Вдохновение из Франции: Туаль де Жуи в моде и дизайне интерьера

Если вы не посещали Париж уже давно и не планируете это сделать в ближайшее время, воссоздайте французскую атмосферу в своем доме. Для этого стоит рассмотреть элементы подлинного французского дизайна, такие как обои или ткань Toile de Jouy, которые стали интерьерным символом Франции. Toile de Jouy (Туаль де Жуи или Туэль де Жуи) дословно переводится – ткань из Жуи. Наверное, ткань и пошив платья или комплекта, обойдутся гораздо дешевле, к тому же при сегодняшнем трудном финансовом положении для многих это может стать самым доступным вариантом – увидеть Францию и помечтать немного.

Что же за ткань Toile de Jouy?

Под этим названием подразумевается не сама ткань, а скорее рисунок, нанесенный на нее. Изначально для нанесения таких рисунков применялись хлопковые или льняные ткани. В настоящее время этот рисунок можно встретить как часть дизайна и на других материалах, поэтому создать атмосферу Франции возможно в интерьере с помощью обоев, текстильной обивки мебели, фарфоровой посуды, сумок, обуви и, разумеется, в принте одежды… Но давайте немного вернемся к истории ткани Toile de Jouy. Во второй половине XVII века в Европу начали импортировать из Индии ткани необычайной красоты, не имевшие аналогов в европейском производстве. Французские ткани также значительно уступали индийским, что приводило к убыткам у владельцев ткацких фабрик. К концу XVII века ввоз индийских тканей создал серьезную конкуренцию для местных производителей, поэтому во многих европейских странах он был официально запрещен, а также запрещено было их производить. Необычная ситуация сложилась так: прекрасные, насыщенные цвета ткани с изысканными узорами, изображениями экзотических цветов и животных оказались под запретом. Хотя это было выгодно некоторым производителям, для остальных сложившиеся обстоятельства принесли разочарование. Для исправления положения единственным возможным решением могло стать развитие отечественного текстильного производства. Однако во Франции запрет действовал более семидесяти лет. В 1759 году король Франции Людовик XV отменил мораторий. И снова, одни были довольны, а другие начали протестовать. Красочные шелковые ткани из стран Востока – Индии, Китая, Персии снова появились во Франции, но для многих они оказались недоступны из-за высокой стоимости, их могла позволить себе только богатая аристократическая знать. Использование восточных тканей для оформления дома считалось символом высокого статуса. В связи с этим, у людей со средним достатком возник спрос на более доступные ткани, изготовленные на местной фабрике. В 1760 году, в период экономических трудностей, недалеко от Версаля, в деревне Жуи-ан-Жоза (Jouy-en-Josas), гравер и печатник Кристоф-Филипп Оберкампф основал производство хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. Кристоф-Филипп Оберкампф родился в Германии, в семье, где испокон веков передавался опыт изготовления шерстяных красильных изделий из Вюртемберга. Он получил образование в области производства тканей «ле-индьен» – тканей с печатным рисунком, имитирующих индийские образцы. Изначально на тканях его мануфактуры преобладали цветочные мотивы и абстрактные узоры, которые были в моде в те времена. Позднее начали появляться монохромные и цветные рисунки с сюжетами, которые впоследствии стали ключевой основой производства и его узнаваемым стилем. Благодаря этим тканям фабрика имела успех, и уже в 1764 году Оберкампф увеличил производственные площади, а также расширил штат мастеров и работников. В 1770 году предприниматель ввел многокрасочную печать. В 1783 году мануфактура Оберкампфа получила статус Королевской. Но, к слову сказать, надпись «manufacture royale» не означала, что мануфактура принадлежала королю. Это говорило о том, что производство достигло высшей степени мастерства, а выпускаемая продукция достойна самого короля. В нашем понимании, это как знак качества. В 1785 году Кристоф-Филипп Оберкампф разработал машину для печати обоев. В 1787 году он был удостоен благодарственного письма от короля Людовика XVI за оформление королевского дворца. После этого события ткани, производимые мануфактурой Оберкампфа, стали известны как Toile de Jouy и вошли в моду. В 1797 году основатель «Жуи» изобрёл технологию одного из методов непрерывного печатания рисунка на ткань, позволяющую за сутки напечатать до 5км ткани. В 1806 году Оберкампф был награжден Наполеоном Бонапартом орденом Почётного легиона. Производство тканей продолжалось до самой кончины основателя, до 1815 года, затем прекратилось на время и снова возобновилось. Но все-таки просуществовало недолго, до 1843 года. Оберкампф взаимодействовал с рядом французских художников, в том числе с Жан-Батистом Юэ. Именно Юэ начал создавать «живые сцены» в пасторальном и батальном стилях. Его работы представляли собой идиллические образы, цветущую природу, экзотические сюжеты и небольшие жанровые сценки. Первоначально рисунки печатали на однотонном фоне красным или синим цветом, с повторяющимися мотивами. Важно отметить, что источником вдохновения для этих рисунков послужила роспись китайского фарфора, пользовавшегося большой популярностью в Европе. Повышение популярности тканей Оберкампфа обусловлено несколькими факторами. Ткани местных производителей традиционно отличались более доступной ценой по сравнению с восточными, однако именно внедрение Оберкампфом передовых технологий печати рисунков на ткани стало настоящим прорывом в текстильной отрасли. Это позволило значительно улучшить качество продукции и увеличить объемы производства. Помимо вышеперечисленного, значительная популярность тканей Оберкампфа обусловлена вниманием к дизайну их рисунков. Люди с интересом рассматривали изображенные на ткани сюжеты, воспринимая их как миниатюрные полотна живописи: события прошлых эпох, разнообразные сцены и эпизоды из жизни людей, особенно романтические. Именно это и обеспечило тканям широкое признание. Такие ткани уже тогда применялись в оформлении спален и гостиных представителей высшего общества, в частности, для изготовления штор, балдахинов, обивки мебели, подушек и диванов… К середине XIX века интерес к ткани Туаль де Жуи постепенно снижался, и в 1843 году её выпуск прекратился. Конкуренция со стороны новых фабрик оказалась слишком сильной. Сегодня от некогда известной мануфактуры сохранился музей, открытый в 1977 году и носящий название Туаль де Жуи. Посетители могут узнать об истории производства, изучить архив дизайнов, в котором представлены образцы тканей, шаблоны для нанесения рисунков и сопутствующая документация.

Туаль де Жуи и стиль Прованс

Туль де Жуи – это уникальный стиль оформления интерьера, который также называют стиль Прованс. Элементы декора, такие как обои, текстиль и декор, также выполнены в единой тематике. При обходе комнаты взгляд невольно задерживается на узорах, переходит от одной детали к другой, от изображения к изображению. Однако многие дизайнеры полагают, что подобный интерьер выглядит слишком насыщенным из-за большого количества рисунков. Поэтому, если вы планируете воссоздать французскую атмосферу, рекомендуется обратиться к специалисту. Туаль де Жуи привносит в интерьер атмосферу ушедшей эпохи провинциальной Франции. Своими изящными линиями и декоративными элементами стиль Прованс перекликается со стилем Барокко. В настоящее время узор Туаль де Жуи находят применение не только в отделке помещений, где он используется в качестве обоев, но и в керамике, фарфоре, а также при изготовлении тканей для постельного белья и других изделий. Мотивы Туаль де Жуи используются для декорирования хлопчатобумажных, льняных и других тканей, а также различных материалов. Мануфактура Оберкампфа, как отмечалось ранее, остановила производство в 1847 году, однако спустя столетие к ней вновь обратились. Рисунки Туаль де Жуи получили новую жизнь при оформлении первого бутика Кристиана Диора в Париже, на авеню Монтень, став одним из ключевых символов бренда. Изначально этими мотивами был декорирован весь бутик. Сегодня этот орнамент вновь пользуется популярностью, его истоки заключаются в последних коллекциях Oscar de la Renta, Yohanna Ortiz, Acne Studios, Tibi, Twin-Set, Chloé, Burberry, For Restless Sleepers, Christian Dior и других марках. В 2019 году классический французский принт украсил многие модели Dior. Сегодня вы увидите его на сумках и обуви. Туаль де Жуи гармонично соединяет в себе простоту и аристократическую элегантность. В настоящее время узоры Туаль де Жуи пользуются большой востребованностью, их можно сочетать с однотонными предметами гардероба или создавать комплекты, полностью выполненные из этой ткани. Из Туаль-де Жуи отлично смотрятся рубашки классического фасона, блузки, платья, включая платья-рубашки, а также брюки и юбки. Современные ткани Toile de Jouy сохраняют прежние сюжеты, которые использовались более столетия назад. На них можно увидеть тех же дам и кавалеров, отдыхающих на скамейках в саду, идиллическую пасторальную сцену с пастухом и пастушкой на лугу, изображения охоты и другие. Мануфактура, расположенная у поселка Жуи, проработала всего шесть десятилетий и прекратила свое существование. Сейчас на ее месте находится музей. Тем не менее, ткани, подобные тем, о которых говорилось, продолжают производиться во всем мире и известны под названием «Туаль де Жуи». Татьяна Дмитриева

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.