Одежда и стиль эпохи второй половины XIX века

В период 1870-1880-х годов в моде находился позитивизм. Данный стиль в европейском искусстве второй половины XIX века затрагивал преимущественно декоративно-прикладное направление.

Пьер-Огюст Ренуар «Прогулка» 1870 год

Позитивизм, в отличие от классицизма или же барокко, позитивизм не характеризовался «великолепием» или «монументальностью». В отличие от «великих стилей», например, классицизма, он не охватывал все виды искусства, а ограничивался лишь некоторыми из них. Так, в период 1870-1880-х годов позитивизм проявлялся в европейской моде, тогда как в живописи доминировал реализм и зарождался импрессионизм.

Пьер-Огюст Ренуар «В саду» 1888 год

Позитивизм, как и другие стилистические направления XIX века, особенно ярко отразился в женской моде. Мужской костюм в этот период практически не претерпел существенных изменений. Во второй половине XIX века мужской костюм-тройка, состоящий из брюк, жилета и пиджака, стал общепринятым. После 1875 года сюртуки и фраки перестали использоваться в качестве повседневной одежды. Также исчезли разноцветные фраки. Вечерний фрак теперь всегда изготавливался черного цвета.

Иван Крамской«Портрет художника Ф.А.Васильева» 1871 год

В отношении костюма-тройки стоит отметить, что жилет, брюки и пиджак теперь изготавливаются из материалов одной фактуры и обычно имеют однотонный окрас.

Илья Репин «Портрет художника Г.Г.Мясоедова» 1884 год

Шляпы-цилиндры постепенно выходят из употребления и сегодня используются преимущественно для посещения оперы. В повседневном гардеробе все большую популярность приобретает более сдержанный головной убор – котелок.

Илья Репин «Портрет Третьякова» 1883 годИзображение Третьякова, известного как промышленник и меценат, основателя Третьяковской галереи

В женской одежде позитивизм как стиль получил широкое распространение с 1870-х годов XIX века. Благодаря этому он сменил предыдущие тенденции второе рококо.

Пьер-Огюст Ренуар «Танец в городе» 1883 год

Первоначально мода диктовали кринолины – специальные каркасы, предназначенные для создания пышных юбок, характерных для стиля рококо. Эти каркасы были очень широкими, что затрудняло передвижение, поскольку женщины попросту не могли видеть, куда наступают, из-за обилия ткани. В результате юбки стали постепенно уменьшаться в передней части, а вся конструкция каркаса сместилась назад.

Пьер-Огюст Ренуар «Танец в Буживале» 1883 год

К 1870-ым годам женские платья приобрели необычный фасон: они были прямыми спереди и объемными сзади. Такой силуэт напоминал букву «S». Платья с S-образной формой впоследствии стали ключевой чертой стиля позитивизм в женской одежде.

Пьер-Огюст Ренуар«Танец в деревне» 1883 год

Считается, что к созданию платьев с турнюрами, каркасом под юбку в стиле позитивизм, мог быть причастен и известный модельер второй половины XIX века Чарльз Ворт. По одной из легенд, он заметил, как служанка, переступая через лужу, приподняла по бокам юбку своего платья, и это послужило вдохновением для создания платьев с турнюрами.

Пьер-Огюст Ренуар«Женщина с попугаем» 1871 год

Эти платья получили название «тюник» и характеризовались наличием турнюра. Турнюр представлял собой конструкцию из проволоки, плетеное основание, напоминающее корзину, или подушечку, которая крепилась под платьем ниже талии для создания более пышной формы.

Комплект нижнего белья 1880 год

Лиф платья «тюник» отличался гладкой и облегающей конструкцией. Рукава были прямыми. В повседневном варианте платья присутствовал воротник-стойка. Бальные платья в стиле позитивизм могли иметь горизонтальное декольте и небольшой шлейф. Юбка платья имела прямой крой и дополнялась треном. Трен обычно драпировался на турнюре, формируя на спинке платья драпированные или заложенные бантовыми складками полотнища. Ниже трена ткань юбки платья закладывалась складками и могла фиксироваться тесьмой с изнаночной стороны.

Изображение, взятое из журнала о моде, датируемого второй половиной XIX века]

Женщины могли выбирать не только платье «тюник», но и костюм-тальер, который пришел в европейскую моду из Англии. Этот костюм был популярен среди наездниц и тех женщин, которые выступали за равноправие. Именно в конце XIX века стали появляться первые женщины-эмансипированные, и сформировалось само понятие феминизма. Французская писательница Жорж Санд стала образцом для многих женщин XIX века, стремившихся к равноправию с мужчинами, в том числе и в вопросах одежды.

Невозможно было остаться в стороне от моды на необычные платья-тюники художники-карикатуристы XIX векаОдна из сатирических иллюстраций, высмеивающих моду на позитивизм Журнал «Ульк» Берлин 1883 год

Костюм-тальер во многом походил на мужскую тройку. В его состав входили юбка, блузка и жакет. Женщины нередко дополняли такой костюм накрахмаленными воротничками и манжетами, позаимствованными из мужского гардероба. Наиболее экстравагантные модницы использовали мужские галстуки в качестве аксессуара.

Фотография Жорж СандОдной из наиболее знаменитых писательниц XIX века звали Амандина Аврора Люсиль Дюпен Издатели отказывались публиковать ее книги под женским именем, поэтому она выбрала мужской псевдоним, полагая, что ее произведения посчитают более серьезными

Платьем в стиле позитивизма было также платье из тафты, декорированное оборками на рукавах и вырезе. К тому же, нижняя часть юбки была украшена бахромой. При движении оборки издавали шелест, который в то время считался актуальным и назывался «фру-фру». Иногда это платье именовали «вокализ», подчеркивая его звучность.

Ганс Макарт – австрийский художник, оказавший значительное влияние на формирование модных тенденций В 1870-е годы его мастерская являлась центром модной жизни Австрии «Женский портрет»

Также были популярны различные виды домашней одежды, такие как халаты в стиле кимоно, пеньюары и капоты – верхняя одежда свободного кроя.

Ганс Макарт «Изображение дамы в красной шляпе, украшенной перьями»

Для платьев в стиле позитивизм выбирали разнообразные шляпы, преимущественно небольшие. По мере того как причёски становились всё более высокими, к XX веку женские шляпы всё чаще напоминали накладки, декорированные цветами, перьями и миниатюрными фигурками птиц. Представительницы высшего общества использовали кружевные зонтики для защиты от солнца, перчатки из деликатных тканей, миниатюрные сумочки, соединенные с длинным шнуром, и длинные бусы.

Иван Крамской«Портрет Софьи Крамской» 1882 год

Платья, выполненные в стиле позитивизм, в большинстве случаев изготавливались из бархата и шерсти. Изначально для них выбирали темные оттенки, но впоследствии в моде стали светлые цвета.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.