Одежда и стиль эпохи романтизма в XIX веке

В XIX веке художественные стили и мода менялись стремительно. И к 1830-м годам на смену стилю ампир приходит романтизм. Романтизм пробудет недолго. С середины XIX века в моду войдет стиль второе рококо, а уже к 1870-ым годам его сменит позитивизм.

В женском костюме XIX века наблюдались наиболее заметные изменения в стиле. Мода претерпевала значительные трансформации. В отличие от мужского костюма, который в целом оставался неизменным на протяжении всего XIX века. К началу XIX века женщины предпочитали носить скромные платья рубашечного типа с рукавами-фонариками, однако к 1830-м годам корсеты и богато украшенные платья с объемными юбками снова становятся популярными. Платья в стиле романтизм подразделяются на повседневные и предназначенные для балов. Повседневные платья не имеют глубокого декольте. Бальные платья, как правило, отличаются открытыми плечами. Рукава бальных платьев могут быть как короткими, так и длинными. С платьями с короткими рукавами носили длинные перчатки. Характерной чертой платьев в стиле романтизм является то, что рукава и юбки имеют форму, напоминающую колокол. Платья отличаются по цветовой гамме. В тренде платья в клетку. Шали и шарфы дополняют платья. Например, шарф эшарп, ниспадающий сзади на талию, затем перекинутый спереди на согнутые в локтях руки. Или же шарф боа – круглый аксессуар из меха или страусиных перьев. В моду входят шляпы. В эпоху романтизма особой популярностью пользуется капор – головной убор с высокой конструкцией для укладки волос на затылке и широкими полями, которые обрамляют лицо и сужаются к затылку. Капор крепился к голове с помощью широких лент, завязывавшихся под подбородком в форме банта. В числе популярных тенденций присутствует и женская одежда для верховой езды, известная как платье-амазонка. Платье-амазонка включало в себя длинную юбку из плотной ткани и прилегающую кофточку. Завершали образ шляпа с вуалью и перчатки. В европейском искусстве стиль романтизм получил наибольшую популярность в Англии и Германии. Художники Англии того времени создавали печальные пейзажи, изображавшие пасмурную и туманную погоду, а писатели описывали истории о бедных, но благородных девушках, которые, попав в загадочный замок с привидениями, преодолевая все трудности и испытания, становились его хозяйками и выходили замуж за прекрасных принцев. Таким образом, создавались и романтические пейзажи, и знаменитые английские романы XIX века. Романтизм отличался не только вниманием к чувствам и переживаниям аудитории, но и интересом к истории. Причем этот интерес проявлялся в обращении к прошлому, к истории и мифологии собственной страны, а не, к примеру, как это было ранее, к мифологии Древней Греции. В эпоху романтизма англичане обращаются к образам короля Артура и рыцарей Круглого стола, а французы – к Жанне Д’Арк. В этот же период создаются сказки и фиксируются легенды. Для жителей первой половины XIX века самым привлекательным историческим периодом становится Средневековье. Этот интерес проявляется и в моде эпохи, особенно в украшениях. Так, в моду входят ферроньерки – изящные женские головные украшения, представляющие собой узкие ленты, украшенные драгоценными камнями. Восточная культура также привлекала внимание наряду со Средневековьем. XIX век ознаменовался эпохой колониальных империй, и как Англия, так и Франция владели колониями в восточных странах. В моде это увлечение Востоком проявилось как в использовании восточных узоров, так и в распространении халата – вида мужской домашней одежды. В целом, мужской костюм эпохи романтизма не претерпел столь существенных изменений, как женский. Мужчины продолжали носить светлые брюки-панталоны, дополняя их жилетом, фраком или сюртуком более темных тонов. Также были распространены различные типы пальто, среди которых особенно популярным было каррик – пальто с несколькими воротниками. В то же время, появились и определенные изменения. Например, в эпоху романтизма становится популярной клетчатая ткань. Кроме того, именно в этот период зарождается тип денди. По мнению исследователей, истоки дендизма уходят в стремление представителей состоятельных семей выразить несогласие с унифицированным стилем мужской одежды, характерным для всех сословий в XIX веке. Дендизм неразрывно связан с именем Джорджа Браммела. Он признан не просто самым известным, но и первым денди в истории. Именно Браммел впервые предложил принцип «небрежной элегантности» в одежде, ставший ориентиром для всех, кто стремился к дендизму. Джорджа Браммеля в первой половине XIX века признавали не просто законодателем моды, но даже называли «премьер-министром элегантности». В числе его друзей были наследник английского престола и будущий премьер-министр Англии, которые также стали последователями идеалов денди.В своей книге «Мужской и женский костюм» Джордж Браммел поделился своими представлениями о моде». Мужской костюм, выполненный в стиле «небрежной элегантности», предполагал нарочитую небрежность: воротник белой рубашки оставался незастегнутым, шейный платок повязывался небрежно, а волосы намеренно укладывались с легкой растрепанностью. При этом костюм обязательно должен был быть сшит из качественной ткани, а значительное внимание уделялось выбору аксессуаров. Денди демонстрировали свой статус с помощью перчаток, которые почти никогда не снимались, дорогих часов, трости или зонта-трости. Шляпа-цилиндр являлась неотъемлемой частью мужского костюма эпохи романтизма. Предпочтение отдавалось коротким стрижкам. Бороды и усы не приветствовались, но бакенбарды были в моде.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.