Кокити Микимото: человек, создавший жемчужную индустрию

Этот человек пользуется известностью далеко за пределами Японии, его имя известно во всём мире. Для ценителей ювелирных украшений он стал символом жемчуга исключительного качества. До начала XX века натуральный жемчуг, когда-то жемчуг, известный также как восточный жемчуг, стоил дороже бриллиантов. Трудно представить это сейчас, когда разработан способ искусственного культивирования жемчуга.

Моллюски, реагируя на случайное попадание посторонних частиц в раковину, покрывают их перламутром, формируя таким образом жемчужину. Красивое сияние жемчуга обусловлено преломлением световых лучей в слоях перламутра. Ювелиры признают, что наиболее ценными натуральными жемчужинами являются те, что добывают в Персидском заливе, где извлечение этого материала началось не менее чем 2000 лет назад. Впрочем, добыча жемчуга ведется и в других южных морях.

Искусственный жемчуг создается по аналогии с натуральным, но с небольшим участием человека. Данный метод культивирования был разработан в Японии, хотя о подобной технологии в Китае знали еще в XIII веке. Кокити Микимото был одним из первых, кто начал заниматься изучением этого процесса…

Начало этой истории было весьма обыденным. Кокити родился в неблагополучной семье; его отец держал небольшое заведение общепита, где подавали лапшу, приготовленную вручную. Мальчика отдали в школу, но учёба не затянулась. Семья испытывала финансовые трудности, поэтому вскоре Кокити пришлось прекратить образование и начать помогать родителям. Он стал разносить лапшу и затем устроился продавцом в овощной магазин. Так день за днём шли годы…

Когда Кокити обзавёлся семьей, он некоторое время продолжал прежнюю деятельность – торговлю лапшой и овощами. Однако доходы не увеличивались, и дела шли неважно. Тогда, после консультации с женой, он приобрел, на средства из её приданого, небольшую ферму для разведения и продажи съедобных устриц. Как правило, устрицы собирали на побережье моря, но те, кто имел хоть какие-то возможности, выращивали их в садках. Именно таким образом и занялся Кокити. Но и здесь всё оказалось непросто, дела шли с переменным успехом. Как-то отправившись в Уэно, куда Микимото привез свои устрицы на продажу, он случайно встретился с профессором Токийского университета, известным специалистом в области морской биологии.

После обсуждения вопроса, представлявшего для них взаимный интерес, профессор порекомендовал Кокити расширить сферу продаж устриц, включив в нее выращивание жемчуга. У Микимото, к счастью, были подходящие устрицы, позволяющие начать это дело. Китайцы уже имели опыт в этой области, однако они культивировали речной жемчуг, уступающий по качеству и эстетике тому, что было востребовано на рынке.

Микимото применял устриц вида Акоя, экспериментировал с условиями их содержания, помещал в тело моллюска песчинки различного размера и искал наиболее подходящее место для их введения. Дни сменялись неделями, месяцы шли один за другим, и вдруг залив Симмэй оказался затоплен, планктон погиб, и вслед за ним стали гибнуть устрицы. Кокити удалось сохранить часть урожая, однако многое пришлось начинать повторно.

Однажды, при осмотре очередной раковины, Кокити обнаружил в ней жемчужину. Это стало для него настоящей победой. С этого момента Микимото с ещё большим энтузиазмом приступил к работе. Несмотря на то, что в то время его финансовое положение было крайне тяжелым, и неожиданно скончалась жена, которая была для него верным помощником и другом, Кокити Микимото упорно продолжал свою деятельность. В 1896 году он получил патент на свою технологию выращивания жемчуга.

В 1905 году Микимото обнаружил среди выращенных раковин крупную круглую жемчужину нежного, бледно-розового оттенка. Завершившиеся успешно эксперименты позволили Микимото начать переход к серийному производству своей технологии выращивания жемчуга. Вскоре он открыл магазин, где жемчужины исключительной красоты, произведенные на его ферме, использовались для изготовления ожерелий, браслетов, кулонов и серег.

Качество жемчуга, производимого компанией Микимото, не уступало лучшим образцам из Индии, Аравии и Цейлона. Предприятию Микимото удалось достичь выдающихся результатов. Теперь жемчуг, который ранее считался дефицитным и труднодоступным, добывавшийся рискованным трудом ныряльщиков, оказался у него в руках.

И это действительно так просто? Такое впечатление может возникнуть у тех, кто не имеет представления о колоссальных усилиях, которые потребовались для достижения такого внушительного результата. Даже сейчас, когда эксперименты завершены и остается лишь собирать урожай жемчуга, лишь половина раковин моллюсков, подвергнутых операции специалистами Микимото, производит продукт, а среди них лишь 5% жемчужин соответствуют высшему качеству. Таким образом, для получения обильного урожая необходимо было увеличить объемы производства. Недалеко от родного города Тоба, где Микимото провел детство, он приобрел земельные участки для организации новых ферм.

На острове Одзима, где располагалась его первая ферма, был возведен комплекс, включающий в себя производство по выращиванию моллюсков, демонстрационные залы, сортировочные цеха и магазины.

В магазинах продавались не только прекрасные жемчужные украшения, здесь можно было приобрести не только серийные изделия, но и отдельные жемчужины, доступные в неограниченном количестве, что позволяло создавать уникальные украшения. На территории комплекса располагались ресторан и различные водные представления. Микимото, подобно детскому конструктору, начал создавать из жемчуга копии храмов и известных памятников, изображения птиц и бабочек, статуэтки Будды и другие предметы. Получившиеся жемчужные изделия отличались исключительной красотой и были изготовлены из высококачественного жемчуга. Эти декоративные предметы стоили значительных денег.

Начав с торговли лапшой, Микимото превратился в одного из самых состоятельных людей в стране. Значительные средства он направил на благоустройство района, где расположился его огромный дом на берегу моря, получивший название Синдзюкаку, или Дворец долгой жизни. Это название ассоциировалось с Жемчужным дворцом. Микимото построил железнодорожные линии и шоссе, обеспечившие доступ туристов на его Жемчужный остров, и высадил вишни, клены и камфорные деревья.

Пейзажи острова и дороги всегда восхищали своей красотой. Он же часто проводил время за микроскопом, а в свободное время любил посидеть среди деревьев, задумчиво смотря на морскую даль. О чём он размышлял? Возможно, о трудностях своего жизненного пути или о том, что всё, что у него есть, стало результатом огромного и кропотливого труда. А может быть, его мысли были о бренности всего сущего и о том, что земная жизнь – лишь миг, в то время как вечность не занимает места в мыслях молодого человека…

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.