Люси Дафф-Гордон — известный в конце XIX — начале XX века британский модельер. Ее имя хорошо помнили тогда, особенно под псевдонимом Люсиль. Люси Дафф Гордон прославилась как создательница нижнего белья и вечерних платьев. Именно ей принадлежит идея модных показов, выпуска одежды, белья, парфюмерии и аксессуаров под одним брендом, присвоения названий нарядам и коллекциям, а также появление предмета, ставшего прообразом современного бюстгальтера.

Люси изготавливала кружевное нижнее белье, прозрачные пеньюары и вечерние платья, не требующие корсетов. Более того, она умела для каждой женщины сшить платье и создать образ в целом, сочетая наряд с аксессуарами: шляпой, сумочкой, обувью, декоративными деталями и прической, которая также играла главную роль в образе. Такой подход сегодня называют работой стилиста. Люси все это делала сама. В начале ХХ века, конкретно в 1910-х годах, показы мод переросли в настоящее шоу. До этого дизайнеры старались скрывать свои новинки, ограждая их от посторонних взглядов, включая фотографов из прессы. Появление модных показов связывают с именем Поля Пуаре и Люси Дафф Гордон. Размышляли о том, что важно не только создавать красивые вещи, но и привлекать к ним внимание широкой публики. Для этого к модным показам стали привносить театральность. Ранее демонстрируемые модели именовались номерами для удобства запоминания нарядов, а Люси Дафф Гордон предложила давать им поэтические названия: «Любовь в тумане», вечернее платье «Счастливое»… . В своих дефиле она применяла музыку, давая возможность девушкам-моделям свободно двигаться и танцевать. Это позволяло зрителям представить, как будут выглядеть платья в реальной обстановке. Многие тогда увлекались фотографией, Люси также применяла её в работе, привлекая клиенток фото-открытками. На них красивые молодые девушки — манекенщицы демонстрировали наряды, а также нижнее белье из тончайшего шелка и кружев. У нее были первые фотомодели.

Дафф Гордон всегда относилась к работе с творческим интересом, превращая её в увлекательное занятие. Хотела преподнести свои наряды не как товар, а как предметы, вызывающие чувства и фантазию. «Я никогда не разрабатывала платье, не учитывая характера женщины. Считаю, что оно должно доставлять удовольствие своей владелице, стать частью её индивидуальности». Люси Дафф Гордон выпустила собственный парфюм раньше Поля Пуаре: в 1907 году, тогда как знаменитый кутюрье представил свой первый аромат Parfums de Rosine только в 1911 году.

Жизнеописание Люси Дафф-Гордон и хроника компании.
Люси Кристина Сазерленд родилась 13 июня 1863 года в Лондоне в семье инженера-строителя Дугласа Сазерленда. После смерти отца, когда девочке исполнился год, мать с детьми (младшей Элинор было 2 месяца) переехала в Гуэлф (Канада) к родителям матери и спустя некоторое время вышла замуж вновь. Затем вся семья перебралась на о. Джерси. Детство Люси прошло спокойно и безмятежно. В двадцать один год Люси вышла замуж за Джеймса Стюарта Уоллеса. Замужество оказалось неудачным. Она не стала долго терпеть грубость мужа и его алкоголизм, начался развод. В то время подобные ситуации в семьях, несомненно, возникали, но до расторжения брака доходили крайне редко. К большинству женщин относились так, что они смирялись со своим положением, а тем, кто не желал терпеть унижения и оскорбления со стороны супруга, никто не сочувствовал. Поэтому процесс расторжения брака был долгим и приносил душевные страдания. В итоге брак всё же был расторгнут, Люси вновь стала свободной, но с маленькой дочерью на руках и без достаточных средств на жизнь. Для выживания Люси приступила к шитью. Первой клиенткой стала младшая сестра, потом и ее подруги. У Люси был опыт шитья, в детстве она любила создавать наряды для кукол. Теперь это умение пригодилось. Количество заказчиц увеличивалось, как и известность. Сначала Люси арендовала небольшое помещение для мастерской, а затем открыла собственный магазин – Maison Lucile, модный дом «Люсиль», возле которого светские дамы выстраивались в очереди.

Эскизы платьевАктрисы стали заказывать у неё одежду не только для личного пользования, но и для сцены. Театры и кино принесли Люси мировую известность. Красавицы актрис, танцовщиц и певиц, вызывавшие восхищение публики, являлись клиентками Люси, и своими нарядами приносили ей известность, ведь им все старались подражать, а для этого приходилось обращаться к Люси. Одежда ее была смелой и деликатной одновременно. В нарядах Люси проступало легкое кокетство, изысканная сексуальность, нежность и женственность. Пастельные тона, прозрачные пышные юбки, многослойность из шифона, драпировки, атласные ленты, цветы из шелка ручной работы – все это отличалось от яркой восточной роскоши Поля Пуаре или девичьей скромности платьев Жанны Ланвен. Люси создавала не только роскошные платья, но и элегантно сшитые наряды на каждый день. Сама Люси, белокожая с рыжей копной волос, всегда привлекала внимание своими нарядами, которые комментировались в ежедневных газетах.



В 1897 году Люси открыла на Ганновер-сквaре большой магазин. Магазин успешно развивался, она обслуживала состоятельных покупательниц, включая представителей аристократии. В 1900 году Люси сочеталась браком со шотландским землевладельцем сер Космом Даффом Гордоном, а в 1903 году всё предприятие было объединено в компанию «Люсиль Ltd». Среди клиентниц Люси находилась английская светская львица Хизер Фирбэнк, сейчас знаменитая благодаря замечательной коллекции, купленной в 1957 году музеем «Виктория и Альберт» в Лондоне.

Платье Хизер Фирбэнк, названное «Эльдорадо». Люси стала первой, кто обучал девушек-моделей ходить по подиуму. Её фэшн-показы напоминали театральные представления, на которые попасть было непросто — только по приглашениям. Во время показа для зрителей устраивали чаепитие, выдавали программки и сувениры, модели оставались за занавесом и выходили под музыку оркестра. С 1911 по 1915 годы в Париже, Нью-Йорке и Чикаго открылось несколько салонов. «Люсиль» стал ведущим Домом моды от кутюр. База клиентов увеличивалась, и среди них были известные личности – актеры кино и театра, танцоры, певицы, которые появлялись в нарядах модельера на сцене, в кино и в прессе. Среди них были:
- Ирэн Кастл – знаменитая танцовщица двадцатых годов, партнершей которой была ее супруга, Вернон Кастл. Танцевали и снимались в немом кино, способствовали распространению джаза и афроамериканской танцевальной музыки и танцев.
- Лили ЭлсиИзвестная английская актриса и певица, сыгравшая главную роль в лондонской премьере оперетты Франца Легара «Веселая вдова». Лили Элси получила ещё большую известность благодаря своим фотопортретам, которые публиковались в прессе и покупались мужчинами и женщинами, восхищёнными её обаянием.
- Герти Миллар — английская актриса и певица эпохи Эдуарда. Известность ей принесли музыкальные комедии, а ещё — титул графини Дадли. Прославилась она не только на сцене, но и благодаря фотопортретам.
- Американская актриса Билли Бёрк была номинирована на премию «Оскар» в 1938 году. Известность ей принесла роль Доброй Волшебницы Севера в музыкальном фильме «Волшебник страны Оз» (1939).
- Мэри Пикфорд – актриса театра и кино, обладательница премии «Оскар». Показ фильмов с её участием проходил с таким ажиотажем, что газеты рекомендовали зрителям заранее занимать места, чтобы избежать толпы.
- Лидия Кякшт была балетной артисткой, педагогом и хореографом. С 1902 по 1908 год выступала в Мариинском театре, а с 1908 по 1912 год – солистка лондонского театра «Эмпайр». Участвовала в «Русских сезонах» Дягилева.
- Также были известны тогда артистки немого кино и театра Лилиан Гиш, Габи Делис, Китти Гордон.

Лили ЭлсиПомимо Люси Дафф Гордон существовало множество модных дизайнеров, одевавших знаменитостей, но только её творения носили те, кем стремились подражать все, получившие впоследствии прозвище «иконы стиля». Да, она была первой во многом… Люси Дафф Гордон повлияла на голливудский стиль, швея костюмы для спектаклей и немого кино. Она заключила контракты почти со всеми действующими киностудиями и театрами. В создании костюмов она участвовала более чем в 70 постановках и 25 фильмах. С ростом заказов Люси стала нанимать помощников-художников. Уже тогда ведущие дизайнеры пользовались услугами профессиональных художников, которые рисовали как свои модели, так и идеи, придуманные дизайнерами. Люси изучала готовые рисунки, вносила правки, ставила свою подпись или подпись художника, и работа продолжалась дальше.


У неё начинали работать будущие знаменитые модельеры, например, Говард Грир. Трэвис Бантон — американский художник по костюмам, работавший с актрисой Марлен Дитрих и режиссёром Йозефом фон Штернбергом. Трэвиса Бантона считают одним из лучших голливудских художников по костюмам золотого века. Эдвард Молине – бывший военнослужащий, который добился успеха в мире моды не хуже, чем на войне. Он стал одним из самых известных людей 1920-1930-х годов и основал свой бренд. Люси Дафф Гордон в своих мемуарах с благодарностью перечисляла всех своих помощников. Модельер тесно взаимодействовала с престижными изданиями, такими как «Harper’s Bazaar», «Vogue», «Femina», «Les Modes», «L’art et la Mode».

Люси Дафф-Гордон и «Титаник»
Рассказ о Люси Дафф Гордон не будет полным без упоминания трагедии 14 апреля 1912 года в 23.40. Именно тогда потонул «ТИТАНИК», на который супружеская пара Дафф Гордон заказала билеты первого класса. Люси ехала в Америку по делам своего филиала «Люсиль Ltd» в Нью-Йорке. Черный океан был спокоен, как пруд. В 23:40 «Титаник» столкнулся с айсбергом, из шестнадцати водонепроницаемых отсеков шесть оказались прорезанными. После осмотра судна главный конструктор сообщил о неизбежности трагедии. С приказом капитана спасательные шлюпки были отправлены на воду, началась эвакуация пассажиров, преимущественно женщин и детей. Многие мужчины до последнего помогали женщинам и детям, пересаживая их в шлюпки, пока лайнер не скрылся под водой. В лодке находились супруги Дафф Гордоны и их секретарь. Многие лодки вмещали до сорока человек, но покидали гибельную точку «Титаника» полупустыми и спешно, чтобы не попасть в воронку, образовавшуюся тонущим судном. Так позже объясняли некоторые пассажиры и члены экипажа. В 02:15 нос «Титаника» резко погрузился, судно сдвинулось вперед, и по палубе прокатилась огромная волна, смывшая многих пассажиров за борт. В 02:20 минут «Титаник» затонул. Большинство мужчин, в том числе члены команды и пассажиры, погибли. На месте утонувшего лайнера плавали лодки со спасшимися людьми, но еще больше находились просто в воде: некоторые имели спасательный жилет, а у других его не было. Кто-то кричал и звал на помощь, а кто-то пребывал в оцепенении от холода и ужаса. Многие потеряли своих родных и близких.
Титаник под водой в наши дни
Через несколько часов к месту трагедии прибыл пассажирский лайнер «Карпатия» и принял на борт выживших. При подъеме всех пассажиров возникла паника, раздались душераздирающие крики: женщины искали детей и мужей, некоторые потеряли рассудок. Расследования причин катастрофы начались. Выживших в ту страшную ночь мужчин обвиняли в том, что их спасение было результатом того, что погибли более 100 женщин и чуть более 50 детей. Других обвиняли в препятствовании членам экипажа спасать утопающих, чтобы не перегружать лодки. Среди обвиняемых был Космо Дафф Гордон. Пресса раздувала скандалы, распространяя слухи о том, что сэр Дафф Гордон подкупал членов команды, чтобы те не брали в шлюпку людей из воды, опасаясь перегрузки. Супругам пришлось защищаться в суде. Им удалось доказать свою невиновность в предъявленных обвинениях. На самом деле супруги предложили материальную помощь потерявшим всё в катастрофе членам команды, которые находились рядом с ними. Все пережитое останется в душе каждого до конца жизни.

С 1918 года модная империя Люси начала постепенно угасать. В 1923 году Дафф Гордон объявила о банкротстве, но продолжала работу – выполняла частные заказы клиентов, была модным обозревателем и критиком в известных изданиях, в ее владении оставался магазин готовой одежды. В 1932 году модельер написала автобиографическую книгу «Свобода и неосторожность». Люси Дафф Гордон скончалась 20 апреля 1935 года в возрасте семидесяти одного года. Четыре года ранее, в тот же день, ушел из жизни ее супруг. Люси Дафф Гордон внесла многое в мир моды, пользуясь чем и дизайнеры, и мы по сей день. Леди открыла предприятие, которое занималось производством линии готовой одежды по более низким ценам. В начале XX века эта идея была новаторской и просуществовала всего год. Сейчас она стала бизнес-моделью многих кутюрье. Женщина в создании моды?! Возможно ли было тогда! Люси Дафф Гордон добилась успеха, когда женщине это давалось совсем непросто.
Автор: Татьяна Дмитриева

Снимки с высоты и последующие изображения — платья Люси Дафф Гордон.





Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.