Войлок и фетр — материалы, давно используемые человеком для утепления одежды и других предметов.
Войлок (voilok)Плотный нетканый материал, получаемый путём валяния шерсти или синтетических волокон. В России из войлока из овечьей шерсти делали валенки. Толщина войлока варьируется в зависимости от его назначения. Овечья шерсть – один из лучших материалов для изготовления войлока.
Фетр (фр. Feutre)Это тоже войлок, но лучшего качества. Изготавливается фетр из подшёрстка кроликов, коз, зайцев и других отходов меха пушных зверей. Фетр тоньше и эластичнее, чем войлок. Его используют для изготовления шляп и беретов, а также для аппликаций, украшений. для пошива игрушек.

Фетр различают гладкий и ворсовой. Длина Ворсового может варьироваться.
•«под замшу» (длина ворса менее 0,5 мм)•«коротковорсовый» (длина ворса от 0,5 до 1,5 мм)Велюр — ткань с густым высоким ворсом высотой 1,5-2,5 миллиметра. •«длинноворсовый» (длина ворса от 3 до 8-12 мм).
В разных языках фетр и войлок переводится как «фетр». Чтобы понять, о каком именно материале идет речь, нужно уточнить, из какой шерсти его делают.

История фетровых шляпПервый римский епископ Святой Клемент I около 100 года нашей эры стал первым, кто начал использовать войлок. По преданию, этот праведный человек заслужил почитание не только за свою духовную жизнь, но и был назван первооткрывателем войлока. Как это могло произойти? Вероятно так: для утепления ног и уменьшения трения он положил шерсть в свои сандалии. А затем обнаружил, что шерсть под давлением ног, трением и влажностью преобразовалась в плотное сукно.
Войлок (фетр, фильц) изготавливают по прежнему методу – валянию. Шерсть, обладающая способностью к валку, представляет собой волокно с чешуйчатыми ворсинками. Механическая обработка, валяние, приводит к направленному перемещению волокон, которое позволяет им переплетаться и сцепляться друг с другом. Температура, влажность и среда (кислая или щелочная) регулируют процесс валки. Изделие усаживается по площади; усадка войлока достигает 80%, что повышает его прочность.

Фетр – нетканое изделие из натуральной шерсти или волокон меха различных пушных животных.
В XVII веке и позже для изготовления фетровых шляп применяли кроличью, заячью и бобровую шерсть. В отличие от овечьей, её получали со шкур мёртвых животных после нанесения на кончики волос травильного раствора — химической жидкости, которая улучшала способность шерсти сваливаться.
Бобровая шерсть пользовалась наибольшим спросом и достигла пика популярности в XVII веке благодаря гармоничному сочетанию эстетических и физических качеств.
Шляпы бобровые (касторовые) ценились за легкость, тепло, красоту, водонепроницаемость и долговечность. Шляпы из овечьей шерсти при намокании быстро теряли форму, век их был недолговечен, кроме того, они были тяжелее касторовых. Следовательно, для изготовления шляп не использовалась овечья шерсть. Фетр из подшёрстка бобра ценился высоко. В XVIII веке шкурки и мех бобра стоили почти в 50 раз дороже кролика и зайца. Шляпа из бобрового фетра считалась роскошью, по ней можно было судить о высоком положении обладателя в обществе.

Бобры стали исчезать. Началось смешивать бобровый подшёрсток с заячьим или кроличьим. В биографии фетровой шляпы начались чёрные страницы. Для получения красивого и дорогого фетра, который получался из смеси дорогой шерсти с более дешёвой, стали использовать ртуть в производстве шляп. На концах бобровых ворсинок имеются зазубринки, которые обеспечивают плотное переплетение и качественный фетр, а у кроличьих и заячьих – их почти нет. Поэтому стали применять препараты с содержанием ртути, чтобы после обработки шкурки зайца и кролика имели те же свойства, что и бобровые.
Любой школьник знает о ртути и ее опасности при контакте, независимо от формы. Французские шляпники с XVIII по начало XIX века обрекались на короткий век. И жизнь городов, где производили фетровые шляпы, грозила смертельным исходом.
Исследования показали, что многие шляпы из фетра в Музее Виктории и Альберта до сих пор содержат ртуть, способную навредить здоровью людей, имеющих с ними дело. В связи с этим посетители могут лицезреть их только через целлофановую упаковку.

Три столетия назад шляпы производились вручную, сегодня же это полностью автоматизированный процесс. Создание фетровых шляп стало существенно быстрее и требует меньше физических усилий.
Какова ситуация с вредностью производства головных уборов?
Для изготовления фетровой шляпы из кроличьей или зайчьей шерсти требуется много технологических операций.
Чтобы добиться максимальной однородности волокна разного происхождения смешивают, очищают, выбирают остевые шерстинки и получают изумительно мягкую меховую массу. Она существенно нежнее и тоньше самой тонкой овечьей шерсти. Затем прессуют между тяжелыми пластинами, заставляя волокна скручиваться и сцепляться. Для окончательного качественного счёсывания материал помещают в ёмкости с разбавленной серной кислотой и продолжают трамбовать тяжелыми киянками. Далее материал выполаскивают с добавлением тетрахлороэтилена. И так далее…

Производство фетра вредно. Опасности, связанные с производством шляп.
Многочисленные производственные машины и станки с вращающимися частями требуют защиты. •Шум•ПыльДля работы с серной кислотой, хиноном и другими химикатами необходима надежная вытяжная вентиляция и индивидуальные средства защиты. •Тепло и огоньИнфекционные болезни можно подхватить через шерсть домашних питомцев.
Производство войлока
Меховой фетр сейчас в основном используют для пошива головных уборов из меха кроликов, зайцев, койотов, ондатр и бобров. Шерсть зайца чаще всего применяют для производства велюровых шляп наивысшего качества, а кроличью шерсть – для изготовления обычных гладких велюровых и ковбойских шляп.

Женщины в мужских фетровых шляпах выглядят стильно и оригинально. Главное – правильно подобрать к ней остальные элементы гардероба, чтобы выглядеть роскошно.
После знакомства с информацией о фетровых шляпах стоит задуматься не только о том, с чем их носить, но и о сложностях и рисках, которые сопровождают их создание.






Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.