Греческие мотивы в ювелирных украшениях и бижутерии

Греки придавали большое значение искусству, руководствуясь любовью к красоте. «Тело считалось лучшим украшением человека…», а драпировка на одежде подчеркивала его лучшие формы и маскировала недостатки. Благородство и достоинство греки подчеркивали развитым и тренированным телом, красивой осанкой.

В ювелирных изделиях ценилось гармоничное совершенство. Во Франции XVIII века возродился интерес к античному искусству, чему способствовали многочисленные археологические раскопки, обогащавшие музеи мира уникальными произведениями Древней Греции. Простые и совершенные формы считались эталоном красоты в эпоху античности.

Нам досталось в наследство от древнегреческих мастеров-ювелиров великолепные произведения искусства, воплощенные в украшениях. Украшения Древней Греции нередко включали орнаментальные элементы. В орнаментах мастера отдавали предпочтение строгой симметрии и использованию геометрических линий, прямых углов, а также комбинаций различных волнистых линий. Изображения листьев алоэ, винограда, плюща, лавра, аканта, дуба, цветов жимолости и оливкового дерева были популярны среди ювелиров. Часто применялись меандр как в квадратном, так и в круглом исполнении. При создании орнаментальных композиций мастера придерживались установленного порядка и симметрии.

Любовь к ювелирным украшениям присуща людям на протяжении всей истории, поскольку она удовлетворяет стремление к самолюбованию. Однако в эпоху античности чрезмерное использование роскоши не одобрялось. В то время даже существовали законы, ограничивающие демонстрацию богатства. Поэтому греческие ювелирные изделия отличаются изысканной сдержанностью. Стремление к большему украшению себя, безусловно, присутствовало. Это были исключительные светские мероприятия, разнообразные праздники, свадебные торжества и посещение театра. Однако, в греческом стиле неизменно сохранялась элегантность и непринужденность. Силуэты древнегреческих женщин напоминали колонны архитектурных построек того времени или античные статуи, поэтому набор ювелирных украшений, дополняющих такой наряд, был довольно сдержанным.

Украшения для волос в греческом стиле

Греки уделяли особое внимание украшению головы. В ранний период наиболее воссоздаваемыми и правдоподобными считались венки из живых цветов и листьев. Для их изготовления использовали розы, фиалки, мирт и плющ. Повязки вплетали в волосы женщин Древней Греции. Греческая сфендона пользовалась наибольшей популярностью и часто украшалась золотом, жемчугом или драгоценными камнями. Ее конструкция предусматривала более широкую и высокую середину, которая выделялась на волосах, подобно диадеме, и фиксировала пряди сзади. Сфендона особенно хорошо сочеталась с короткой стрижкой. Налобник и начельник были схожи по стилю со сфендоной. Греческие женщины также использовали для украшения волос коронки и жемчужные нити. Греческие стефаны пользовались особой популярностью, особенно в классическом исполнении – из золотых нитей. Искусно созданные сетки из золотой канители или шнура крепились к волосам с помощью шпилек из слоновой кости. Такие роскошные украшения акцентировали высокий статус их владелицы. Помимо плетения кос, женщины предпочитали укладывать волосы в узел, который до сих пор известен как греческий узел. И длинные, и короткие волосы завивали и украшали обручами или лентами. Также часто использовались диадемы и гребни. Девушки украшали свои прически золотыми обручами, которые часто дополнялись меандрами или другими орнаментальными элементами с выраженным ритмом. Для особых торжеств волосы украшали диадемами, изготовленными из золотых листочков и бусинок. Ювелиры предлагали широкий выбор украшений для волос, включая шпильки и сетки, ободки и гребни, выполненные с использованием жемчуга и перламутра.

Браслеты в греческом стиле

Браслеты гречанок пользовались большой популярностью и использовались для акцентирования красоты рук, нередко их носили не только на запястье, но и на предплечье. Браслеты изготавливались в виде цельного широкого обруча из драгоценного металла или представляли собой несколько тонких колец, которые надевались в большом количестве. Широкие браслеты могли быть декорированы орнаментальными узорами, например, меандром или витыми растительными мотивами.

Шейные украшения

Шейные украшения включают в себя ожерелья, цепочки, бусы и медальоны. При изготовлении украшений для шеи применялись резные листья виноградной лозы, волнистые линии. Металлические диски и пластины, составляющие ожерелье, инкрустировались гранатами и аметистами, а также покрывались эмалью. Часто виртуозная резьба позволяла создавать уникальные изделия с перфорацией в виде волнистых линий. Иногда шейные украшения изготавливали из отдельных деталей, соединяя их пайкой или механическим способом. В ювелирном деле широко применялся метод диффузной пайки, позволяющий создавать точечную зернь. Ожерелья и венки часто дополнялись подвесками, выполненными в виде фруктов, цветов, дельфинов и других животных. В моду того времени броши вызывали особый интерес. Они изготавливались в форме круга, овала и отличались крупными размерами, поскольку выполняли не только декоративную, но и практическую функцию – фиксировали складки ткани. Крупная брошь могла стать отличным дополнением к платью в греческом стиле, сделав его более интересным. В золотые оправы вставляли камеи. Гречанки с удовольствием носили пояса, украшенные вышитыми орнаментами или декоративными пряжками. Пояс и браслет с меандровым узором, выполненные в технике фриволите, и сегодня могут стать прекрасным дополнением к образу.

Серьги в греческом стиле

Греческие серьги порой воспроизводили образы богов или имели вид диска с мелкими узорами и инкрустацией, к которому крепились тонкие подвески. При движении эти серьги издавали мелодичный звон. На диске располагались изящные изображения различных предметов, а подвески повторяли форму амфор или силуэты животных. Для создания образа в греческом стиле стоит отдать предпочтение крупным серьгам, например, каплевидным, в том числе из жемчуга. Платье в греческом стиле с открытым плечом будет выглядеть стильно и оригинально, если дополнить его крупной серьгой с подвеской на одно ухо.

Кольца и перстни

Греки также ценили кольца. Их ношение началось еще в VI веке до нашей эры. Изначально это были печатки, однако впоследствии кольца изготавливали из обычных металлов. Сначала их не украшали, но затем стали использовать драгоценные металлы и камни. Ношение кольца на четвертом пальце левой руки считалось довольно популярным. Люди с высоким достатком и не обладающие нормами приличий носили сразу много колец. Постепенно количество колец прибавлялось и у всех любителей этого украшения. Для колец и медальонов изготавливали геммы, в которых на камне изображение было выпуклым или выдолбленным. Древнегреческие мастера ювелирного искусства часто применяли филигрань, их работы отличались тонкостью и изяществом. Стоимость украшений напрямую зависела от степени детализации работы. Для создания ювелирных изделий использовали вкрапления цветной стеклянной смальты или мелкий жемчуг. Этот прием позволял создавать ажурные узоры, отличающиеся необычайной красотой. Из филигранных нитей изготавливали ожерелья, а также плели сетки для волос. Древнегреческие мастера создавали гравюры на камне. Сардоникс и кремовый агат считались самыми подходящими материалами для этой цели. Некоторые произведения древнегреческих ювелиров, украшенные филигранью и точечной зернью, отличались микроскопическим исполнением. Для рассмотрения тонких и изящных деталей требуется использование увеличительного стекла. Наряду с растительными и геометрическими мотивами, греки часто изображали на украшениях бабочек, птиц, насекомых, а также создавали фантастических животных, взятых из мифов и легенд. Для изготовления использовались золото и серебро, однако встречались и более скромные изделия. В Древней Греции золото, подобно другим странам и цивилизациям, имело высокую ценность. Золотые украшения часто помещали в гробницы вместе с умершими, поскольку верили в магическую способность золота защищать от злых духов. Однако, не все древние греки носили украшения. Например, спартанцы вели аскетичный и сдержанный образ жизни, и для них ювелирные изделия обычно ограничивались простыми металлическими браслетами и фибулы. Бижутерия в греческом стиле характеризуется спокойными и сдержанными оттенками, поскольку платья в этом стиле обычно выполнены в пастельных тонах. Поэтому для создания греческого образа идеально подходят жемчуг и прозрачные светлые камни. Особенно красиво смотрится горный хрусталь.Древнегреческие ювелирные изделия представлены во многих музеях по всему миру. В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранится обширная подборка ожерелий и брошей.

В каждом новом сезоне дизайнеры акцентируют внимание на платьях, вдохновленных греческим стилем, придавая образам новые черты. При выборе ювелирных украшений или бижутерии в греческом стиле следует помнить, что ключевыми элементами являются легкость, элегантность и простота.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.