Историческая справкаИ Ассирия, и Вавилон располагались на территории Северной Месопотамии, которая в настоящее время является частью Ирака.
Ассирия представляла собой государство, существовавшее с XXIV века до н. э. по VII век до н. э. (приблизительно до 609 года до н. э.). Именно в VII веке до н.э. Ассирия была окончательно завоевана Вавилоном и Мидией. Временной промежуток от 750 года до н.э. до 620 года до н. э. характеризуется как эпоха расцвета Ассирийской империи. По сведениям историков, Ассирия являлась первой империей в истории человечества.
Во II-I тысячелетии до нашей эры Вавилон был столицей Вавилонского царства. История города насчитывает ещё времена шумеров – первого и весьма загадочного народа, обитавшего в долине рек Тигра и Евфрата. В эпоху шумеров Вавилон, вероятно, назывался Кадингирра. Наибольшую известность этому первому городу-мегаполису принесла библейская история о Вавилонской башне.
Эта история широко известна: люди задумали возвести самую высокую в мире башню, чтобы достичь небес. Однако их гордыня вызвала гнев Божий, и Он разделил людей, наделив их разными языками. Следует отметить, что башни в Вавилоне действительно существовали, и речь шла не об одной, поскольку башня была самой популярной формой архитектуры в Междуречье. Даже головные уборы вавилонян и ассирийцев напоминали миниатюрные башенки.
Мардук являлся верховным богом в Междуречье и считался покровителем города Вавилон
Идеал красотыОба государства, Ассирия и Вавилон, представляли собой полностью милитаризованные структуры, стремящиеся к территориальной экспансии. Соответственно, идеалы мужской красоты сводились к тому, что мужчины должны были, прежде всего, являться искусными воинами – то есть обладать развитой мускулатурой, которая должна была демонстрировать их мощь и всепобеждающую силу.
Вавилоняне и ассирийцы представляли своих богов и героев в виде могучих и воинственных фигур. Стоит отметить, что сохранилось крайне немного таких изображений, в основном это рельефы. Поэтому делать выводы об одежде и прическах ассирийцев и вавилонян довольно сложно. При этом мужских изображений сохранилось значительно больше, чем женских. На этих рельефах мужчины чаще всего представлены во время сражений, охоты или во время пиров.
Барельеф, изображающий «Охоту на львов». Ниневия, дворец Ашшурбанапала, VII век до нашей эры.
Ассирийцы и вавилоняне имели смуглый цвет кожи, коренастое телосложение, кудрявые или волнистые чёрные волосы и выразительные черты лица.
Мужские прическиУ Знойной волосы, ниспадавшие до плеч, были растрепаны и зачесаны назад, открывая уши. Завивка была неотъемлемой частью мужских и женских причесок. У мужчин волосы завивали плоскими, крупными волнами, расположенными в несколько рядов. Локоны кольцеобразной формы могли обрамлять виски.
Вместо причесок с распущенными волосами мужчины иногда предпочитали укладывать волосы, собирая их сзади в хвост, который фиксировали цветными лентами или заколками. Однако локоны по-прежнему были обязательным элементом прически.
Саргон II вместе с высокопоставленным лицомХорсабад, дворец Саргона II (Лувр)Неоассирийский период, правление Саргона II (721-705 гг. до н.э.)
Внешний вид царствующих особ и их окружения выделялся среди обычных людей, в частности, наличием бород. Например, вавилонские цари носили большие бороды прямоугольной формы, завитые в трубчатые локоны, которые в свою очередь, как и в прическах, были уложены ровными рядами. Так как бороды были очень длинными, в них помимо собственных волос использовались и искусственные локоны – шерсть животных (буйволов, верблюдов, коз).
Владыка принимает почести. Ассирийский рельеф из Нимруда, фрагмент. VII век до нашей эры.
Жрецы не имели бороды и всегда были с чисто выбритыми лицами. Их головы также были выбриты наголо. Помимо жрецов, сбривать всю растительность могли и рабы, но лишь после получения свободы. Таким образом, удаление волос у жрецов и у рабов воспринималось как символ очищения. Вавилонским цирюльникам грозила смертная казнь, если они сбривали волосы с голов рабов, не получивших освобождение от владельца, поскольку такая прическа указывала бы на то, что раб теперь свободен.
Каменная статуэтка богомольца. Лагаш. III тыс. до н. э.
Воины предпочитали носить короткие заостренные бородки, а крестьяне – бороды и усы, состоящие из собственных волос. Прически крестьян и горожан напоминали прически знати: они также были длинными, завитыми и уложенными симметричными рядами, но без использования искусственных прядей, что делало их значительно короче, чем у представителей высшего сословия.
Вавилоняне и ассирийцы также использовали разнообразные головные уборы, которые в основном напоминали колпаки. Воины были вооружены шлемами, а цари носили тиару-кидарис. Этот головной убор представлял собой конусообразную конструкцию с небольшим возвышением на макушке и украшался лентами с бахромой сзади. Название «кидарис» обозначало тонкий белый войлок – материал, из которого изготавливался этот головной убор.
Тукультиапал-Эшарра, известный также как Тиглатпаласар III, правил Ассирией (Месопотамия) в период с 745 по 727 год до нашей эры. В 729-727 годах до н.э. он также занимал трон Вавилонии. На изображении представлен головной убор тиара-кидарис
Женские прическиПричёски женщин, населявших Вавилон и Ассирию, практически не отличались от мужских. Как и мужчины, они носили распущенные волосы, разделенные прямым пробором, а также обязательные локоны, уложенные аккуратными рядами.
В некоторых случаях женщины также пользовались париками, вероятно, подражая египетским модницам.
Женщины из крестьянского сословия и жительницы городов носили распущенные волосы, которые достигали плеч, либо заплетали их в пучки.
Статуя, посвященная богине Иштар (Инанне). Датируется восемнадцатым веком до нашей эры.
Прическа вавилонянокУ жительниц Вавилона была характерная прическа. Она представляла собой прямой пробор, над ушами – крупные, густые валики из волос, напоминающие полушария, на макушке – небольшая шапочка, украшенная бисером и драгоценностями, к которой сверху прикреплялись стебли растений, цветы или перья птиц.
Для декорирования волос женщины использовали ленты, а также вуали.
«Мона Лиза» из Нимруда. Изображение выполнено на слоновой кости. Датируется 720 годом до нашей эры.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.