Янтарь часто называют северным золотом. Это окаменевшая смола хвойных пород, преимущественно состоящая из углерода, водорода и кислорода. Цвет янтаря варьируется от светло-желтого до красного, включая медовые и оранжевые тона, а также встречаются голубые, зеленые и даже черные экземпляры.
Использование камня и изделий из янтаря в древности
С давних времен янтарь применялся не только для лечения недугов, из него создавали и украшения. Он давно стал частью повседневной жизни людей, живущих на побережье Балтийского моря. На древних поселениях людей найдены амулеты, бусы, фигурки животных. Балтийский янтарь был известен даже в Египте. В гробнице фараона Тутанхамона была найдена корона, украшенная балтийским янтарём, и различные янтарные погребальные изделия. В лондонском Британском музее находится ассирийский обелиск с надписью, содержащей упоминание об янтаре. Описание этого материала встречается и в древнегреческой поэзии. Так, Гомер, рисуя картину убранства дворца спартанского царя Менелая, упоминает золото, серебро, слоновую кость и электрон – именно так древние греки называли янтарь. Упоминания об янтаре можно найти в трудах Платона, Гиппократа и Эсхила. Философ Фалес также исследовал характеристики янтаря. Поэту Овидию приписывают прекрасную легенду о Фаэтоне, сыне бога Солнца Гелиоса. Фаэтон убеждал отца позволить ему управлять золотой колесницей, запряжённой четвёркой огненных коней. Гелиос долго отказывал сыну, но в конце концов поддался его просьбам. Однако слабый захват Фаэтона не смог удержать коней, которые понесли его, поджигая землю и небо. Зевс пришёл в ярость и уничтожил колесницу молнией. Фаэтон упал в реку Эридан. Сёстры горестно оплакивали смерть любимого брата, и их слёзы, падая в реку, превращались в янтарь. Встречаются и другие предания, однако во всех из них янтарь ассоциируется со слезами. В эпоху античного Рима, благодаря своей любви к роскоши и богатству, янтарь обрел широкую известность и стал символом процветания. Римляне признали ценность этого камня и открыли торговые пути к Балтийскому побережью. Со временем возникли центры янтарной торговли. Весть о «солнечном камне» достигла и арабских стран, где он стал пользоваться не меньшим спросом, чем в Европе. Янтарь известен под разными именами – «кусочек солнца», «солнечный камень», «морской ладан». Греки называли его электроном или электриумом, что переводится как «блестящий». Этот лучезарный камень напоминал им звезду Электру. Кроме того, он обладал способностью электризоваться при трении и притягивать к себе небольшие предметы. Немецкое наименование «горячий камень» указывает на его способность легко воспламеняться и гореть, выделяя при этом приятный аромат. Литовское название «гинтарас» и латышское «дзинтарс» подчеркивают ещё одно качество янтаря – его способность защищать от болезней. На Руси янтарь также называли «латырь» или «алатырь» и приписывали ему лечебные свойства. В Древнем Риме янтарная мода началась с изготовления из него статуэток, барельефов, портретов, ожерелий, резных украшений, сосудов для благовоний и чаш для вина. Наиболее состоятельные жители Рима использовали янтарь для отделки своих вилл и бассейнов. В те времена янтарь был дорогим материалом – стоимость небольшой фигурки из янтаря могла превышать цену раба. Среди римских патрициев было распространено ношение янтарных шаров, которые помогали освежать руки в жаркую погоду. Дороговизна янтаря была обусловлена не только его привлекательным внешним видом, но и общепризнанными целебными качествами. После падения Римской империи пришло в упадок мастерство обработки янтаря.
История камня янтарь в Средневековье
В эпоху средневековья лучистый камень не был распространенным, поскольку его непрочность и хрупкость не вызывали к себе уважения. На Дальнем Востоке, напротив, янтарю уделяли больше внимания. В Китае и Японии особенно почитали янтарь вишнёвого цвета. Эти камни считались застывшими каплями крови дракона – священного животного из 12-летнего годового восточного цикла. А потому вишнёвый янтарь могли носить только императоры и состоявшие с ними в родстве. В эпоху Средневековья в Китае и Японии развернулось широкое производство миниатюрных фигурок, которые создавались из разнообразных материалов, включая янтарь. Японские мастера по обработке камня и ювелиры того времени достигли вершины своего мастерства, создавая уникальные и изящные фигурки и украшения. Они комбинировали янтарь с другими драгоценными камнями, наносили на поверхность камня золото и серебро, покрывая затем многослойным лаком, оправляли янтарь в золото и серебро, инкрустируя слоновой костью. В XIII веке янтарь пережил новый этап в своей истории. Эпоха крестоносцев, захвативших богатые янтарём земли Прибалтики, ознаменовалась установлением монополии на добычу и торговлю этим материалом. В тот период янтарь не приносил удачи многим людям. Лица, принимавшие решения и осуществлявшие грабежи в прибалтийских странах, верили, что камень дарует им богатство и власть. Однако это не делало их счастливее, поскольку нажитое богатство требует бережного отношения, иначе можно потерять не только его, но и жизнь. Что касается обычных людей, то в отношении них действовали более простые правила – был издан указ, запрещающий сбор янтаря и его обработка. Непокорных сурово наказывали, для исполнения смертных приговоров был назначен специальный палач. Прибалтийские народы на протяжении долгого времени сохраняли воспоминания о суровых правителях, передавая из поколения в поколение рассказы, которые со временем превратились в легенды о тевтонских завоевателях. Тевтонский орден ввел запрет на все работы, связанные с обработкой камня, что веками являлось основным занятием в Прибалтике. Теперь весь извлекаемый янтарь предназначался для продажи, что приносило крестоносцам огромную прибыль. Такая ситуация сохранялась до середины XV века. После этого стали развиваться два крупных центра янтарной промышленности, расположенные в Данциге (Гданьск) и Кенигсберге (Калининград). Управлением этими процессами руководил Альбрехт Бранденбургский, последний магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии. Янтарные изделия, создаваемые в различных художественных центрах, имели свои особенности. В Данциге камнерезное искусство характеризовалось религиозной тематикой (изготовление распятий, скульптурных изображений святых, чёток, алтарей), в то время как в Кенигсберге преобладал светский характер (производство кубков, ваз, чаш, фигурок, подсвечников, ларцов, столовых приборов, шахматных досок и тому подобного.).
Янтарь в эпоху барокко и в наши дни
В XVII веке мастерство обработки янтаря достигло небывалых высот, и казалось, что нет предела возможностям при создании янтарных изделий. Использовались техники инкрустации, применялись золото, серебро, слоновая кость и перламутр. Искусная резьба, мастерство создания янтарных мозаик и композиций из различных сортов янтаря, насыщенное цветовое сочетание, гравировка с применением цветной фольги – всё это подчеркивало безупречность и великолепие солнечного камня. Резчики особенно ценили мозаичную технику, предполагавшую укладку янтарных пластин на деревянную основу. Этот метод позволял создавать более крупные изделия. Изготавливались многоярусные ларцы, шкафы-кабинеты, а янтарём декорировали даже стены комнат. Пруссия была крупным экспортером изделий из янтаря. Уникальные произведения янтаререзного искусства становились доступны во многих странах Европы и Азии, при этом они нередко служили дипломатическими дарами. В Оружейной палате Московского Кремля находится ценная коллекция подобных изделий. Роскошные и оригинальные янтарные изделия украшали и французский королевский двор. В описаниях янтарных сокровищ перечисляются различные предметы, среди которых шкафчики, зеркала с янтарными рамами и вазы. Все эти изделия отличались изысканными барельефами, фигурками и орнаментами. Часть из них монарх дарил важным гостям, а другие хранятся в Лувре. XVII век внёс в мировую сокровищницу уникальные творения мастеров-резчиков из солнечного камня. В XVIII веке создаётся знаменитая янтарная комната, которая стала вершиной янтаререзного искусства. В королевском замке Розенберг в Копенгагене, в музеях Вены, Виктории и Альберта в Лондоне, во Флоренции, в замке Мариенбург в Мальборке, а также во многих музеях Германии можно найти одни из наиболее ценных янтарных изделий. Всемирный музей янтаря появился на острове Сент-Томас несколько лет назад. В его коллекции представлены разнообразные образцы янтаря, а также изящные модели трёх кораблей, на которых Колумб достиг берегов Америки. Отдельное восхищение вызывает оформление внутренних пространств музея, а также неповторимые по своей красоте композиции «Янтарный лес» и «Янтарный водопад». В последней из них по янтарной стене ниспадает настоящий поток воды. Необходимо также упомянуть Янтарную комнату, представляющую собой выдающийся образец янтарного мастерства. Её история началась в 1701 году в Пруссии. В связи с перестройкой дворцов в Берлине по заказу вступившего на престол короля Пруссии возникла идея создания уникального янтарного кабинета. Король и королева решили создать кабинет из янтаря. Процесс был затяжным, поэтому ни король, ни королева не смогли наблюдать за планируемыми преобразованиями во дворцах. Новый король, сын предшественника, Фридрих Вильгельм I, приостановил все работы, а затем, в 1716 году, в связи с заключением союза между Россией и Пруссией, преподнёс русскому императору Петру I Янтарный кабинет. Петр I, испытывая огромную радость, ответил взаимным «подарком» – он передал 55 гренадеров выдающихся размеров и кубок из слоновой кости, выполненный собственноручно… Янтарная комната располагалась в Екатерининском дворце. В период Великой Отечественной войны она была захвачена и ограблена немецкими оккупантами. Похищение Янтарной комнаты произошло. С 1942 года до весны 1944 года панно Янтарной комнаты находились в одном из залов Королевского замка Кенигсберга. В апреле 1945 года, после взятия города советскими войсками, комната пропала, и её местонахождение до настоящего времени неизвестно. В период с 1981 по 1997 год велись работы по восстановлению Янтарной комнаты. В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, Янтарная комната была вновь собрана из калининградского янтаря при финансовой поддержке России и Германии. Восьмое чудо света в настоящее время доступно для осмотра в Екатерининском дворце. Уникальная выставка под названием «Янтарная каюта» расположена в Музее Мирового океана в Калининграде. В ней представлены экспонаты, среди которых предметы домашнего обихода и элементы декора, изготовленные из янтаря или украшенные янтарными вставками. В каюте можно увидеть инструменты исследователя, карты, этнографические предметы, маленькие судомодели и мозаичную картину, изображающую розу ветров, выполненную на потолке. Также присутствует декоративное панно «Карта мира», полностью созданное из янтаря с использованием различных техник обработки этого материала. О красоте янтаря и мастерстве резчиков по камню, об уникальных выставках, о самых ценных коллекциях янтарных изделий можно говорить бесконечно. Природа наделила этот камень поразительным разнообразием цветов, в солнечном свете янтарь сияет, и на ощупь он кажется таким приятным…
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.