Жизнь как полет над сценой

Жизнь как полет над сценой

Легкая, воздушная, изящная, казалось, она не танцевала, а парила над сценой. Да и вся её жизнь, далекая от земных забот, политики и быта, была как полет прекрасной благородной птицы, сумевшей оторваться от земли и постичь прелесть искусства, которое живет только один миг – тогда, когда исполняется танец. Ее называли облаком, парящим над землей. Учитель Анны Павловой Энрико Чекетти – великий итальянский артист балета, балетмейстер и педагог, назвал ее «Божественная».

Анна Павлова – незаконнорожденная дочь прачки и купца второй гильдии, еврея-банкира, который позднее спонсировал обучение девочки и помогал матери. Был и официальный отец – Матвей – отставной солдат, не способный обеспечить семью. По одной из версий биографии балерины, семья нуждалась. По другой, жила за счет помощи богатого покровителя. В любом случае, благородным происхождением, Анна Павлова похвастаться не могла.

В день, когда она появилась на свет, 12 февраля 1881 года, в Петербурге стоял лютый мороз. Девочка родилась семимесячной. Никто не верил, что она выживет. Но бабушка выходила ее, чуть не год поила козьим молоком. Малышка подросла, но всю жизнь часто простужалась, была худенькой, страдала малокровием. Казалось бы, что хорошего может ждать болезненного ребенка с такой родословной?

Тем не менее, уверенность в своем предназначении дала возможность этой маленькой девочке, несмотря на не слишком подходящие для балета данные (высокий рост, слабую стопу), достичь мировой известности, стать явлением в балетном искусстве. Однажды мать привела восьмилетнюю девочку в Мариинский театр на балет «Спящая красавица» Мариуса Петипа. Спектакль заворожил девочку. С этого момента в ней родилась мечта стать балериной.

«Нюра, ты хочешь танцевать с ними на сцене?» «Нет, я буду танцевать одна». На первом прослушивании в балетную школу ее не приняли из-за болезненного вида. Это произошло позже (спустя два года). Язык танца стал ее языком. Она заявила, что станет самой знаменитой балериной, и старалась этого достичь изо всех сил. Учеба была трудной. «Поступить в императорскую балетную школу, все равно, что поступить в монастырь», – позже вспоминала Павлова строгие условия обучения. То, что другим девочкам давалось легко, к Анне приходило с большим трудом. Она перебарывала себя, порой рискуя здоровьем. Ступни были слабые, подъем высокий. Приходилось подкладывать кусочек дерева в пуанты.

Ученицы называли ее шваброй, за то, что она была самая худая и самая высокая. Но, несмотря на несовершенство техники, Анна стала любимицей Мариуса Петипа. Пластика и красота – вот на что делал упор Петипа в годы учебы Анны в императорском балетном училище. А в 1906 году Анна стала примой Мариинского театра.

В Париже Анна Павлова стала известна благодаря участию в первом русским сезоне Дягилева. Первоначально он включал в репертуар только оперы. Участие Павловой был своего рода экспериментом, который принес сезону бешеную популярность. Дягилев рассчитывал использовать балеты с участием Павловой и дальше. Но она отказалась.

В основном, из-за репертуара, где четко прослеживались модернисткие тенденции. Верная классическому балету, Анна не хотела танцевать под музыку Стравинского, у нее было своё видение танца. Разорвав контракт с театром, она заплатила крупную неустойку и организовала свою собственную труппу. Это был смелый и рискованный шаг. Но в этом была вся Павлова – хрупкая женщина, которая по упорству и стойкости могла дать фору самому сильному мужчине.

С 26 лет Анна начала гастролировать по Европе, ее встречали аншлагами. Например, в Стокгольмском театре после спектакля зрители провожали балерину до самой гостиницы, а шведский король подарил ей орден «За заслуги перед искусством».

Если рассматривать строго, хореографическая техника Павловой не выдерживала критики, в ее исполнении, казалось, не было фантастических пируэтов, каких-то удивительных прыжков. Но она словно парила над сценой. Ее изящество, легкость, драматизм заставляли зрителя замирать от восторга. Павлова не просто танцевала, она создавала неповторимые образы, проживала на сцене целую жизнь. Журналисты и критики писали о ее выступлениях: «Это было два спектакля: один на сцене, другой в зрительном зале, когда никто не мог сдерживать эмоций, то и дело, взрываясь аплодисментами».

Как это удавалось маленькой хрупкой танцовщице? Те, кто наблюдал за ее работой и выступлениями, говорили, что Павлова была удивительно организована для ритмического самовыражения. В ней была какая-то сверхъестественная нервная сила. Неистощимая энергия действия. Любимые роли из «Жизели», «Баядерки», «Корсара» и «Дон Кихота», бессмертный «Умирающий лебедь» Сен-Санса и другие работы – это танцы, которые она исполняла сердцем.

Знаменитый хореограф Михаил Фокин создал самую известную роль для Анны Павловой, ставшую символом русского балета и балета вообще. Это образ лебедя, поставленный под музыку Сен-Санса, над усовершенствованием которого балерина работала непрерывно. Трогательная смерть раненого лебедя каждый раз в исполнении балерины наполнялась новым смыслом. Кстати, Анна Павлова, очень любила птиц, позже ее любимым лебедем на пруду, устроенном балериной в 1912 году возле ее дома в Лондоне, стал Жак. Между ним и хозяйкой было такое взаимопонимание, что Жак ел с руки и обнимал хозяйку своей длинной шеей.
После первого исполнения «Лебедя», Сен-Сан добился встречи с балериной за кулисами и признался, что благодаря Павловой, понял, какую прекрасную музыку написал.


Жизнь как полет над сценой

Жизнь не баловала балерину личным счастьем. Она связала ее с мужчиной, который во многом был для нее недоступен – Виктором Дандре – членом петербургского совета. Он – барон, потомственный аристократ. Она – плебейка с еврейской кровью, в какой-то степени содержанка, авантюристка. Связь была негласной и болезненной для обоих. Капризная, как ребенок, Анна часто доводила своего возлюбленного до белого каления. Жизнь рядом с гениальной женщиной казалась невыносимой. Но Виктор безумно любит ее и все прощает. Только не женится.

А ей как будто и не нужно этого, она всепоглощающе и демонстративно предана только танцу. Сосредотачиваясь на творчестве, Анна забывала о Викторе и обо всем на свете.

Но и для нее это был нелегкий союз. Позднее, Дандре оказался замешанным в коммерческой афере и разорился. Даже попал в долговую тюрьму. И тогда стало понятно, что Анна все-таки хотела выйти за него замуж официально. Она поставила условие, что поможет Дандре освободиться, но он должен официально жениться на ней. Наконец, они обвенчались, но сохранили это в тайне. Виктор стал ее импресарио. Вместе с женой он отправляется в блестящее турне по миру.

Павлова много гастролирует в Европе, Америке, Индии. И всюду танцует с полной отдачей, даже в самых маленьких городках. В каком бы танце ни появлялась балерина, она производит неизгладимое впечатление на публику. Анна стала настоящей сенсацией. Самый распространенный вопрос в то время, который задавали люди друг другу, вместо «здравствуйте»: «Видели ли вы Павлову?»

Она стала самой знаменитой и любимой русской женщиной начала двадцатого века. Чарли Чаплин боготворил Анну Павлову, находя с ней много общего. На одном из приемов в честь балерины, он сказал, что английский язык не в силах передать всех чувств, которые он испытывает к Анне, и он намерен рассказать об этом на китайском. И начал, коверкая язык, изображать речь на китайском языке. Так разошелся, что поцеловал Павловой руку. Чем окончательно очаровал. Они подружились. Чаплин консультировал Павлову при съемке ее танцев на кинопленку.

Несмотря на всю легкость, детскость и женственность, характер Павловой порой был невыносимым. Она изводила мужа бесконечными истериками, но в то же время сама чистила ему обувь и гладила белье. Она была взрослой девочкой, которая не в силах справиться со своими эмоциями. В сорок и уже ближе к пятидесяти она все равно была юной и цветущей, с тонкой, почти детской фигурой. Павлова не собиралась покидать сцену. И везла балет туда, где о нем даже не имели представления.

За 22 года гастролей Анна Павлова сыграла более 9000 спектаклей. Она так интенсивно трудилась, что истанцовывала за год 2000 балетных туфель, которые специально для нее шил известный итальянский мастер Ромео Николини.

23 января 1931 года, будучи на гастролях в Голландии, Павлова в поезде простудилась, заболела плевритом и скончалась, не дожив всего три недели до своего пятидесятилетия. Умерла, отказавшись от операции, так как врач предупредил ее, что после операционного вмешательства она не сможет больше танцевать. «Приготовьте мой костюм Лебедя!» – были последние ее слова. Ей, слабой и умирающей, ни за что не хотелось отменять спектакль. Она верила, что сможет показать свою лучшую работу. Спектакль не был отменен, вместо Анны Павловой на сцене танцевал лучик света.

В чем же заключалась тайна актрисы, которую до сих пор считают лучшей русской балериной? Мне кажется, она не в технических трюках, а в способности создавать неповторимые трогательные образы. Секрет ее популярности в искренности ее искусства.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.