Стили причёсок в эпоху готики

Теперь не строят готических соборов. В прошлом люди руководствовались определенными убеждениями, в то время как мы, современников, есть лишь мнения; а мнения мало для того, чтобы создать готический храм. Генрих Гейне

Историческая справкаВ европейской истории Средневековье охватывает период с V по XV века. Историю этого времени принято разделять на два этапа – романский стиль и готика.

Готика – это период с XIII по XV вв.

Нотр-Дам де Пари

На смену романской оборонительной архитектуре, включавшей замки и крепостные стены городов, пришла готическая архитектура. Больше не было необходимости в оборонительных сооружениях, поскольку государства значительно расширились, что привело к устранению феодальной раздробленности. Землевладельцы, объединенные в рамках одного государства, перестали совершать нападения друг на друга. Теперь враждующие и борющиеся за территории были уже не феодалы, а государства, где вся власть была сконцентрирована в руках монарха.

В эпоху готики города приобретают все большее значение и активно развиваются. Наблюдается рост ремесла и торговли. В городах начинают возводить ратуши, больницы, рынки и, конечно же, соборы. Эти соборы отличались монументальностью и внушительными размерами, с шпилями, стремящимися ввысь. Соборы сочетают в себе мрачность и свет, а также украшены устрашающими фигурами химер и горгулий (которые, к слову, выполняли и практическую функцию, скрывая водостоки и придавая им более привлекательный вид). Соборы изобилуют символами – как христианскими, так и астрологическими. В отличие от церквей романского стиля с небольшими бойничными окнами, готические соборы характеризуются огромными окнами-витражами.

Медуза передаёт Ясону золотую статую. Миниатюра пятнадцатого века. На изображении представлены женский головной убор эннен с вуалью и мужская короткая стрижка, дополненная головным убором.

Изначально появившись во Франции, готический стиль распространился по всей Европе, включая Англию, Германию и Прагу (Чехия).

Одежда жителей средневековой готической Европы, подобно соборам, отличалась вытянутыми и заостренными формами. Они надевали шляпы-колпаки, заостренные кверху, туфли с длинными, заостренными носами и платья, визуально удлиняющие силуэт. При этом цвета одежды оставались насыщенными и яркими, такими как синий, желтый и красный.

Внешний вид мужских причесок в эпоху готики практически не отличался от причесок, распространенных в эпоху романтики.

Геннегаусские хроники. 1448 год. Королевская библиотека, Брюссель. Мужские прически и головные уборы.

Среди мужской аудитории «пейзанская» стрижка с завитыми волосами и густой челкой, закрывающей лоб, оставалась востребованной.

Известно, что женщины могли носить более длинные волосы, завитые в локоны. Мужчины также украшали свои прически золотыми обручами. Жители городов часто использовали разнообразные головные уборы, такие как колпаки, шляпы и мужские чепцы. Однако, в отличие от предыдущих эпох, в XIV–XV веках головные уборы стали указывать на сословную принадлежность. Так, во Франции ученые и богословы предпочитали черные шапочки, а врачи – шляпы с полями и прикрепленными к ним наушниками из ткани, закрывавшими уши. Другой характерной чертой средневековых врачей было использование маски в форме длинного птичьего клюва. Эту маску надевали на лицо во время эпидемий чумы. В «клюв» помещались тряпочки, пропитанные растительными отварами, которые, как полагали, обеспечивали защиту от инфекции. Нотариусы и судьи носили бобровые шапки. Духовенство – митры и тиары.

Кадр из фильма «Проклятые короли». 1972

Прическами крестьян были «кружок» и «под скобку». Бороды и усы были распространены среди мужчин всех сословий.

Идеалы женской красоты практически не претерпели изменений с эпохи романского стиля. Женщины продолжали выбривать волосы на лбу, выщипывать брови и ресницы, наносить румяна и использовать яркую помаду.

Средневековая миниатюра.На переднем плане – эннен.

Женщины по-прежнему были обязаны покрывать волосы головными уборами. Однако теперь они позволяли нескольким прядям, забранным в косичку и уложенным полукругом, выглядывать из-под головного убора.

«Длинные и широкие косы, напоминающие рыцарские, теряют свою популярность. Всё больше девушек выбирают две косы, аккуратно закрученные над ушами, похожие на «улиток». Для украшения таких кос использовали темплеты – декоративные элементы в форме полушария или щитка. Темплет крепился на обруче, который надевался на голову. Золотые сетки для волос также могли служить способом украшения прически.

В эпоху готики головные уборы приобрели значительную высоту и часто отличались необычным дизайном.

Миниатюра. Франция. XV в.Головной убор напоминает чепец с рогами.

Ян ван Эйк, «Портрет Маргареты Ван Эйк», 1439«Рогатый» чепец

Этот головной убор, горж, был весьма популярен. Горж представлял собой головной убор, выполненный в форме трубы или цилиндра, с расширяющимися книзу краями и небольшим разрезом сзади, на затылке.

Нижняя косынка барбет и шляпа.

Эннен представлял собой тканевый головной убор конической формы, выполненный на проволочной или картонной основе. Его носили с длинными прозрачными вуалями. По мнению историков моды, именно королева Елизавета Баварская положила начало популярности эннена. Церковь негативно отнеслась к этой моде, увидев в ней насмешку над готическими соборами. Тем не менее, дамы продолжали носить эннены, несмотря на все ограничения, и с каждым разом они становились все более высокими.

Кадр из фильма.Прическа и украшение темплет.

Среди головных уборов присутствовал барбет – косынка, которую дополняли покрывала или, в зимний период, шапки. Омюз представлял собой платок, концы которого завязывались вокруг шеи, а форма его напоминала капюшон. Также использовались разнообразные чепцы, такие как «рогатый» чепец, выделявшийся золочеными сетками на ушах, или высокие чепцы.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.