Камея и ее история

Камея олицетворяет утонченную красоту, являясь искусством с изысканным изяществом, точёными формами, красотой и совершенством.

Камеи – древние произведения искусства, воплощающие гармонию и красоту, сотворенные руками человека.

Чтобы поведать о камэях, поясним некоторые термины, которые могут пригодиться при изложении их свойств.

Глиптика – искусство резьбы по камню.Геммы – это камеи и инталии.КамеиКамни с рельефными изображениями.

Инталии– камни или драгоценные камни с вдавленной резьбой, долгое время использовались как печати.

В IV веке до н.э. мастера глиптики вырезали в рельефе львов, сфинксов, жуков-скарабеев. В основном это были одноцветные камеи. С началом III века до н. э. появились многоцветные геммы. Для их исполнения использовался многослойный камень – агат. Полихромность камней позволяла мастерам, используя различные окраски слоёв, достигать необычайных по колориту и живописности эффектов. Многослойный агат подчёркивал игру разных тонов и оттенков. Меняя толщину слоя агата, например, белого, через который просвечивался тёмный нижний слой, можно было добиться различных оттенков. Древние мастера использовали индийский сардоникс, в котором было сочетание белого, жёлтого с красноватыми и даже коричневыми оттенками, и арабский, в котором преобладали сине-чёрные и голубоватые оттенки.

Камеи родом из Александрии. Город был основан в 322 году до нашей эры Александром Македонским. Именно здесь, у реки Нила, умелые руки греческих мастеров создавали великие шедевры глиптики – камеи с портретами Птолемея II и Арсинои, знаменитую «чашу Фарнезе», «кубок Птолемея» и многие другие.

После походов Александра Македонского новые минералы разного цвета и яркости стали применять в изготовлении гемм. Инталии чаще служили печатями, а камеи превратились в роскошь. Их помещали в перстни, диадемы, венцы, украшали ими одежду царей, жрецов и знати. Дорогими восточными минералами стали отделывать мебель, музыкальные инструменты, ларцы и другую ценную утварь. Сохранившиеся до наших дней изделия, созданные мастерами по заказам могущественных мира сего, поражают своей красотой, тонким художественным вкусом.

В античном искусстве мастера-глиптики высоко ценились. Многие цари Эллады имели своих придворных резчиков по камню. Много знати собирало резные камни. Например, царь Митридат Евпатор обладал огромной коллекцией, которая была широко известна.

Резьба по камню – нелегкое дело, требующее терпения, большого мастерства и умения увидеть первозданную красоту, которую может воспроизвести лишь гениальный мастер. Трудоемкость вырезания камей можно понять, ведь мастер работал и создавал изображения почти вслепую, так как… камниПорошки абразива, такие как наксосский камень, корунд или алмазная пыль, необходимы для резки достаточно твердых камней, например, агата, твёрже металла. В процессе вытачивания изображения мастер использовал порошок абразива, смешанный с водой и маслом, который закрывал рисунок.

Чтобы выполнить одну камею, требовалось много лет непрерывной работы. Нужно было предвидеть расположение слоёв минерала, так как они не просто идут параллельно, а изгибаются, перекрываются, меняют толщину – всё это могло нарушить задуманное изображение. Поэтому создавать такие изделия мог только человек с самоотверженной любовью к прекрасному и виртуозным мастерством. Изображение рождалось медленно. Резчики умели воспроизвести в камне многие античные картины, получались своеобразные галереи живописи в миниатюре. Некоторые камеи представляют собой копии утраченных навсегда картин великих художников. Прочность камня обеспечила долговечность утраченного. Ушли навеки шедевры архитектуры, скульптуры, исчезли без следа картины древних живописцев, а древние геммы молчаливо хранят в себе красоту и тайны ушедших времён.

Коллекции камей Эрмитажа, Венского музея и Лувра считаются одними из лучших.

Екатерина II начала собирать первые геммы в России, серьёзно увлекаясь этим занятием. В письме к одному из французских просветителей она писала: «Моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва половина собрания; во избежание недоразумения, знайте, что это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова». Доступ к коллекции был ограничен, её могли видеть немногие. За годы правления Екатерины II было собрано до 10000 гемм.

Коллекция Эрмитажа продолжала пополняться из коллекций российской знати до 1917 года и продолжает расти и сейчас. Росту способствует не только деятельность археологических экспедиций, но и передача известных собраний гемм от учёных-минералогов. Например, в 1964 году коллекция известного советского минералога Г.Г. Лемлейна пополнила Эрмитаж более чем 260 древних гемм. Отдельно следует отметить всемирно-известную камею Гонзаго из коллекции Эрмитажа, появившуюся в России в 1814 году. Александру I её подарила Жозефина Богарне, бывшая жена Наполеона. Имя владельца этой камеи впервые упоминается в 1542 году – герцог Мантуи Гонзаго. После разгрома Мантуи Австрией камея начала путешествовать и за четыреста лет семь раз сменила владельцев. Сейчас она находится в Эрмитаже.

Камею изготовила таинственная мастерская в третьем веке до нашей эры в Александрии. На поверхности вырезаны… монархи эллинистического ЕгиптаПтолемей II и его жена Арсиноя изображены мастером таким образом, что Птолемея подчеркивается сходство с Александром Македонским. На плече правителя эгида Зевса, шлем явно повторяет шлем бога Ареса. Лавровые венки на головах правителей символизируют обожествление. Камея Гонзаго – прекрасный образец живописи на камне. Мастер виртуозно использовал все слои камня. Профиль Птолемея II будто выделен ярким светом, в то время как профиль Арсинои виден в тени голубоватого оттенка. В самом верхнем коричневом слое вырезан шлем, волосы, эгида, а более светлые вкрапления в этом слое использованы для создания украшающих эгиду голов Медузы и Фобоса. Мастер, изменяя полировку, придаёт камню то телесную теплоту, то металлический блеск.

Многие античные камеи отличаются изысканностью, на них часто изображены мифологические сюжеты. Резчики поражают мастерством: умеют воплощать сложные многофигурные композиции, находят нужный ритм рисунка и придают динамичность миниатюрным сценам. Помимо монархов, копий картин живописцев и мифологических сюжетов, в камеях запечатлены героические темы и пафос образов. Богиня Победы – любимый персонаж в глиптике.

Культура Древней Эллады оказала влияние на Рим. После падения царства Птолемеев (30 г. до н.э.) – последней державы эллинизма – много греческих мастеров работали для династии Юлиев-Клавдиев. Возник новый стиль, в котором предпочитали двухцветные рельефы: белые силуэты на тёмном фоне. Глиптика стала более сухой, графичной и плоскостной.

Эпохи сменяют друг друга, изменяются взгляды на красоту, в связи с этим камеи иногда перерабатываются, переосмысливая сюжеты и подчиняя их духу своего времени.

Камеи – прекрасные произведения искусства, являющиеся ценным источником сведений о материальной и духовной культуре прошлого. Античный мир достиг в искусстве высоких вершин, и в последующих эпохах, особенно в области глиптики, многие мастера стремились повторить эту красоту и совершенство, создавая геммы, напоминающие идеал живописи в камне.

В наше время актуальны камеи? Есть ли у них место в украшениях?

Безусловно, есть. Последнее время камеи особенно популярны. Сегодня, как и в Викторианскую эпоху, их используют для украшений брош, подвесок, заколок для волос, колец-перстней. Мастера выбирают сюжеты не только античные, но и современные. Есть, например, часовая компания Breguet, которая использует эту технику в своих часах Reine de Naples. Наручные часы Reine de Naples были созданы Абрахамом-Луи Бреге для королевы Неаполя Каролины Бонапарт-Мюрат.

Дизайн часов был восстановлен по описаниям из архивов компании, так как сами часы не сохранились. Через почти десять лет после возобновления производства часов «Королева Неаполя» появилась первая модель в виде камеи-ромашки в 2008 году. В юбилейный год марки Breguet выпустила уникальные версии часов для России с камеями: Петр I на коне, профиль А.С. Пушкина, образ Георгия Победоносца. Барельеф из морской раковины украшает верхнюю часть циферблата, оправа корпуса декорирована бриллиантами, задняя крышка выполнена из сапфирового стекла. Все эти часы созданы в единственном экземпляре.

Камеи вновь обрели популярность и стали неотъемлемой частью ювелирных украшений. В них переплетается красота восточных камней с искусством Древней Греции, красота человека и природы.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.