Одежда и стиль эпохи 1880-х годов

В первой половине 1880-х годов мастера костюма создали одно из наиболее успешных произведений своего мастерства. Тяжелые и неудобные кринолины, искажавшие женские пропорции и создававшие неестественные формы, были заменены костюмом, в котором устранили все избыточное. Женская фигура освободилась от нелепых и порой обезображивающих конструкций. В 1880-х годах костюмеры стремились подчеркнуть естественные пропорции женской фигуры. Главная роль принадлежала корсету, изначально он создавался по образу естественных изгибов тела, с целью некоторой коррекции пропорций. Корсет плотно облегал торс, обеспечивал стройный силуэт и формировал естественное положение линии талии и бедер.

В платье, характерном для первой половины 1880-х годов, ткань плотно облегала корсет, точно воспроизводя его изгибы. Это создавало ощущение скульптурной четкости и выразительности силуэта. В этот период платья, предназначенные для любых случаев, имели одинаковую длину спереди и сзади, демонстрируя туфельку, но задняя часть формировала небольшой отворот, аналогичный шлейфу). Использование пышных нарядов сопровождалось увеличением длины трена, а его изысканное оформление указывало на предназначение платья. Трен напоминал русалочий хвост. Сзади крепилась петля для кисти руки, позволяющая управлять этим «хвостом» и перемещать его в стороны при ходьбе.

«(Аннинька вошла в столовую к чаю, одетая в роскошное шелковое платье, которое шуршало при каждом движении, и она умело лавировала с ним между стульев).

Для того чтобы управляться с этим нестандартным приспособлением, требовалось определенное мастерство, а возможно, и талант, позволяющий лавировать, обходить препятствия и избегать столкновений». В эпоху, которую она представляла, ее стиль нередко описывали как «мода обнаженности» или «нагое платье». Подобные характеристики часто использовались для описания социального положения женщин в буржуазном обществе. О положении женщины того времени можно было узнать из выдающихся литературных и художественных произведений. Огюст Ренуар представляет нам очаровательных женщин, одетых в соответствии с последними тенденциями моды, в нарядах, которые подчеркивали красоту их тела и представляли его как важную характеристику. Ги де Мопассан и Эмиль Золя в своих произведениях не просто повествуют о жизни буржуазного общества, но и параллельно описывают одежду персонажей. Эти описания позволяют понять, насколько значимым было умение портного в создании привлекательного внешнего вида, которым женщина дорожила, и как часто безупречность этого образа служила инструментом для торговли своей женственностью. «…На ней было платье из светло-голубого кашемира, которое подчеркивало изящную талию и пышную грудь. Белые кружева, украшавшие корсаж и короткие рукава, открывали голые руки и шею.
Темное, очень простое платье облегало и обрисовывало всю ее фигуру.
Рене носила декольте с таким презрением к посторонним взглядам, столько спокойствия и нежности было в ее наготе…мужчины проталкивались вперед, чтобы увидеть…этот цветок, созданный для неги, с атласной кожей и наготой статуи…».
Современники отмечали, что работы Огюста Ренуара тесно связаны с реальной жизнью и изображают парижанок того времени. Женские образы, созданные Ренуаром, до сих пор способны вдохновлять современных дизайнеров. В этот период крой «принцесс» считался одним из наиболее утонченных фасонов для женских платьев. Его нередко изготавливали из валансьенского кружева, бархата или органди – тонкой и мягкой хлопчатобумажной ткани, немного плотнее кисеи). Создание скульптурного изваяния, воссоздающего одеяние того времени, являлось сложной задачей для портного, поскольку крой, характерный для первой половины 1880-х годов, несмотря на свою кажущуюся простоту, включал в себя множество нюансов. Юбки нередко состояли из нескольких слоев, дополненных драпировками, плиссировками и треном. Образ завершали разнообразные декоративные элементы и аксессуары, такие как жабо, муфты, сумочки, шляпки, перчатки, зонты и другие. Шляпы отличались небольшим верхом и широкими, слегка опущенными полями. Их декоративным элементом служили страусиные перья и искусственные цветы. На первый взгляд, мода начала 1880-х годов ориентировалась на естественные очертания тела, подчеркивала красоту женской фигуры, и казалось, что дальнейшее развитие должно было лишь усовершенствовать эти тенденции, однако… Влияние моды на ближайшие пять лет обесценило все прежние покупки и разработки… Наступила новая волна перемен.

Мода второй половины 1880-х годов

К концу 1880-х годов турнюр вновь вошел в моду, причем в весьма экстравагантном виде. Его конструкция стала более сложной, что создавало неестественные линии и искажало пропорции женской фигуры. Характерными чертами костюма были высокий воротник, закрывающий область под подбородком, длинный шнип и рукава, как правило, узкие и длинные или длиной три четверти. Верхняя часть туловища казалась вытянутой. Ограниченность условий жизни, наличие общественного городского транспорта и вовлечение женщин в трудовую деятельность стали причиной укорочения юбок. Теперь край юбки, как в праздничной, так и в повседневной одежде, открывал практически всю туфельку. Юбка представляла собой объемную конструкцию с обилием оборок, рюшей и драпировок, ниспадающих с пояса. Внешний вид женщины казался гротескным. Гармоничные пропорции между верхней и нижней частями тела были нарушены: чрезмерный объем талии не сочетался со строгим лифом и выступал сзади под почти прямым углом к фигуре, напоминая огромный ящик за спиной. Именно так в то время представлялось художественное совершенство форм. Такие чрезмерные объемы вызывали поток сатирических замечаний. Здравомыслящие люди, или, как говорят сегодня, люди, способные к размышлениям, были крайне возмущены этими конструкциями. Турнюры 1880-х годов отличались более простой конструкцией по сравнению с моделями, которые носили дамы в первой половине 1870-х. Они состояли из разнообразных проволочных элементов, прикрепленных к металлическому поясу, обеспечивающему горизонтальное положение турнюра. В этот период активно развивается искусство басонных работ. Слово «басон» происходит от французского «passament» – галун, тесьма. Костюмы становятся более декоративными благодаря использованию кисточек, бахромы, шнура, галуна и помпонов, которые часто имеют узорную или плетеную форму. Все эти элементы изготавливались из разнообразных материалов, покрывались шелком и украшались бисером, что придавало им красоту и изысканность. Декоративные элементы удачно подчеркивали фактуру различных тканей. Особенно модницы декорировали свой турнюр, делая его ещё более массивным. Каким-то образом, совсем недавно, всего пару лет назад, в первой половине 1880-х, можно было любоваться красотой и изяществом женского тела, естественными, плавными линиями и гармоничными пропорциями, а теперь – вызывающие, нелепые формы турнюра, напоминающего диван, прикрепленный к моднице. Рукава нередко изготавливались из двух слоев ткани, аккуратно подгибались по верхнему краю и слегка приподнимались над плечом. Это указывало на стремление к увеличению верхней части рукава. Позднее, в 1890-х годах, эта тенденция получит дальнейшее развитие, приводя к тому, что рукава приобретут весьма внушительные размеры. Корсет в период с 1880-х годов использовался для акцентирования внимания на груди, талии и плавных контурах бедер. Объемный турнюр необходимо было уравновешивать, создавая иллюзию большего бюста. Для достижения желаемого эффекта некоторым модницам приходилось использовать специальные накладки или сильно стягивать талию. На белье также отметили использование тончайшего батиста, украшенного изящным кружевом валансьен. Панталончики заканчивались под коленом и плотно облегали ноги, декорированные вышитыми воланчиками или кружевом. Шелковые чулки изготавливали в сером, жемчужном или телесном оттенке. Несколько нижних юбок из муслина надевали одновременно. В те времена театр служил для многих не просто культурным досугом, но и площадкой для демонстрации оригинальных нарядов, а следовательно, мастерства портных. Он выступал и как модная лаборатория, и как ее подиум. Критики искусства в этот период уделяли больше внимания костюмам, чем игре актеров, и это соответствовало интересам публики. Актрисы открыто демонстрировали новые наряды, вызывая споры и задавая модные тенденции. Сара Бернар стала главной иконой стиля 1880-х годов и оказала влияние на последующие годы.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.