Изящные украшения в стиле ар-деко

Art deco» с французского переводится как «декоративное искусство». Стиль ар-деко, также известный как арт деко, получил свое наименование в связи с проведением в 1925 году в Париже выставки декоративно-прикладного искусства. Как и когда возник этот стиль? И что он из себя представляет, в частности, в ювелирном искусстве? Ювелиры уже в начале XX века стали отказываться от сложных линий, характерных для модерна, и искать новые способы самовыражения. В позднем модерне прослеживались геометрические линии, предвещавшие ар-деко, однако Первая мировая война прервала этот процесс. После окончания войны люди стремились к новым идеалам, ведь разрушения, жертвы и разочарование в прежних ценностях оставили глубокий след.

После Первой мировой войны появилась новая женщина, которой вдохновлялись поэты и художники, в том числе и художники-ювелиры. Именно в это время Луи Картье набросал эскизы своих первых украшений в новом направлении.

Ар-деко объединил в себе простоту и роскошь, четкость и легкость игры камней, а также стилистические элементы, позаимствованные у кубизма, модерна, сюрреализма, неоклассицизма, и этнические мотивы Древней Греции, Египта, Африки и Востока.

Мастера ювелирного искусства, подобно всем творцам, всегда внимательно реагируют на общественные настроения. Как помочь людям забыть о пережитых ужасах войны и вернуть им радость? Именно тогда эклектичное сочетание стилей позволило ар-деко стать новаторским направлением. Дизайнеры ювелирных домов представили новые формы, среди которых геометрический и линейный дизайн, симметричные композиции, цветовые контрасты и особая огранка драгоценных камней с более четкими линиями. В качестве основных форм стали использоваться треугольные, трапециевидные и изумрудные огранки. Изначально ювелиры применяли доступные материалы, такие как эмаль, хром, стекло и пластмассу, и делали акцент на насыщенных цветах. Однако послевоенный период ознаменовался стремлением к созданию видимости роскоши и процветания. И прежде всего, эту иллюзию могли воплотить звезды голливудских фильмов. Их браслеты и ожерелья, украшенные бриллиантами, привлекали внимание зрителей. В эпоху ар-деко платина приобрела статус культового металла Картье ввел в моду этот благородный металл. А вместе с ним набрали популярность белое золото, серебро, сталь и даже алюминий. Кроме металлов ювелиры часто использовали экзотические материалы – слоновую кость, кожу крокодила и акулы, а также редкие породы дерева. Использовали чистый белый перламутр, белые бриллианты и черный оникс…

Одной из отличительных черт стиля ар-деко является его дерзкое сочетание в одном изделии драгоценных камней с имитациями, таких как стразы и искусственный жемчуг.

Наиболее часто применялась техника эмалирования металлов и оригинальная огранка. Украшения в стиле ар-деко отличались четкой геометрией, строгой симметрией и расположением элементов, подчиненным определенному ритму. Помимо геометрии, источником вдохновения для дизайна украшений послужили образы и декорации Русского балета С. Дягилева, а также культура различных стран и эпох: Древнего Египта, Китая, Японии, Индии, Древней Греции, Африки, а также образы флоры и фауны. Брошь, выполненная в форме кисти, заслуживает быть названной одним из самых эффектных декоративных элементов, длинная нить искусственного жемчуга, длинные серьги, включая серьги-кисти, украшали короткие прически девушек. Тяжелые пояса, браслеты, которые носили не только на запястьях, но и на предплечьях, повязки на голову (бандо), украшенные стразами, жемчугом, а для некоторых и бриллиантами, коктейльные кольца, колье-воротники, ожерелья и браслеты в виде змей, кольца и браслеты в виде пантер… В эпоху ар-деко широкую популярность приобрели и роскошные зажигалки, и мундштуки, в дизайне которых также использовались сочетания черных и белых элементов. Наручные часы получили широкое распространение, поскольку ювелиры при их создании демонстрировали неординарное воображение. Эти часы отличались разнообразием форм, богатым декором, оригинальностью и изяществом. Драгоценными камнями украшались как корпус часов, так и браслеты. Среди наиболее известных ювелиров того времени выделяются Жорж Фуке и его сын. Парижский ювелир Раймон Тамплие также известен своими оригинальными художественными решениями. В его работах особое внимание уделялось украшениям, характеризующимся строгими геометрическими формами и декором из яркой эмали, создающей эффектный цветовой контраст. История Дома Картье наглядно демонстрирует формирование стиля ар-деко. Ювелирные изделия, созданные Луи Картье в 20-30-х годах, отражают ключевые этапы развития этого стиля. Изначально Картье отдавал предпочтение круглым или сегментным формам, полагая, что именно такие геометрические фигуры наиболее уместны для женских украшений. Позднее он стал использовать квадрат и прямоугольник. Ювелир украшал свои изделия бриллиантами, дополняя их другими камнями и эмалью. Его ювелирные творения отличались насыщенными цветами и изысканным колоритом, особенно заметным в изделиях из оникса, горного хрусталя и нефрита, кораллов и перламутра, где он добавлял роскошные бриллианты. Со временем ювелиры Дома Картье отказались от насыщенной цветовой гаммы и стали отдавать предпочтение белому цвету. Это стало основой стиля, известного как «белый ар-деко». Украшения, отличавшиеся строгими геометрическими формами и контрастным сочетанием белого и черного цветов – белой платины и бриллиантов в сочетании с черным ониксом или черной эмалью, выглядели великолепно. Именно этот цветовой контраст послужил основой для создания уникального мотива, названного «шкура пантеры». Первоначально этот мотив находил применение при изготовлении брошей, изображающих пантер, а также для декорирования украшений для волос и наручных часов. Тем не менее, от насыщенных оттенков изумруда, рубинов и сапфиров не хотели полностью отказываться, даже в «белом ар-деко». Поэтому Картье часто создавал броши в виде «ваз с фруктами». Яркие драгоценности, выполненные в стиле «тутти фрутти», стали известными украшениями Картье. Открытие гробницы Тутанхамона в 1922 году вызвало значительный рост популярности египетских украшений. В ассортименте ювелирной компании Картье появились эффектные подвески из нефритовых пластин, инкрустированные бриллиантами и рубинами. Также известна брошь в форме скарабея, выполненная из дымчатого кварца и фаянса, с бриллиантовой отделкой. В 1929 году и в последующие годы яркость и разнообразие красок в ювелирных изделиях стали ещё более выраженными. Это было связано с тем, что в период экономического спада, когда снижалась покупательная способность населения, для привлечения внимания и поддержания конкурентоспособности, мастера создавали особенно эффектные украшения. Особой востребованностью пользовались такие материалы, как нефрит, топаз, циркон, коралл и аквамарин. Стиль ар-деко окончательно оформился к началу 20-х годов, а в 1925 году был официально признан. Именно парижская выставка 1925 года дала стилю его название. На выставке демонстрировались ювелирные изделия, созданные Фуке, Тамплие, Сандозом, Бушероном, Ван Клифом, Картье, Мобуссеном и другими известными французскими мастерами. Ювелиры имели огромный успех. Парижский ювелир Жорж Мобуссен был удостоен золотой медали за украшения в стиле ар-деко. Посетители были поражены увиденным. Их восхищение вызывали колье, созданные Мобуссеном: в платиновой оправе гармонично сочетались бриллианты и изысканные жемчужины, жадеитовое кольцо, подвески, стилизованные под цветочные вазы и фонтаны. Благодаря выставке фирма «Мобуссен» приобрела широкую известность. Стиль ар-деко прославили не только ювелирные изделия таких брендов, как «Картье» и «Мобуссен», но и работы ювелиров «Бушерон» и «Ван Клиф и Арпельс», что позволило ему стать общепризнанным символом роскоши и предметом восхищения. В те годы происходили значительные перемены в жизни людей, разрабатывались инновационные технологии, велись поиски новых материалов, проводились научные и технические исследования. Век стал периодом значительных успехов во всех областях, включая жизнь людей. Эти достижения нашли свое отражение и в развитии ювелирного искусства. В компании «Van Cleef & Arpels» ювелиры разработали инновационный метод фиксации драгоценных камней – невидимую закрепку. Камни шлифовались таким образом, что позволяли располагать их вплотную, полностью скрывая металлическую основу под слоем камней. Благодаря этому стало возможным создавать исключительные украшения. Бриллиантовые броши-клипы, сотуары, изящные браслеты с четкими орнаментами из драгоценных камней пользовались спросом на ювелирных рынках. В моду вошли броши-кисти, бусы из натуральных камней. Длинные каскадные серьги и крупные клипсы, закрывающие мочку уха, стали особенно популярны благодаря моде на короткие стрижки. По мнению искусствоведов, стиль ар-деко доминировал в мире искусства примерно два десятилетия – период между Первой и Второй мировыми войнами. Однако, более значимо то, что многие приемы и достижения в ювелирном искусстве, созданные в эпоху ар-деко, были настолько универсальными, что ювелиры продолжали ощущать влияние этого стиля и впоследствии, передавая его следующим поколениям. В современной моде ювелирных украшений стиль ар-деко снова популярен. Его выбирают уверенные в себе женщины, которые предпочитают роскошь и в то же время аристократическую сдержанность.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.