Камея воплощает изящную красоту. Это художественное произведение, отличающееся тонкостью, отточенностью форм и совершенством.
Камеи – это древние произведения искусства, воплощающие идеал человеческой гармонии и красоты.
Для того чтобы изложить историю камеи, необходимо дать определения некоторым терминам, которые могут потребоваться в наших пояснениях.
Глиптика – искусство резьбы по камню.Геммы – это камеи и инталии.Камеи — камни с резьбой, на которой изображены элементы в рельефном исполнении.
Инталии – камни или геммы, на поверхности которых выгравированы изображения. В течение длительного времени они использовались в качестве печатей.
Уже в IV веке до нашей эры мастера глиптики создавали рельефные изображения львов, сфинксов и скарабеев. Однако в большинстве случаев это были однотонные камеи. В начале III века до н. э. стали появляться многоцветные геммы. Для их изготовления применялся многослойный камень – агат. Благодаря многослойности, то есть полихромности камней, мастера могли, используя различные цвета слоёв, создавать необычные по колориту и живописности эффекты. Многослойный агат акцентировал игру различных тонов и их оттенков, а изменение толщины, например, белого слоя агата, позволяло добиться различных оттенков, поскольку через него просвечивал тёмный нижний слой. Древние мастера использовали индийский сардоникс, в котором сочетались белый, жёлтый с красноватыми и даже коричневыми оттенками, и арабский, в котором преобладали сине-чёрные и голубоватые оттенки.
Камеи происходят из Александрии – города, основанного в 322 году до нашей эры Александром Македонским. В этом месте, в дельте реки Нил, квалифицированные греческие мастера создали выдающиеся образцы глиптики – камеи с портретами Птолемея II и Арсинои, известные как «чаша Фарнезе», «кубок Птолемея» и другие произведения.
После военных походов Александра Македонского новые минералы, отличающиеся разнообразием цветов и насыщенностью, начали применять при создании гемм. Инталии преимущественно использовались в качестве печатей, тогда как камеи стали символом роскоши. Их вставляли в перстни, диадемы и венцы, а также использовали для украшения одежды монархов, священнослужителей и знатных особ. Дорогостоящие восточные минералы использовали для отделки мебели, музыкальных инструментов, шкатулок и других предметов роскоши. Изделия, дошедшие до нас и созданные по заказу влиятельных правителей, впечатляют своей красотой и изысканным художественным вкусом.
В эпоху античности резчики по камню, известные как глиптики, пользовались большим уважением. У многих правителей Древней Эллады были собственные придворные мастера, создававшие рельефные изображения. Знать также проявляла интерес к коллекционированию изделий из камня. Так, например, царь Митридат Евпатор владел обширной коллекцией, получившей широкую известность.
Создание камей — сложный процесс, требующий не только терпения и высокого мастерства, но и способности видеть в камне изначальную красоту, которую способен передать только талантливый художник. Объяснить масштаб труда, затраченного на вырезание камей, можно следующим образом: мастер трудился и создавал изображения почти вслепую, так как многие камни, некоторые камни, например, агат, обладают высокой твёрдостью, превосходящей твёрдость металла. Для их обработки требуется не металлическое лезвие, а абразивные материалы, такие как «наксосский камень», корундовый порошок или алмазная пыль. В процессе создания изображения мастер использовал порошок абразива, смешанный с водой и маслом, чтобы закрасить рисунок.
Для создания одной камеи требовались годы непрерывной работы. Помимо этого, необходимо было заранее предвидеть, увидеть сквозь толщу минерала, как расположены его слои, поскольку они не просто идут параллельно, они изгибаются, не совпадают, меняют толщину – всё это могло разрушить задуманное изображение. Поэтому заниматься этим мог человек, обладающий самоотверженной любовью к прекрасному и виртуозным мастерством. И изображение рождалось постепенно. Однако резчики умели переносить на камень многие античные картины, получались своеобразные миниатюрные галереи живописи. Некоторые из камей являются копиями утраченных навсегда картин великих художников-живописцев. Прочность камня обеспечила сохранность утраченного. Исчезли навсегда шедевры архитектуры и скульптуры, растворились без следа картины древних живописцев, а древние геммы молчаливо хранят в себе красоту и тайны минувших эпох.
Коллекции камей, которые признаны наиболее значимыми, находятся в музеях Эрмитажа, Вены и Парижа.
Екатерина II стала первой, кто начала собирать геммы в России, проявив к этому увлечению особый интерес. В одном из писем к французскому просветителю она упоминала: «Моя небольшая коллекция резных камней настолько обширна, что накануне потребовалось четыре человека, чтобы перенести две корзины с ящиками, содержащими лишь часть собрания; для ясности сообщаю, что это были корзины, которые мы используем для доставки дров зимой». Доступ к коллекции был строго ограничен, и увидеть её могли лишь избранные. За время правления Екатерины II было накоплено до 10 000 гемм.
До 1917 года коллекция Эрмитажа систематически пополнялась из собраний российской знати. В настоящее время она продолжает расти. Помимо археологических раскопок, пополнение происходит благодаря передаче известных собраний гемм от специалистов-минералогов. Так, в 1964 году коллекция знаменитого советского минералога Г.Г. Лемлейна увеличила фонд Эрмитажа на свыше 260 древних гемм. Особого внимания заслуживает всемирно известная камея Гонзаго, которая поступила в Россию в 1814 году. Этот предмет был подарен Александру I Жозефиной Богарне, бывшей супругой Наполеона. Впервые о владельце камеи упоминается в 1542 году – это был герцог Мантуи Гонзаго. После австрийского вторжения в Мантую камея начала путешествовать и за четыре столетия сменила семь владельцев. В настоящее время она хранится в Эрмитаже.
Камея была создана неизвестным мастером в III веке до нашей эры в Александрии. На ней изображены монархи эллинистического Египта Птолемей II и его супруга Арсиноя изображены на камее. Художник акцентировал сходство Птолемея с Александром Македонским. На его плече – эгида Зевса, шлем правителя явно напоминает шлем бога Ареса. Лавровые венки на головах монархов символизируют их обожествление. Камея Гонзаго – замечательный пример живописи по камню. Мастер мастерски и виртуозно использовал все слои камня. Профиль Птолемея II будто освещен ярким светом, тогда как профиль Арсинои виден в тени голубоватого оттенка. В самом верхнем коричневом слое вырезан шлем, волосы, эгида, а более светлые вкрапления в этом слое использованы для создания украшающих эгиду голов Медузы и Фобоса. И это ещё не всё. Изменяя полировку, мастер придаёт камню то ощущение теплоты, то металлический блеск.
Античные камеи часто характеризуются изяществом и утонченностью, на них нередко встречаются мотивы из мифологии. Необычайное мастерство резчиков поражает: они умели создавать сложные композиции с множеством фигур, подбирать ритм рисунка и придавать живость миниатюрным изображениям. В камеях запечатлены не только портреты правителей и копии картин живописцев, но и мифологические сюжеты, передающие героический пафос и величие образов. Богиня Победы – один из наиболее популярных персонажей в глиптике.
Культурное наследие Древней Эллады оказало влияние и на Рим. После падения царства Птолемеев (30 г. до н.э.) – последней эллинистической державы – многие греческие мастера стали отдавать свои навыки династии Юлиев-Клавдиев. Формируется новый художественный стиль. Всё чаще выбирают двухцветные рельефы – белые фигуры на тёмном фоне. Глиптика становится более сдержанной, графичной и плоской.
С течением времени трансформируются эпохи и представления о красоте. Порой отдельные сцены подвергаются изменениям, что приводит к переосмыслению сюжетов и их адаптации к современным тенденциям.
Камеи – это не просто произведения искусства, но и ценный источник информации о материальной и духовной культуре прошлых эпох. Античный мир достиг значительных успехов в искусстве, поэтому в последующие периоды, в особенности в области геммологии, многие мастера находились под влиянием этой красоты и совершенства, и их геммы являются подражанием или копиями тех, что воплощали идеал живописи в камне.
Какие скрытые появления характерны для нашего времени? Могут ли они найти применение в качестве декоративных элементов?
Конечно, это так. В последнее время камеи приобрели особую востребованность. Сегодня, подобно Викторианской эпохе, камеи используются для украшения брошей, подвесок, шпилек для волос и колец. Мастера выбирают для них как античные, так и современные сюжеты. Например, часовая компания Breguet применяет эту технику в своих часах Reine de Naples. Наручные часы Reine de Naples были созданы Абрахамом-Луи Бреге для королевы Неаполя Каролины Бонапарт-Мюрат, которая была младшей сестрой Наполеона I и женой его маршала Мюрата.
Поскольку эти часы не сохранились, их дизайн был воссоздан на основе архивных описаний. Около десяти лет назад часы «Королевы Неаполя» вновь начали отсчитывать время. После этого было разработано множество других вариантов, однако первая модель в виде камеи-ромашки увидела свет в 2008 году. И в настоящее время, в преддверии двухсотлетнего юбилея модели, марка Breguet представила эксклюзивные версии часов, созданные специально для России. Были разработаны часы с камеями, изображающими Петра I верхом на коне, профиль А.С. Пушкина и образ Георгия Победоносца. Барельеф из морской раковины украшает верхнюю часть циферблата, оправа корпуса декорирована бриллиантами, а задняя крышка выполнена из сапфирового стекла. Все представленные часы выпущены в единственном экземпляре.
Камеи вновь завоевывают популярность и стали неотъемлемой частью ювелирного гардероба. В них сочетаются красота восточных минералов и мастерство, унаследованное от Эллады, гармония Человека и Природы.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.