Юля, за прошедший год твоя фильмография пополнилась тремя сказочными проектами. Среди них – «Бременские музыканты», где ты исполнила роль матери Трубадура, а также фильм и сериал, основанные на вселенной «Последнего богатыря», в которых ты сыграла молодую Бабу-ягу. Что послужило причиной внезапного роста интереса к сказкам в киноиндустрии?
Я полагаю, сказки – это своего рода зашифрованный способ передачи информации, особенно актуальный для нашего общества. Это обращение к истокам, к нашим корням, и всегда связано с углубленным пониманием. Как человек, который провел год, изучая русскую филологию и читал «Морфологию волшебной сказки» (знаковое исследование советского филолога и фольклориста В. Я. Проппа, одно из наиболее известных работ в области фольклористики XX века. — Прим. ред.), я верю в то, что сказка — всегда урок.
Как оказалось, экранизации приобрели такую востребованность, вероятно, из-за дефицита кино для детей. Мои дети еще смотрят советские сказки, однако более юное поколение не может им проникнуться – они им кажутся сложными для понимания. Появилась острая потребность в этом жанре, и поэтому стали переносить на экран старые сюжеты и создавать новые. В следующем году будет еще больше сказок – я знаю, что в данный момент снимают около пяти.
Появилась и техническая возможность, а также фильмы, которые я уже посмотрела, отличаются своей красотой, масштабностью и впечатляющими спецэффектами.
И это также заслуживает внимания. Не стоит стесняться оценки графики, создаваемой в нашей стране, поскольку она достигла значительного прогресса. Я с нетерпением жду, например, фильма «Финист. Первый богатырь», поскольку в нем графика является основополагающим элементом. Это дорожное приключение, в котором количество персонажей, сыгранных актерами, невелико, а большое количество героев будет полностью создано с помощью компьютерной графики.
Откровенно говоря, когда я даю согласие на участие в той или иной постановке, я мало задумываюсь о серьезных аспектах. Я всегда мечтала играть в сказках, потому что искренне хочу навсегда остаться в сердцах юных зрителей. Для меня Марина Мстиславовна Неелова всегда будет принцессой из «Старой, старой сказки». Или Алиса Бруновна Фрейндлих — я вижу ее, и сразу возникает образ Снежной королевы. Хотя обе – выдающиеся актрисы, сыгравшие множество ролей для взрослой аудитории, которые я тоже очень люблю.
Дети, как зрители, обладают такой неподдельной чистотой, что, если сумеешь достучаться до их сердец, сможешь оставить неизгладимый след в их душах. Я очень этого желаю.
Декоративная подушка из серии «Алиса в Стране чудес», «Культура дома»; пальто, Gapanovich
Декоративная подушка из коллекции «Феникс», «Культура дома»; пальто, Gapanovich
Да, это одно дело – играть принцессу или королеву, а ты исполняешь роль Бабы-яги…
(Когда мне исполнилось семнадцать лет, я училась в одиннадцатом классе и написала письмо в МХАТ. В нем я представилась: девочка из Пскова, мечтающая стать актрисой, и поинтересовалась, ожидают ли они моего приезда. Письмо получилось довольно объемным – на три страницы, а вместе с ним я положила свою фотографию, сделанную во время школьного спектакля, где я играла Бабу-Ягу. Я сильно волновалась из-за ответа, опасаясь, что его могут украсть, ведь в моем почтовом ящике не было дверцы.
И как, пришел?
Невероятно, но это правда! Я до сих пор не могу понять, кто мне тогда написал. Возможно, кто-то из работников деканата проявил сочувствие или, быть может, охранник? В письме говорилось, что меня очень ждут и что необходимо приезжать, у меня все получится. Также был указан перечень литературы, которую рекомендуется изучить для успешной сдачи экзаменов.
В школе я часто играла роли Снегурочек и Бабок Ёжек. Во взрослой жизни я воплощала образ Снегурочки в фильме Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе», а Бабу-Ягу я сыграла совсем недавно. Мне очень хотелось бы, чтобы киновселенная «Богатыря» продолжилась, и я с удовольствием вернулась бы к этой роли. Я мечтаю остаться в детских сердцах Бабой-Ягой, ведь это поистине наш, русский персонаж. Сказочно русский! Она не однозначна, и это делает образ очень сильным. Часто можно услышать: «Баба-Яга, костяная нога». Но это связано с тем, что она – персонаж, который объединяет мир ушедших и мир живых. И это очень интересно для меня как для актрисы.
Насколько сложнее или проще воплощать образ Бабы-яги по сравнению с, например, императрицей?
Режиссер Дима Дьяченко предложил мне пройти прослушивание на эту роль спустя месяцы после премьеры фильма «Вызов». Я тогда некоторое время не снималась, поскольку не знала, в каком направлении двигаться дальше. Но тут я подумала: это любопытно! Дима поставил множество задач к пробам. И особенно важна была работа с текстом: требовалось научиться говорить сказочным языком и делать это естественно. Когда меня утвердили и начался съемочный процесс, первые три дня были очень непростыми. Сочетать органичность и юмор — задача не из легких. Несмотря на весь свой профессионализм и опыт, я растерялась… Но мне нравится, когда режиссер (в позитивном смысле!) направляет меня, а я стараюсь быть внимательной и сосредоточенной. Примерно через неделю мне показалось, что мы начали понимать друг друга, я расслабилась и начала импровизировать. Дима – мастер тонкой комедии, работать с ним очень интересно. Он словно нанизывает на ниточку мелкий бисер, что-то там создает, плетет. Отвечая на вопрос, скажу: роль Бабы-яги не то чтобы сложная, точнее сказать — это серьезный и кропотливый труд.
Хрустальная ваза из коллекции «Лондон», «Культура дома»; жакет, Alena Akhmadullina
Я не имею детства и дочерей, поэтому не могу рассказать сказку, которую читал своим детям?
Я часто читала им сказки. Особенно люблю «Пеппи Длинный чулок» и «Снежную королеву». В целом, я использую сказку «Гуси-лебеди» для обучения своих детей».
Почему?
Я чувствую, что моя жизнь похожа на сказку. Я убеждена в необходимости всегда оказывать помощь людям. Если у вас есть возможность помочь кому-то, не отказывайтесь от этого. Окружающее пространство откликается благодарностью. Все, что происходит в этом пространстве, все ваши поступки, может возвращаться к вам не сразу, а спустя годы. У каждого свой путь.
В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция к русскому — люди с удовольствием смотрят наши фильмы и сериалы, отмечают качество продукции отечественных брендов. И это касается не только старшего поколения, но и молодежи. У вас две дочери-подростка: как вы думаете, можно ли привить им любовь к «нашему?
На мой взгляд, формирование личности детей возможно только через личный пример, а не посредством нравоучений. Поясню. С самого начала моей публичной деятельности я поддерживала российских дизайнеров. Первый «Золотой орел» я получила в платье, созданном Александром Тереховым, на первую Каннскую дорожку я вышла в A LA RUSSE, на вторую — в Tegin, на премьеру фильма «Вызов» мой наряд был создан Дмитрием Логиновым. Я могла бы долго перечислять благодарности. Даже будучи начинающей актрисой, я всегда поддерживала и ценила наших дизайнеров, и это не препятствовало мне с искренним восторгом оценивать, например, Dior. Но я — русская актриса, и я этим горжусь, поэтому буду отдавать предпочтение российским брендам. Наши дизайнеры и художники должны быть заметными, и самый простой способ добиться этого — через известных людей. Я считаю это верным решением. Мои дочери это видели, и уже Аня создала прекрасный творческий дуэт с Кристиной Лисовец, а еще она увлекается SASHAVERSE. Представь: я носила Терехова в 19 лет — и моя дочь тоже выбирает его!
Я не оказывала на детей никакого давления. По моему мнению, предоставление человеку возможности выбора способствует возникновению подлинной любви, в том числе и к родине, ко всему, что нам дорого.
Хрустальный подсвечник из коллекции «Лондон», «Культура дома»; юбка и блуза, 12 STOREEZ
Мы нередко видим Аню на светских мероприятиях, она также участвует в фотосессиях для журналов. Означает ли это, что она уже выбрала свой дальнейший путь и продолжит сниматься в кино?
Мои дети растут в условиях свободы. Я считаю, что это самое ценное, что я могу им предоставить — возможность самостоятельного выбора. Никто не пытался навязать им актерскую карьеру, равно как и не стремился от нее отговорить. Они выросли за кулисами театра, видели, как я работаю, где я работаю и почему я трачу на это столько времени. Поэтому творческая атмосфера киностудии, сцены и закулисья им хорошо знакома и близка, это их привычная среда. Но я не могу предсказать, выберут ли они этот путь в конечном итоге. Сейчас Аня участвует в киносъемках, хотя после выхода фильма «Слово пацана» на год сделала перерыв — поступали предложения, но мы просили ее подождать особого проекта, проявить терпение. Конечно, она переживала, расстраивалась, говорила: другие снимаются, а я жду, что будет, если я упущу свой шанс? Но она молодец, дождалась подходящей роли и сейчас играет Алису в Стране чудес. Съемки непростые, проходят в Абхазии, но она счастлива. Деталей я не знаю — мне категорически запрещено приближаться к съемочной площадке, я занимаюсь только организационными вопросами. (Улыбается)
Как она умудряется совмещать это с учебой в школе? Возможно, она перешла на дистанционное обучение?
Хотя я не могу утверждать обратное, школа, безусловно, оказывает нам поддержку. При этом Аня абсолютно не пользуется связями, уверяю тебя. Я признательна школе за то, что к ней относятся справедливо, проявляя обычное человеческое понимание.
Аня также демонстрирует успехи в учебе, она – отличница. После премьеры сериала «Слова пацана» последовала череда событий, связанных с его продвижением: посещение мероприятий и участие в дополнительных съемках. Это тоже является частью актерской профессии. Безусловно, она пропускала уроки. Я беспокоилась, ведь как раз в этот период у нее начался курс химии и предстояла экзаменационная сессия. Я сказала ей: «Получение неудовлетворительной оценки – это проявление неуважения к педагогу. Ты не оправдаешь надежд школы и преподавателей, которые тебе доверяют и считают тебя ответственным человеком». Она ответила: «Мама, все понятно.
Позже мне рассказали, что она занималась химией каждый день, а однажды поздно вечером вернулась с мероприятия и принялась решать задачи. В конечном итоге она получила 97 баллов на экзамене.
Даже если она пропускает уроки, она не забывает выполнять задания. Она испытывает симпатию к своим учителям и ценит их поддержку, что мне тоже доставляет удовольствие. Я тоже люблю своих учителей. Учительницу математики и нашего классного руководителя Ирину Викторовну я не видела, наверное, уже пятнадцать лет. А год назад, поехав в Псков, я случайно встретила своего одноклассника, и мы купили ей большой букет роз и поехали в школу. За прошедшие годы она стала директором. Было столько слез! Она обнимала нас, как родных.
Я был очень удачлив в выборе наставников, и это касается не только школьных преподавателей. Значительное влияние на мою жизнь оказал мой педагог из ГИТИСа Олег Львович Кудряшов, а также мой друг и художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.
Шаль из коллекции «Феникс», хрустальные бокалы из серии «Виноградные листья» — все «Культура дома»; юбка и блуза, 12 STOREEZ
На Малой сцене Театра Наций уже второй год идет спектакль «Последнее лето», в котором я задействован, и он производит глубокое впечатление. Пожалуй, впервые я увидел постановку, после которой почти половина зрителей встают на аплодисменты, вытирая слезы. Интересно, что у каждого человека, с кем я делился впечатлениями, спектакль вызвал разные эмоции: у одних больше всего откликнулась история взаимоотношений с матерью, других затронула тема неизбежности перемен. Что делает эту работу особенно ценной для тебя?
После этого спектакля Женя Миронов произнес для меня очень значимые слова: ты сумела достичь того, что изначально могло быть тебе не подвластно. Я же всегда ощущала себя русской девушкой, это и есть моя суть. Я родом из Пскова, и окружение, в котором я выросла, сильно отличалось от среды высокодуховной интеллигенции. Если бы не книги и не мои наставники, все могло бы сложиться иначе. Если бы не те люди, которых я встретила на своем пути, я стала бы совершенно иной.
В спектакле «Последнее лето» мне досталась роль русской баронессы – женщины образованной и интеллигентной, однако совершенно не способной справиться с трудностями. Она не знает, как уберечь свою семью, когда ее жизнь рушится. Ей не под силу проявить твердость, она кажется хрупкой, словно бабочка. В то же время, в ней заключено безграничное чувство любви и нежность. Ей непросто существовать в этом мире, но она сохраняет свою человеческую достоинство. Мне кажется, я никогда прежде не воплощала подобный образ. Эта тема разрушающегося дома откликается чеховскими мотивами и в целом является очень характерной для русской культуры.
Представление выше всяких похвал. Неудобно, что его показывают лишь на Малой сцене, поэтому приобрести билеты непросто.
Действительно, малая сцена Театра Наций испытывает значительную загруженность. В связи с этим, спектакль планируется перенести на большую сцену. Безусловно, нам приятно осознавать, что сайт театра не справляется с нагрузкой при поступлении билетов в продажу, однако мы стремимся к тому, чтобы максимальное количество зрителей имело возможность посетить спектакль.
В актерский состав вошли известные артисты: ты, Вениамин Смехов, Елена Николаева, Виталий Коваленко, Михаил Тройник, Дмитрий Чеботарев, Мила Ершова, Олег Савцов и Иван Добронравов – все эти имена хорошо знакомы зрителям.
За кулисами нашей постановки работают настоящие профессионалы: костюмы Виктории Севрюковой, художник-постановщик Максим Обрезков, художник по свету Александр Сиваев. Когда мастера такого уровня создают спектакль для Малой сцены, это поистине ценное и редкое явление.
Воротник из коллекции «Русская гладь», «Культура дома»; юбка и блуза, 12 STOREEZ
Воротник из коллекции «Русская гладь», «Культура дома»; юбка и блуза, 12 STOREEZ
Сюжет спектакля строится вокруг личной драмы одной семьи, роли супругов в которой вы исполняете вместе с Михаилом Тройником. Как вам дается существование на сцене в подобной непростой истории, разворачивающейся с человеком, являющимся вашим возлюбленным в реальной жизни?
Мне нравится работать с Мишей. Наши различия открывают перед нами новые перспективы и наполняют нашу совместную деятельность новыми смыслами, мы прекрасно дополняем друг друга. Я полностью ему доверяю. Находясь вместе на сцене, я каждый раз совершаю с ним какое-то открытие. В этом, безусловно, есть элемент риска, но это ощущение риска очень позитивно, здорово и всегда привлекательно – и для актеров, и для зрителей.
Помимо кино и театра, музыка занимает значительное место в твоей жизни. Ты всегда любила петь, но совсем недавно объявила о своем участии в группе «Мандрагора». Как появилось такое название, ведь мандрагора – это растение, которое в Средние века использовали для изготовления любовных зелий?
Мы с Александром Юрасовым, Володей Корниенко, Станиславом Опойченковым, Семеном Лепешкиным и Александром Тевелевым уже довольно продолжительное время работали над проектом, репетировали и создавали новые идеи. Мы не спешили, поскольку не ставили перед собой задачу как можно скорее выпустить альбом и добиться широкой известности. Мы позволили себе развиваться в собственном темпе. А затем нас пригласили на домашний концерт Маргулиса. Он спросил: как вы себя называете, Юлия Пересильд и Ко? Мы ответили, что это неподходящее название. Тогда Александр Юрасов предложил — «Мандрагора». Мне показалось, что это удачное название, в нем чувствуется внутренняя сила. О корнях мандрагоры впервые упомянуто в Библии, и этот символ обозначает союз мужского и женского начал. Здесь все сложилось наилучшим образом – это и есть суть нашей музыки. Не о том, что Вася глуп, а Маша некрасива, а о равновесии и гармонии между мужчиной и женщиной, о поиске ответа на самый сложный вопрос – как они связаны друг с другом.
Ты так увлеченно рассказываешь об этом!
Поскольку это имеет для меня большое значение. И, знаешь, самый неприятный вопрос, который мне задают, касается того, как музыка стала моим новым увлечением. Это не увлечение, я уже много лет осознанно занимаюсь ею. Песня для меня всегда была и остается самым стремительным и искренним обращением к публике. В музыке я проявляю себя наиболее полно.
Сервиз, скатерть и ширма из коллекции «Ботаника», а также ваза из коллекции «Виноградные листья» — все «Культура дома»; рубашка, Alena Akhmadullina
А кто пишет песни для «Мандрагоры»?
В числе авторов текстов – Вероника Тушнова и Юнна Мориц, из современных – Ольга Ершова. Саша Юрасов также подготовил несколько текстов. Володя Корниенко, наш музыкальный руководитель, объединил команду и создает замечательные тексты и музыку. Я постоянно в поиске, изучаю большое количество поэтических произведений. Музыку для многих наших песен написал Александр Белоносов.
Наши творческие поиски не ограничены никакими рамками, мы полностью независимы. Возможно, наша деятельность не отличается масштабностью и стремительным развитием, но у нас есть свой уникальный путь.
Я рассматривала такую возможность?
Я пыталась, но пока не решаюсь читать свои стихи другим. Мне кажется, я еще не преодолела внутренние ограничения, ведь если бы у меня было что-то действительно стоящее, я бы это ощутила. Возможно, со временем я пойму, что наступил подходящий момент. Но сейчас я точно не хочу привлекать к себе основное внимание, чтобы наша группа не воспринималась как «Юлия Пересильд и…». Я надеюсь, что вся команда добьется успеха на равных, сообща.
Сотрудники оказались очень талантливыми и эрудированными, общение с ними доставляет истинное удовольствие. Например, мы оказались на фестивале «Короче»: вечеринка в самом разгаре, и я слушаю, как они обсуждают, использовали ли «прямую бочку» (Разновидность партии ударных в музыке. — Прим. ред.) при создании «Богемской рапсодии». Наблюдая за ними, испытываю искреннюю радость.
А у тебя же нет музыкального образования?
Я не занималась этим профессионально, но музыка меня всегда интересовала, и я училась в ГИТИСе. Классической музыкой я увлекалась достаточно много, у меня есть определенные знания, однако с арт-роком, роком и джазом я не так хорошо знакома. Поэтому, когда мои собеседники обсуждают что-либо, я внимательно слушаю и делаю записи: например, 76-й год, концерт Led Zeppelin, Cocteau Twins, я такого никогда не слышала. Я прислушиваюсь к советам, изучаю, в том числе русскую музыку – вот, например, группа «Колибри»! Сколько всего интересного существует в мире! И я снова чувствую себя молодой, снова осознаю, что мне многое неизвестно. Мне очень приятно это ощущение.
Я ценю, что парни деликатно указывают на мои ошибки, и мы с ними обсуждаем детали. Особенно приятно, когда знатоки музыки не стесняются говорить откровенно. Ведь когда в конечном итоге они выражают похвалу – это дорогого стоит, ведь это говорит о прогрессе, о том, что нет ограничений и впереди еще много возможностей.
Когда планируется публикация вашей музыки на онлайн-платформах?
Работа над альбомом началась в апреле, и весь июль я провела в студии, полностью погрузившись в творческий процесс. Я могу записывать что-то целый день, и поначалу кажется, что все в порядке, но при последующем прослушивании возникает ощущение, что чего-то не хватает. Сейчас я, вероятно, в большей степени занимаюсь поиском себя. Исполняя кавер-версии, можно примерно представить, как должна звучать композиция, и на основе этого создавать свою интерпретацию. Однако, когда речь идет о новом материале, ориентироваться негде, необходимо создать нечто совершенно новое. Я продолжаю поиски и не знаю, когда они закончатся. Но я не хочу искусственно форсировать этот процесс.
Юля, и в завершение наших интервью, как поживает «Галчонка»?
Наш благотворительный фонд продолжает свою деятельность и оказывает помощь детям с нарушениями ЦНС. Сложно утверждать, что он сейчас переживает масштабный рост. Задачи фонда не всегда привлекают внимание тех, кто готов помогать, поскольку наши подопечные — дети, которые не смогут полностью выздороветь. Мы не можем продемонстрировать мгновенный положительный эффект от пожертвований, например, получение здорового ребенка. Однако, придерживаясь принципов постоянной, ежедневной поддержки, мы все равно добиваемся значительных успехов. Весной мы отметили день рождения нашего центра адресной помощи «Под крылом», и я испытываю невероятную гордость за него. Он помогает преобразить жизнь семей, которые и без того сталкиваются с трудностями. Благодаря центру им не приходится бесконечно перебираться по больницам в поисках средств на реабилитацию, а они знают, что могут обратиться к нам, где 8–9 специалистов окажут им помощь, ответят на любые вопросы, даже если они касаются не только ребенка, но и психологического состояния родителей. Само название «Под крылом» очень образное. Потому что семьи, которых нам удалось принять под свою опеку, претерпели значительные перемены. И дети изменились. Когда я вижу ребенка, который раньше не мог сидеть, а теперь идет рядом с улыбающейся мамой, я понимаю, что мы движемся в правильном направлении. Фонду, безусловно, всегда требуется поддержка. Это правда. Она очень нужна. Однако сейчас мне даже неловко громко об этом заявлять. Происходящее в стране и в мире отодвигает проблемы детей на второй план.
Мы не теряем оптимизма. Сохраняем штат сотрудников и надеемся найти опытного специалиста по связям с общественностью. К сожалению, мы не можем предложить ему высокую заработную плату, так как это негативно сказалось бы на наших детях, но по-прежнему верим, что найдем человека, который стремится не к прибыли, а к позитивным изменениям в мире.
Интервью: Марина Савельева
Фото: Ульяна Спирова
Стиль: Алена Драченина
Макияж: Аня Вишня
Прическа: Лидия Малец
Продюсер: Ульяна Кальсина
Стилистами работали: Александра Кожевникова и Ольга Дмитриева
Ассистент фотографа: Ирина Баласанян
Выражаем благодарность Дому Вишневского и цветочной мастерской «Душистый горошек» за содействие в проведении фотосессии.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.