Что представляет собой красота? С каких пор люди используют цветы или бусы из цветных камней для украшения? Какова цель создания произведений искусства – от рисунков животных на стенах пещер до работ современных художников? Как мы определяем, что определенное лицо или картина красивы, а вот эта ваза выглядит не очень привлекательно? И почему нам так важно быть красивыми и окружать себя красивыми предметами?
Фотограф Тим Уолкер, W magazine, 2015 год
На протяжении всей истории человечества философы, искусствоведы и художники стремились найти ответы на эти вопросы. О природе красоты размышляли актеры, модельеры, модели, писатели…
Красота — это вечность, длящаяся мгновение.Альбер Камю
Красота становится живойи интересной, когда она скрыта одеждой. Моника Белуччи
Изучением красоты в искусстве, природе и жизни занимается целая дисциплина – эстетика. Слово «эстетика» происходит из древнегреческого языка и означает «чувство, чувственное восприятие». Несмотря на то, что эстетика является философской областью, концепция восприятия красоты через эмоции и чувства, а не посредством логического мышления, находит отклик и в современной нейрофизиологии.
От философии к наукам о мозге
Как мы воспринимаем красоту? Как и весь окружающий нас мир, – через зрение. Однако, если быть откровенными, наше зрение далёко от совершенства.
Люминесценция минералов в ультрафиолетовом излученииМинералогический музей имени А. Е. ФерсманаФотография I. P. Vtorov (Википедия)
Мы воспринимаем окружающий мир, фокусируясь лишь на непосредственной близости. Наш взгляд не обладает широким углом обзора, как у насекомых с их фасеточным зрением, которое обеспечивает практически круговой обзор и трехмерное восприятие. Кроме того, мы не способны видеть весь спектр цветов, в отличие от некоторых насекомых. Человеческий глаз различает семь цветов радуги, или, другими словами, свет в диапазоне длин волн от 400 до 700 нанометров. Фасеточный глаз насекомых позволяет им воспринимать ультрафиолетовое излучение – свет с длиной волны от 10 до 400 нм.
Мы не воспринимаем окружающий мир целиком и сразу. Однако в данном случае причина не в наших глазах, а в мозге. Он достраивает создаваемое им изображение, являясь при этом склонным к фантазированию. «Согласно исследованиям, проведенным одним из известных университетов, порядок расположения букв в слове не имеет значения». Понимаете, как это работает? Наше зрение не охватывает все сразу. Глаза фиксируют лишь ключевые элементы, позволяющие, к примеру, различить стол и кровать, а мозг, опираясь на ранее полученные знания об этих объектах, дополняет картину.
Фотограф Siegfried HansenПример иллюзии восприятия
Основное различие между галлюцинацией и реальным восприятием заключается в стабильности событий и объектов. В отличие от этого, при галлюцинациях или во сне события и объекты могут двигаться хаотично. Именно этот принцип произвольного перемещения событий и объектов лежит в основе воображения.
Кадр фильма «Алиса в Стране чудес», вышедшего в 2010 году
Воображение
Именно благодаря воображению создаются произведения искусства, начиная от детских рисунков и заканчивая выдающимися архитектурными памятниками, такими как замок Нойшванштайн.
Замок Нойшванштайн
Нейрофизиологи утверждают, что зрительное воображение – это особенная человеческая способность. Она позволяет проигрывать в уме предстоящие действия, избегая рисков и негативных последствий. Так, наши предки могли в воображении продумать охоту на крупных животных, например, мамонта. Изначально мозг помогал нам выживать, а затем мы начали использовать его для других целей. Когда мы стали применять свой мозг для целей, отличных от выживания, возникло искусство и представления о красоте. Это можно считать одним из непредвиденных результатов эволюционного процесса.
Эволюционировать могут и костюмыВнешний вид костюма Падме из «Звездных войн» представляет собой сочетание элементов: японского костюма и макияжа, испанских воротников XVII века, а также белизны, характерной для романтизма XIX века, создавая тем самым новый образ для обитателей других планет
Красота как побочный эффект эволюции
Соблюдение определенных принципов позволяет создавать произведения искусства – картины, скульптуры или одежду – которые будут эстетически привлекательными и вызывающими положительные эмоции у зрителей. Неслучайно в учебных заведениях, таких как Академии искусств, изучают такие дисциплины, как композиция и цветоведение.
Рафаэль «Сикстинская мадонна»
Объединение элементов, расположенных поблизости (например, как в натюрмортах) или использование схожих оттенков одного цвета, позволяет произведениям искусства восприниматься как единое, законченное целое. Аналогичный принцип применяется и в одежде: вещи должны соответствовать одному стилю, и нередко подбираются цвета, лишь незначительно отличающиеся друг от друга (например, темные к темным, светлые к светлым).
«Шарлотка»Фотограф Катя Рашкевич
Это неслучайно. Мозг изначально настроен на выявление скрытых объектов, таких как опасный хищник, затаившийся за деревьями. Поэтому мы склонны объединять схожие элементы в единое целое и выделять границы объектов, чтобы ощущать себя защищенными.
Фотограф Майлз Олдридж
Дизайнерам и художникам хорошо знаком контраст, то есть сочетание противоположных цветов. Он всегда выглядит эффектно и, самое главное, привлекает внимание. Яркий пример – красные ягоды на зеленой листве, это и есть демонстрация контраста. Контраст помогает различать границы объектов, а группировка позволяет обнаружить скрытые элементы. Эти характеристики были критически важны для выживания. И наш мозг отлично реагирует на них.
Современные стилисты часто используют контрастные сочетания для выделения деталей образа. Так, розовая брошь на красной блузке будет практически незаметна, сливаясь с ней. В этом случае необходим контраст, например, синяя брошь. Желтые туфли, желтая сумка и желтый пояс, дополненные золотыми кольцами и цепочкой, могут стать завершающим штрихом к черному платью, создавая ощущение единства. Аналогичный эффект достигается при сочетании красной блузки и синего шарфа, например, с красными акцентами.
Не стоит сочетать все элементы сразу, так как это может выглядеть нелепо и безвкусно. Более простые образы всегда выглядят выигрышнее. В качестве примера можно вспомнить маленькое черное платье Коко Шанель и нитку жемчуга.
Сравните
Этот же принцип применим и к японской эстетике ваби-саби, которая характеризуется «непритязательной простотой».
В живописи тушью суми-э принцип ваби-саби проявляется как признание красоты в несовершенстве, мимолетности и простоте
Наше восприятие также формируется особенностями работы мозга. Мозг имеет ограниченные ресурсы внимания. При виде человека, одетого слишком ярко, возникает мысленное возражение: «Вас много, я один.
Фотограф Тим Уолкер, W magazine, 2015 год
Именно поэтому, учитывая ограниченный лимит внимания нашего мозга, набросок может выглядеть более привлекательным, чем масштабная картина с обилием деталей и красок. Восприятие детализированной картины требует больше концентрации, чем восприятие наброска. Аналогичная ситуация наблюдается и с одеждой: чем больше фактур и цветов используется, тем быстрее возникает ощущение перегруженности. Простой и лаконичный образ воспринимается лучше – это позволяет нашему мозгу расслабиться.
Будьте проще и люди потянутся к вамВерно не только для описания вашего поведения, но и для вашей одежды
Наш мозг обладает еще одним любопытным качеством: он склонен к решению головоломок.
И здесь мы вновь сталкиваемся с галлюцинациями. С воображением. Наш мозг постоянно разрешает двусмысленности, сопоставляет шаблоны и проверяет предположения, когда мы воспринимаем окружающий мир. Недосказанность всегда привлекает наше внимание, и это справедливо для любого произведения искусства.
Эдгар Дега«Голубые танцовщицы»
Правило третей или же никакой уникальности
У многих из вас есть Instagram, что означает, что вы знакомы с правилом третей. Для редактирования фотографий в Instagram существует сеточка, помогающая соблюдению этого правила. Правило третей гласит: располагайте объекты в направлении от центра на одной из сторон.
С.Дали«Постоянство времени»Правило третей
Суть в том, что, напоминая о галлюцинациях, стоит учитывать, как мозг формирует наше восприятие окружающего мира, и как мы склонны искать закономерности. Отсутствие совпадений вызывает у нас дискомфорт. Расположение объектов в пространстве, изображенное на картинах или фотографиях, должно соответствовать тому, что мы наблюдаем в реальности. Например, дерево, расположенное строго по центру перед нами, с двумя холмами по бокам, представляется необычным (это вызывает подозрения у нашего мозга). Гораздо более привычным и понятным кажется дерево, находящееся левее или правее этих холмов.
Дерево (пальма) и холмыКартинка взята из книги «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми» Автор Вилейанур С. Рамачандран
И, наконец, симметрия. Мы склонны воспринимать симметрию как нечто привлекательное, и этому есть свои биологические объяснения. Прежде всего, зрение и мозг запрограммированы на распознавание живых существ – потенциальных угроз или источников пищи. Поскольку симметрия является общей чертой для большинства живых организмов – наличие двух ушей, четырех конечностей и тому подобное – она привлекает наше внимание.
Квазимодо
Паразиты и болезни также могут быть причиной асимметрии. Как правило, эти факторы приводят к нарушению симметрии. Для воспроизводства необходимы здоровые особи, поскольку асимметрия является индикатором заболеваний. Мы склонны отдавать предпочтение симметрии, воспринимая ее как эстетичный признак.
Фотограф Тим Уолкер, W magazine, 2015 год
По мнению науки, красота – это следствие эволюции, возникающее благодаря нашей способности использовать вещи, включая собственный мозг, не только для выполнения их непосредственных функций, но и с применением фантазии.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.