Современные украшения Узбекистана: традиции ювелирного искусства

Узбекские ювелирные изделия обладают богатой историей, насчитывающей более трех тысячелетий. По мнению историков, первые археологические находки датируются XII веком до нашей эры. Украшения, созданные в Бухаре, Самарканде, Хиве, Ташкенте и Ферганской долине, всегда были востребованы как на Востоке, так и на Западе. Узбекские украшения, подобно индийским, обладали не только декоративной функцией, но и наделялись магическими свойствами. К примеру, рукоятки оружия украшали бирюзой, считалось, что камень способен помочь в сражении, наделив воина силой и отвагой, а ожерелья из янтаря, коралла и мелких монет помогут женщине справиться с бесплодием и сохранить красоту. Количество украшений зависело от возраста и достатка. В Средней Азии женщины продолжают носить украшения с раннего детства.

Уникальность драгоценностям из Узбекистана придают многочисленные мелкие детали и элементы причудливых форм. Многие мастера-ювелиры отдавали предпочтение серебру, однако в Бухаре ценилась работа с золотом. Чтобы изготавливать ювелирные изделия, мастера применяли специализированные инструменты, в том числе дахандам – медную трубочку, посредством которой, выдувая воздух, ювелиры придавали деталям украшений желаемую форму. Для фиксации и вытягивания элементов, а также для закрепления драгоценных камней в изделии использовались тонкие, заточенные щипцы и специальные пинцеты. На рабочем столе ювелира располагалось большое количество разнообразных молоточков, наковален, клещей и щипцов, а весы, помогающие сохранить каждую частицу драгоценного металла, были обязательным инструментом на рабочем месте. Зернь – один из наиболее востребованных приемов в ювелирном искусстве. Он представляет собой узор, состоящий из множества металлических шариков. Ювелиры использовали эту технику даже при работе со стеклом, поэтому в некоторых узорах драгоценные камни дополнялись фрагментами стекла или эмали, схожими по форме. В зависимости от степени чистоты, серебро подразделяли на мягкое и твердое. Из мягкого серебра покрывали изделия, а из твердого формировали проволоку, из которой изготавливали кольца, цепи, серьги….Чеканка по серебру являлась распространенным видом декоративно-прикладного искусства. Это был процесс создания изображений на металлическом листе с использованием специальных инструментов, техник и выдающегося профессионализма мастера. Узбекская чеканка отличается большим разнообразием. Для создания узоров применялись специальные инструменты, такие как стамески различных размеров. Мастер наносил на них удары молотком с заданной силой, что позволяло создавать на изделии отпечатки разной глубины. Многократные удары позволяли получить рельеф, соответствующий планируемому узору. Рисунок узбекских мастеров отличался выразительностью и точностью, что свидетельствует о высоком уровне мастерства исполнителя. У каждого мастера был свой уникальный стиль работы. В ювелирных изделиях применялись как драгоценные, так и полудрагоценные камни, жемчуг, бирюза, кораллы, сердолик. Сердолику придавалось особое значение, поскольку верили, что он приносит удачу, укрепляет здоровье и защищает от неприятностей. Археологические находки древних браслетов свидетельствуют об этом бережном отношении к сердолику – почти все изделия украшены этим красивым и благородным камнем. Узбекские мастера обычно не гранили камни, а предпочитали их шлифовать. При создании изделий они делали акцент не на блеске и сиянии, а на естественном цвете и текстуре, которые были свойственны каждому камню. Бухара на протяжении веков являлась не только крупным поставщиком драгоценностей, но и центром ремесленного искусства, а стиль ее мастеров оказывал влияние на протяжении длительного времени. Он характеризовался большим количеством подвесок и соединений необычной формы, что придавало изделиям легкость и воздушность. В них использовались филигрань, ажурные прорези, зернь, а также самоцветы, такие как аметисты, бериллы, бирюза и кораллы. Изделия ювелиров из Узбекистана характеризуются обилием форм и широким выбором декоративных элементов. В качестве украшений использовались накладки на лоб, нагрудные элементы, браслеты, серьги и кольца… Изучение богатого разнообразия украшений, которые носят женщины в Узбекистане, займет значительное время. Расскажем лишь о некоторых из них.

Женские налобные и головные уборы в Узбекистане

При вручении подарков на свадьбе родственники часто дарят девушкам полные комплекты украшений. Считается, что невеста должна иметь обширную коллекцию различных украшений. В качестве примера можно привести традиционное бухарское изделие Тилля-Кош – золотой кокошник сложной ажурной работы, покрытый позолотой и украшенный бирюзой и множеством фигурных подвесок. Тилля-кош – венец невесты, также известный как «золотые брови», является свадебным украшением, которое имеет глубокие корни и относится к древнейших традиций Средней Азии. Серебряные дуги, покрытые позолотой, повторяют изгиб бровей, над лбом расположена ажурная диадема, украшенная бирюзой или кораллами. Подвески из цветного стекла и жемчуга акцентируют красоту девушки. На голову, по бокам лица, на шею и грудь невесту украшают драгоценностями. Ранее верили, что подобное украшение оберегает девушку от болезней и негативного воздействия. Традиционный наряд невесты включал в себя большое количество украшений. Потрясающие по своей красоте старинные налобные повязки баграк можно увидеть в экспозиции Ташкентского Музея декоративно-прикладного искусства. Это украшение выполнено из серебряных элементов, соединенных между собой и дополненных длинными подвесками. Каждый элемент украшен золочением, тиснением, инкрустацией полудрагоценными камнями, обрамленными мелкозернистой бирюзой. Шашпо – одно из ключевых бухарских украшений. Оно включает в себя несколько нитей, нанизанных серебряными и позолоченными бусами, жемчугом, кораллами, а также шелковыми кисточками с металлическими накладками. Эти украшения наматывали на головной убор, при этом нити свисали вдоль лица.

Узбекские украшения для волос

Нарядный женский костюм дополняли украшения для волос: причёски и подвески для кос, выполненные из чёрного шёлка с серебряными или позолоченными элементами и ажурными украшениями на концах. С появлением ребенка женщина стала носить меньше украшений, и с течением времени их количество уменьшалось, а после сорока пяти лет она ограничивалась лишь кольцами и серьгами.

Серьги

Узбекские мастера ювелирного искусства уделяют особое внимание изготовлению серег. Так, в Ферганской области популярны серьги «кашкар-болдак», а в Бухаре ювелиры предпочитают создавать серьги «шибирмак», напоминающие по форме лепестки. В центре таких украшений обычно располагается крупный, привлекательный камень, нередко драгоценный, например, рубин, который обрамляют жемчужины. Серьги полумесяца, а также модели с подвесками в виде виноградной кисти, с ажурной филигранью или тиснением, были особенно востребованы. Зачастую форма серег отражала символику солнца и звезд.

Кольца и перстни

В Узбекистане также высоко ценятся кольца. Раньше их носили практически на всех пальцах, за исключением третьего, поскольку существовало поверье, что украшение на этом пальце может привести к одиночеству. Кольца украшали драгоценными и полудрагоценными камнями. Особой популярностью пользовались сердолик, кораллы, бирюза, жемчуг и рубины. Зачастую в кольцах был один крупный камень в центре, окруженный небольшими камешками.

Нагрудные украшения

В Узбекистане получили широкое распространение и нагрудные украшения. Они отличались сложной конструкцией, включавшей серебряные пластины, декорированные камнями, филигранью и эмалями, и состояли из нескольких рядов. Узбечки особенно ценили ожерелья, изготовленные из кораллов и переплетенные в несколько витков. В промежутках между коралловыми камнями располагались металлические пластинки с ажурным или эмалированным орнаментом, а в центре ожерелья крепился крупный медальон, декорированный узорами и камнями. Ожерелья из бисера пользовались широкой популярностью. Как правило, на нити нанизывали бисер, чередуя его с монетками или плоскими металлическими пластинами, напоминающими круглые монеты. В украшениях ряды пластин сочетались с цепочками, а в центре ожерелья располагалась пластина, выделявшаяся формой, размером и изысканной отделкой. В старину в ювелирных изделиях Средней Азии нередко встречались амулеты, выполненные в форме футляров. Эти предметы служили не только украшением, но и оберегом. Они отличались разнообразием форм, были искусно декорированы и содержали молитвы, призванные оградить от негативного воздействия. Такие амулеты крепили к ожерельям и носили на груди. Узбекские браслеты отличаются разнообразием: они могут быть тонкими, украшенными изящным узором, или массивными, покрытыми чернью. Они могут быть как замкнутыми, так и открытыми. Зачастую на них выполнялась гравировка, ажурная сквозная резьба, филигрань или сеточка. Узбекские мастера-ювелиры в каждом регионе придерживались уникальных стилей и использовали различные технические приемы. Бухарские ювелиры отдавали предпочтение таким техникам, как литье, ковка, зернь, гравировка, а также накладная и ажурная филигрань, и часто использовали инкрустацию драгоценными камнями. Изделия, созданные мастерами Бухары, высоко ценились за оригинальные формы, изысканную отделку и тщательную проработку нюансов. Среди распространенных бухарских украшений особое место занимает бибишак – ювелирное изделие, выполненное в форме полумесяца и украшенное изображением бутона цветка. Данное украшение носилось на лбу в качестве самостоятельного элемента или на висках в виде пары. Также бибишак известен под другим названием – мохи-тилло, что переводится как «Золотой месяц). Хорезмские женские украшения отличаются уникальным оформлением. В качестве примера можно привести Такьядузи. Это женский головной убор, изготовленный из множества металлических пластин, украшенных подвесками, что придает ему сходство с воинским шлемом. На головных уборах было множество подвесок, выполненных в форме листочков, пластинок и монет, нанизанных на нити. Звук, издаваемый этой декоративной частью при движении девушки, воспринимался как оберег от недобрых сил. Хорезмские украшения отличались более замысловатой формой и изобилием многоярусных мелких подвесок, включавших бусины, камни или металлические пластины. Они демонстрировали превосходные декоративные характеристики и отличались богатством. Все элементы в них были тщательно продуманы, а наиболее яркими были символы плодородия, украшенные цветным стеклом. В изделиях, создаваемых ташкентскими мастерами-ювелирами, нередко применялась накладная филигрань, которая дополнялась цветными стеклами, а в качестве основных цветов использовались красный и голубой. В Самарканде мастера изготавливали изделия, формируя их из маленьких колец, напоминающих соты, и дополняя серебряными цепочками. Легкость и кажущаяся невесомость украшений, созданных самаркандскими ювелирами, вызывают восхищение. Ювелирные изделия, созданные мастерами Ферганской долины, характеризуются утонченным орнаментом, неброской цветовой гаммой и тщательной проработкой деталей. Со временем ремесленники создавали все новые формы, однако в своем творчестве они придерживались черт и традиций регионального искусства. В каждом регионе существовала определенная склонность к конкретному виду камня и способу изготовления изделий. В Хорезме ценились кораллы и бирюза, мастера отдавали предпочтение штамповке, в Бухаре – филиграни, штамповке, жемчугу, рубину; кокандцы предпочитали зернь, в Ташкенте – изделия из золота; каракалпаки создавали серебряные изделия, украшенные сердоликом, сурхандарьинцы – изделия из серебра с кораллами. Несмотря на прошедшие столетия, в мире ювелирных украшений произошли незначительные изменения. Сохранились традиционные узоры и методы декорирования. Изменились лишь инструменты, облегчающие работу ювелиров и позволяющие ускорить процесс ее выполнения. Стоит также выделить неповторимые украшения, создаваемые Зарафшанским заводом ювелирных изделий и Ташкентской фабрикой, использующие традиционный дизайн. Узбекистан находится в самом сердце Средней Азии. История этой страны насчитывает не одну тысячу лет. Это история великих народов. На этой территории возникли первые древнейшие государства: Древняя Бактрия и Большой Хорезм. Через эту землю проходили маршруты Великого Шёлкового Пути. Узбекистан – родина древней культуры, здесь была основана первая в Средней Азии академия наук. В эпоху правления Тимура Самарканд превратился в столицу восточного мира, являясь центром светской, духовной и научной деятельности. На территории Хорезма существовали и трудились выдающиеся ученые и поэты, чье наследие принадлежит всему миру. Город Хива представляет собой музей под открытом небе, где расположены неповторимые здания и сооружения, внесенные в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО. Хорезм славится своими шелковыми тканями, коврами, созданными вручную, вышивкой сюзане, резными деревянными дверями и колоннами, керамическими изделиями и драгоценностями. Ювелирное искусство древних государств достигло значительных высот. Дальверзин-тепе (Дальверзинтепа) – археологический памятник, расположенный на юге Узбекистана, в долине реки Сурхандарьи. В ходе археологических исследований здесь были найдены ценные золотые, серебряные и самоцветные украшения. Обнаруженные на Дальверзинтепе сокровища датируются периодом греко-бактрийского государства. Археологические работы позволили обнаружить изделия из слоновой кости, считающиеся старейшими в мире шахматными фигурами (I-II века н. э.), а также монеты и изысканную керамику. Исследование древнего городища было начато в 1967 году. В ходе работ на его территории найден храм, посвященный бактрийской богине, а также уникальные образцы живописи и остатки буддийского храма, датируемые I веком нашей эры.). На территории современного Узбекистана располагались государства, прошедшие путь от возрождения и процветания до упадка, оставившие после себя ценное культурное наследие. Среди них – Бактрия, Согд, Хорезм, Кушанское царство, Парфия и другие. Все эти государства охватывали территорию современного Узбекистана, либо полностью, либо частично.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.