Праздник трех волхвов

Праздник трех волхвов

Библейские сведения о волхвах, принесших дары младенцу Христу, достаточно скудны. Кто были эти люди? Откуда родом? И почему они проделали такой долгий путь, чтобы поклониться новорожденному? Попробуем ответить на эти вопросы, исходя из различных источников.

Потомки трех рас

Первоначально волхвами называли членов древнеперсидской касты жрецов-зороастрийцев эпохи правления Сасанидов (226-640). В Древней Греции и Риме это наименование также давали выходцам с Ближнего Востока, владеющим оккультными науками. Волхвы занимались астрологией и предсказаниями. Их звали также магами. Впоследствии так стали называть всех оккультистов.

По мнению Иоанна Златоуста и Блаженного Августина, число волхвов составляло двенадцать. Но традиционно считается, что их было трое – об этом свидетельствует и число принесенных даров, в таком количестве их изображают на картинах и фресках… Называют и имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар. В VIII в. английский монах Беда сообщил, что ему явилось Божественное откровение о волхвах. Вот его описание:

«Мельхиор был седокудрым старцем с большой бородой. Каспар был моложе, но не носил бороды; он был краснощекий. Что касается Валтасара, то он относился к черной расе и бороду не брил».

Согласно некоторым преданиям, волхвы являлись потомками прародителей трех человеческих рас: Сима, Хама и Иафета.

Католические источники утверждают, что Каспар, Мельхиор и Валтасар были восточными царями. Этот миф основан на пророчестве Исайи: «И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» (Ис.60:3). Однако по контексту речь идет вовсе не о поклонении Христу, а о строительстве Иерусалимского храма. Так что, вероятнее всего, волхвы были философами и мудрецами, но никак не светскими властителями.

Встреча с Иродом и приношение даров

Имеются свидетельства и о том, что к тому времени, когда волхвы достигли Вифлеема, Иисусу уже исполнилось два года. Однако по другим, более достоверным сведениям, семья Марии и Иосифа тогда находилась уже в Галилее, так что застать их в Вифлееме посетители никак не могли. Возможно, тут произошла некоторая путаница: царь Ирод приказал уничтожить всех вифлеемских младенцев, а младенцами тогда называли всех детей до двухлетнего возраста.

Итак, оказавшись в Иерусалиме, путники отправились на базар, где проще всего было разузнать новости о «родившемся царе Иудейском». Они расспрашивали о нем денежных менял, водоносов, хозяев харчевен – те контактировали с большим количеством людей и могли что-то знать. Увы, тут их ждала неудача, но, сами того не желая, волхвы сослужили Мессии недобрую службу. Слухи о рождении Мессии и его поисках дошли до Ирода. Тот, разумеется, поинтересовался, кого это называют «новым царем Иудеи», и, узнав, что это никому не известный младенец, стал опасаться, что Мессия будет угрожать его власти. Собрав первосвященников и книжников, он попросил их указать место рождения «конкурента». И получил ответ, что это Вифлеем. Два дня спустя коварный правитель тайно пригласил волхвов в свой дворец и сообщил им, что младенец, которого они ищут, должен родиться в Вифлееме. Направив чужеземцев туда, он попросил: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2:8).

Когда волхвы, не подозревая о коварстве Ирода, покинули пределы Иерусалима, они вновь увидели на небе путеводную звезду. Та и довела их до пещеры в Вифлееме, где появился на свет младенец Иисус. Святой Ириней говорит: «Те волхвы, таинственно просвещенные благодатью Господнею, увидев Младенца, познали и уверовали, что Он — Бог, и посему поклонились Ему не только как Царю, но и как Богу, — поклонением, приличествующим Богу. Поэтому и написано: «падши и открывши сокровища свои, принесли Ему дары» (Мф. 2:11).

Дары были тоже особые – золото, ливан и смирна. Святой Лев писал: «Они приносят ливан — Богу, смирну — человеку, золото — Царю, правильно почитая Божие и человеческое естество в единстве, сердцем они в это веруют, а дарами исповедуют». Таким образом, был совершен ритуал поклонения Троице.

Кельнская реликвия

Так как после кончины волхвов причислили к лику святых, останкам их воздавались большие почести. Они хранились сначала в Константинополе, затем были перенесены в Медиолан, и, наконец, в Кельн, где они покоятся до сих пор в соборе Пресвятой Богородицы и святого Петра.

В 1220 г. местный золотых дел мастер Николай фон Верден из Мааса изготовил ковчег для мощей святых Феликса, Набора и Григория Сполетских, а также трех волхвов. Рассказывают, что останки обладают целительной силой, которая передается тем, кто приближается к раке с мощами.

«День трех королей»

В Германии Каспара, Мельхиора и Валтасара, кстати, величают «тремя святыми королями», поддерживая легенду об их «царском» происхождении. 6 января здесь празднуют «День трех святых королей». В этот день сюда стекаются паломники со всей Германии и даже из-за границы. Накануне, вечером 5 января, на улицах появляются процессии мальчиков в белых балахонах, трое из них обряжены в «королевские одежды» и носят на голове «золотые короны». Они ходят от дома к дому и поют песни, прославляющие «виновников» торжества – «трех королей». В каждом храме можно увидеть «вертеп» — рождественские ясли. А возле них разыгрываются театрализованные представления, изображающие принесение волхвами даров младенцу Христу.

Утром 6 января многие немцы пишут на дверях или над входом начальные буквы имен трех волхвов – К + М + В — и указывает текущий год. По старинному поверью, такая надпись оберегает жилище и его обитателей от неприятностей. В этот же вечер принято в последний раз зажигать в доме новогоднюю елку. Считается, что после праздника «трех святых королей» световой день увеличивается «на петушиный шаг».


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.