Точное место возникновения древнейшего искусства парфюмерии остается загадкой, погребенной в тумане веков. По мнению некоторых историков, истоки этого искусства уходят в Месопотамии, некоторые считают, что родина кофе находится в Эфиопии, в то время как другие полагают, что это Аравия, известная с древности как «страна благовоний».
Название «парфюмерия», происходящее от слов «per» (через) и «fumum» (дым), указывает на то, что изначально ароматы создавались путем сжигания смол и древесины. Из этого можно сделать вывод, что истоки парфюмерии связаны с Востоком, где с древних времен добывали такие вещества, как мирра, ладан и многие другие смолы и древесина. Не будем останавливаться на вопросе о том, какая страна является родиной парфюмерии. Рассмотрим парфюмерию Ближнего Востока, а именно арабскую парфюмерию.
«Кто знает край, где небо голубоеБезоблачно, как счастье молодое,Где кедр шумит и вьется виноград,Где ветерок, носящий аромат,Под ношею в эфире утопает,Во всей красе, где роза расцветает,Где сладостны олива и лимон,И луг всегда цветами испещрен…Тот край — Восток, то солнца сторона».Байрон.
Падение Римской империи привело к закату эстетического наследия античности. В эпоху средневековых замков в Европе наблюдалось отчуждение от воды как средства гигиены. Постепенно люди стали забывать поклонение римлян и греков благовониям. А Восток в это же время достиг больших успехов в области парфюмерии.
В конце XI века стартовали крестовые походы, сопровождаемые проникновением восточной культуры в Европу. Европейцы вновь открывали для себя ароматные благовония и эфирные масла. То, что вызывало благоговение у древних римлян и греков, возвращалось и воспринималось как нечто новое. Люди осознали важность воды для поддержания гигиены, оценили её лечебные свойства и восхитились великолепием и безупречностью Востока. И действительно, было чем восхищаться. В период, когда европейцы отказывались от чего-то, а что-то и вовсе забыли, Восток продолжал развиваться…
История парфюмерии восходит к открытию дистилляции растительных веществ, и имя того, кто первым применил этот метод к розовым лепесткам, известно – это великий целитель Авиценна, живший в X-XI веках. Его медицинские труды актуальны и по сей день. Благодаря ему, арабская парфюмерия начала активно развиваться. Он первым начал исследовать химические процессы и успешно использовал их в практике.
За пятьдесят семь лет ему удалось создать множество книг, в которых он описал целебные свойства различных растений, обучил лечению многих недугов и разработал метод извлечения ароматических и лечебных веществ из растений и цветов посредством дистилляции. Все ароматы и сокровища цветочного мира прекрасны, однако недолговечны, поэтому их не могли транспортировать за пределы Аравии.
Дистилляция сделала Восток ключевым регионом и поставщиком эфирных масел. В X веке в Аравии впервые получили этиловый спирт из вина, используя процесс ферментации фруктов. Однако, полученный спирт сохранял привкус исходного сырья. С появлением дистилляции стало возможным получение спирта крепостью 90–96%, чистого, прозрачного и без запаха. Точное время и авторство получения такого чистого спирта установить сложно: упоминания о нём варьируются от XI века в Аравии до XVII века во Франции.
Арабы и персы достигли выдающегося мастерства в создании ароматов, однако самым востребованным запахом для них всегда была роза. Сегодняшние арабские парфюмеры продолжают утверждать, что настоящий высший класс парфюмерии немыслим без аромата розы. Запах розы отличается сложностью: каждый сорт обладает своим уникальным ароматом, с индивидуальными нотами и оттенками.
По мнению одного из поэтов, роза – это дар, ниспосланный Аллахом, и на протяжении веков она являлась вдохновением для поэтов. Персия славилась сказаниями и песнями, посвященными розе. Знаменитый Хафиз особенно часто воспевал розу в своих стихах, и был похоронен рядом с большим розовым садом.
«Я вышел на рассвете, чтобы сорвать розы в саду, И трелей соловья услышал череду;Несчастный, как и я, любовью к розе болен,И на лужайке он оплакивал беду».
Хафиз искренне любил цветы и их благоухание, часто воспевая их в своих стихах и используя образ розы для описания возлюбленной.
«Твой вид поистине очарователен, подобно лепестку розы Твоя осанка напоминает кипарис. Насколько же ты прекрасна! Твой облик преображает сад моей души; твои Аромат жасмина исходит из твоих волос. Ты выглядишь восхитительно!»
Персидский край поэты называли «Гюлистан» — «сад роз». Слово «гюль», означающее розу, было одним из самых прекрасных в персидском языке. Розы были распространены повсеместно: их культивировали в пышных садах правителей, они украшали сады, комнаты, купальни и даже усыпальницы, не обходились без них и на празднествах. Жизнь мусульманина была немыслима без розовой воды. Ею омывали дома, одежду, использовали в ритуальных омовениях и в медицинских целях. Так, знаменитый мусульманский полководец Саладин, одержав победу над крестоносцами во время крестовых походов, перед посещением мечети Омара в Иерусалиме повелел омыть розовой водой пол, стены и даже скалы, на которых она располагалась.
Дамаск является основным местом культивирования роз, и именно поэтому одна из самых изысканных и душистых роз носит название дамасская.
Благодаря своим уникальным свойствам эфирное масло розы приобрело огромное значение в парфюмерной индустрии. Именно с розой Авиценна впервые осуществил процесс дистилляции. Производство розовой воды было налажено в промышленных масштабах. Наряду с розой, в состав парфюмерных композиций часто включали мирру и ладан, амбру и мускус, а также восточные смолы, сладкую ваниль или сандаловое дерево. Использование розы, жасмина, флердоранжа, а также древесные ноты сандала, кедра и ветивера стало определяющим фактором при создании изысканных ароматов.
Арабские парфюмеры также использовали пряные ароматы, включая перец, гвоздику, древесные и животные ноты. В то время стали популярны ароматические курильницы, наполнявшие помещение благоухающим дымом. Эти курильницы делали из дерева, внутреннюю часть обшивали металлом и покрывали плетеной крышкой. Восточная культура, ориентированная на чувственные ощущения, характеризуется большей тягой к интенсивным запахам, чем европейская.
Для возведения мечетей использовали строительные материалы с высоким содержанием мускуса. Эти здания постоянно источали приятный аромат, который усиливался под воздействием солнечного света. Предпочтение насыщенным запахам было обусловлено климатическими условиями, и европейцам было сложно понять или даже выдержать такое сильное благоухание.
На протяжении веков с Востока следовали караваны и корабли… Они доставляли драгоценные грузы в изысканных флаконах – ароматы, рожденные не только мастерством парфюмеров, но и самой природой. В их создании сочетались солнечный свет, земля, человеческий труд и секреты растений.
Восточные земли, поражавшие невиданной роскошью, разрабатывали новые методы извлечения эфирных масел, бальзамов и других ценных ингредиентов, оттачивая мастерство парфюмеров и создавая изысканные флаконы, богато украшенные золотом и драгоценными камнями. В садах и гаремах благоухание ароматов дарило наслаждение душе и телу, наполняя воздух пленительным запахом, а морской бриз то смягчал, то усиливал этот аромат, насыщая все чувства запахом соблазна и очарования.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.