Лиза Юрьева и Мила Ершова создают атмосферу джипси

В Екатеринбурге, вблизи центра города, расположен небольшой район ВИЗ, известный своей колоритной улицей Шекспира. Наряду с современными магазинами и многоэтажными зданиями, здесь выстроились старые деревянные дома, где уже около 70 лет проживают исключительно цыгане. Они обосновались на улице по распоряжению Никиты Хрущева, который запретил кочевой образ жизни и обязал трудоустроиться и осесть на одном месте. В то время местные власти оказали помощь цыганским семьям в трудоустройстве и строительстве жилья, а также обеспечили детям доступ к образованию. В настоящее время на улице Шекспира проживает около 800 человек. Проект «Улица Шекспира» основан на этой истории, однако действие сериала перенесено в вымышленный город Вышегорск. Там же развивается сюжет, посвященный главному герою (Дмитрий Чеботарев), успешному адвокату Михаилу Деметрову, которого когда-то изгнали из табора. На протяжении многих лет он проживает в Москве и тщательно скрывает свое происхождение.

Мила Ершова, известная зрителям по ролям в проектах «По щучьему велению» и «Трудные подростки», исполнила роль дочери мэра в сериале. Лиза Юрьева, снимавшаяся в сериале «Молот ведьм» и фильме «Нюрнберг», сыграла первую любовь главного героя.

Лиза, вы воплощаете образ цыганки Дианы, дочери барона. Как вы получили эту роль̆?

Лиза: С режиссером сериала Данилом Чащиным я встретилась в Театре Наций, где принимала участие в его постановке «Живой Т», созданной по мотивам пьесы Льва Толстого «Живой труп». Мне довелось исполнить роли двух героинь, одна из которых, согласно первоначальному сюжету, должна была быть цыганкой. Однако в ходе работы мы отказались от этого и изменили ее на иностранную танцовщицу. Данил рассказал мне о своем новом проекте и предложил поучаствовать в кастинге на роль цыганки. Прослушивания оказались продолжительными, с разными партнерами, и в конечном итоге меня утвердили на эту роль.

Кастинг проходил в цыганских костюмах?

Лиза: Это не могло случиться в современной обстановке. Однако даже тогда я обладала интуитивным пониманием моей героини, а вместе с этим и представляла, как она могла бы выглядеть. Для прослушивания я выбрала эклектичный образ, одежду в стиле бохо-шик, дополненную обилием аксессуаров.

Мила: Появление на пробах в костюме персонажа — очень полезная практика, поскольку позволяет режиссеру увидеть в тебе воплощение героини. Представь, если на кастинге на роль цыганки ты явишься в спортивной одежде и толстовке! Как можно будет что-то разглядеть в таком образе? Это сразу демонстрирует ответственный подход актрисы к роли: человек продумал детали и провел подготовительную работу, что вполне уместно.

Лиза: В процессе обучения в театральном институте им. Райкина я часто использовал костюмерную театра «Сатирикон» для создания образов. Иногда полезно начинать с формы.

Мила, тебе тоже приходилось проходить непростые кастинги на роль дочери мэра?

Мила: Мы с Данилом уже были знакомы, поскольку оба работали в Театре Наций. Сейчас я играю в его спектакле «Последнее лето». По имеющимся у меня сведениям, он не проводил прослушивания других актеров на роль дочери мэра в «Улице Шекспира». Данил сразу же заявил, что знаком с моими актерскими способностями и уверен, что эта роль мне подходит, однако прослушивание все равно необходимо. Очень приятно, когда в тебя проявляют доверие.

Ты тоже используешь костюмы в процессе подготовки к ролям?

Мила: Я стараюсь. Похоже, существуют роли, в которых можно выбирать любой наряд. Но есть и такие, для которых даже собранные в хвост волосы помогают понять характер героини.

Я знаю, что ты особенно тщательно готовилась к одной из ролей: посещала спортзал и начала брать уроки мотоциклетного вождения.

Мила: Да! Я всегда хотела сыграть роль девушки-супергероя в каком-нибудь проекте: я худела, занималась боксом и осваивала мотоцикл. Я очень интенсивно готовилась и была в лучшей форме своей жизни! Но, к сожалению, этого не произошло. Наша профессия – это здорово: она позволяет прожить любую жизнь. Можно научиться управлять любым видом транспорта, выучить языки и освоить разные профессии. Сейчас я снимаюсь в новом сериале Okko, где играю девушку в инвалидном кресле, занимающуюся инклюзивными танцами. Это очень непросто. Приходится не только танцевать, но и уметь грациозно и быстро управлять инвалидной коляской, делая все это гармонично. Требуется огромное количество сил – это настоящее испытание, но мне очень нравится этот процесс!

Как вы изначально отнеслись к предложению сыграть в сериале, посвященном жизни цыган?

Лиза: С любопытством и некоторой тревогой. В нашей культуре восприятие цыган часто носит стереотипный характер. И первое, что пришло мне в мысль, — необходимо избегать клише. После утверждения я обратилась к исследовательницей цыганской культуры, чтобы она познакомила меня с особенностями их образа жизни и воспитания девочек — это было особенно важно для моей роли. Затем я встретилась с Надеждой Георгиевной Деметер — советским и российским историком, экспертом Совета Европы по делам цыган. Мы много беседовали, обсуждали вопросы стереотипов и мифов, связанных с цыганскими женщинами. Мне очень хотелось, чтобы моя героиня была максимально достоверной.

В этом сериале вы исполняете танцевальные номера. Вам требовалось посещать уроки хореографии?

Лиза: Пока я находилась в Москве, работала с Артуром Богдановым из театра «Ромэн». Каждый раз это было как соприкосновение с невероятной силой. Артур вдохновлял меня очень сильно. Во время занятий он постоянно повторял: «Дуэнде – дуэнде!». Это слово, не имеющее точного перевода с испанского, связано с культурой фламенко и описывает сверхъестественное переживание в искусстве, экстатическое состояние во время танца, когда человек словно находится между жизнью и смертью, в некоем трансе, испытывая мистическое ощущение. Я старалась уловить это «дуэнде». А в целом, лучший способ приблизиться к роли – это погрузиться в среду, из которой вышел твой персонаж, и исследовать ее. Основная часть съемок проходила в Минводах, в них участвовали местные цыгане, которые играли самих себя. Между дублями мы много общались, иногда девушки помогали мне заучивать текст на цыганском, и я чувствовала себя в этой обстановке почти своей. Они, кстати, проявляли интерес, спрашивали, не цыганка ли я. (Улыбается) Я появилась на свет в Ростове-на-Дону, и многие полагают, что в моих жилах течет казацкая кровь, однако мои предки родом из Сибири. На сцене я нередко исполняю роли иностранок. Мне приходилось заучивать тексты на французском, немецком и арабском языках. Для спектакля «Улица Шекспира», я думаю, меня выбрали благодаря моей необычной внешности и умению адаптироваться.

Мила, как ты попала в этот проект и есть ли у тебя интересная история, связанная с этой ролью?

Мила: Моя история куда более обыденная. Я играю роль русской девушки из состоятельной семьи. Родители не дарили ей любви, предпочитая компенсировать ее недостаток материальными подарками. Цыганская жизнь манила своей яркостью и искренностью, а не богатством, золотом или роскошными интерьерами, а человеческими отношениями и семейными ценностями – тем, чего ей так не хватало.

В этом эпизоде ярко демонстрируется ситуация, когда она прибывает в дом к цыганскому барону, и ее встречают с искренней заботой — проявляют интерес к ее жизни и переживаниям, предлагают помощь и поддержку. Она чувствует притяжение к этому теплу, которое резко контрастирует с прохладным общением в ее семье. Героиня испытывает чувства к сыну барона, брату Лизы, и полностью погружается в это чувство, из-за чего не замечает, что цыгане манипулируют ею, используя общение для воздействия на отца мэра.

Вы также глубоко изучали культуру цыган перед началом съемок̆?

Мила: Конечно, это было совсем не похоже на то, что делала Лиза. Поэтому я была сильно впечатлена, когда оказалась на съемках цыганской свадьбы, словно попала в волшебную страну. Мне почти не доводилось играть, я действительно смотрела на происходящее с широко открытыми глазами. Я уверена, что зрителей удивит визуальная составляющая — локации и костюмы. Это очень яркое и оригинальное зрелище! Когда я приходила на репетиции, долго стояла возле распечатанных фотографий цыганского быта, которые были развешаны на стенах для вдохновения. Архивные снимки, детали интерьеров, костюмов, похорон, свадеб, традиций и обычаев — от них невозможно оторвать взгляд.

А в жизни вы сталкивались с цыганами?

Мила: Сразу вспоминается случай Димы Чеботарева. В аэропорту Минеральных Вод к нему подошла цыганка и попыталась погадать. Он решил ответить ей на цыганском: «Наиз» — это «спасибо». Цыгане он выучил во время съемок. (Смеется)

Вероятно, нелегко было сменить род деятельности после столь значимой работы?

Мила: Обычно я легко переключаюсь. Актеры и так отвлекаются между дублями, общаются и смеются. Кроме того, на разных проектах ощущается разная энергетика, поэтому мой организм сам адаптируется к новым условиям.

Лиза: Зачастую я замечаю, что даже в новых проектах меня преследуют переживания и опыт прошлых работ, которые сложно забыть.

У вас были знакомства до работы над фильмом «Цыгане»?

Лиза: Мы проходили обучение в одной и той же мастерской, но в разных группах.

Мила: Лиза окончила в 2017­м, а я в том году поступила.

Лиза: Мы тогда еще не были знакомы. Однако я помню нашу очень теплую случайную встречу в мастерской Петра Фоменко. По-видимому, это было Рождество.

Вы знали об улице Шекспира и ее жителях в Екатеринбурге?

Мила: Ранее я о нем не слышала. Если бы я просто увидела название сериала, предположила бы, что сюжет посвящен театру. (Улыбается) Недавно мы с Данилом посетили Екатеринбург с гастролями, где показывали спектакль «Последнее лето». Погода оказалась пасмурной, и, к сожалению, нам не удалось встретить цыган на этой улице. Мы немного погуляли, осмотрели дома, сделали фотографии с табличкой, на которой указано название улицы. Особенно меня порадовало то, что я ощутила ту же атмосферу, что и во время съемок. Это стало хорошим подтверждением: художники-постановщики действительно сумели воссоздать быт и уникальность жизни цыган.

Лиза: Я отсутствовала на месте событий, однако знакома с рассказом о том, как застройщик стремился приобрести землю и возвести на ней многоквартирные дома вместо существующих домов.

В прошлом бытовало мнение, что цыгане не могут адаптироваться к жизни в многоквартирных домах, так как в их культуре не принято, чтобы женщина доминировала над мужчиной».

Мила: Наше шоу рассказывает не только о судьбах героев, но и о судьбе народа. Лишь глубокое погружение в тему позволяет понять, как живут люди, что движет их поступками, и отказаться от предвзятых оценок.

Выражаем благодарность гастрономическому проекту «Тайцы» за содействие в организации съемочного процесса

СТИЛЬ: ЕКАТЕРИНА НОСАРЕВА

ПРОДЮСЕР: УЛЬЯНА КАЛЬСИНА

МАКИЯЖ: ОЛЬГА ГЛАЗУНОВА

ПРИЧЕСКИ: ЛИДИЯ МАЛЕЦ

АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА:МАКСИМ РОМАНЕНКО

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.