различными узорами и жемчугом.
В то время многие украшения изготавливались из речного жемчуга, который широко применялся в вышивке на одежде и головных уборах, поскольку он был доступным и производился в местных условиях. Морской жемчуг же импортировался с Востока.
Традиционный женский головной убор из Калужской губернии, датированный 1845 годом.
Наряду с кокошниками существовал кик – декоративный головной убор. Его форма варьировалась в зависимости от региона. Так, в Тульской области был распространён «рогатый» кик.
Лопатообразная кичка, или кика. Рязанская область, девятнадцатый век.
Помимо этого, существовали повойники – нижние головные уборы, предназначенные для замужних женщин. Они имели вид небольших шапочек или чепчиков. Для их изготовления использовали лён и полотно.
Жительницы Бирюченского уезда. Конец девятнадцатого века. В повойниках.
Использовали убрус – массивный головной платок, а в зимнее время – небольшие меховые шапочки и шерстяные платки.
В. Суриков, подготовительный этюд к картине «Боярыня Морозова». Убрус.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.