Вера Мухина не только творила сама, но и передавала свой опыт молодым. С 1926 по 1930 годы Вера Игнатьевна преподавала в Высшем художественно-техническом институте и Художественно-промышленном техникуме.
Окончание. Начало >>>
Мухина работала над скульптурным оформлением гостинцы «Москва».
Казалось бы, у неё есть хорошая семья, огромный талант, да только её проекты всё чаще забраковывали на корню с кощунственной формулировкой – «из-за буржуазного происхождения автора».
И примерно в это же время начались неприятности у мужа. Доктор Замков сознал инновационный гормональный препарат «Гравидан», ставший первым в мире промышленным лекарством. Препарат высоко оценили пациенты, но большинство врачей успех лекарства у больных раздражал. И посыпались доносы в «компетентные» органы. Начались обыски. От такой жизни у Алексея Андреевича случился инфаркт.
Агент-провокатор Ахмед Мутушев, пришедший к Замкому под видом пациента, посоветовал супругам бежать из страны. И они в 1930 году предприняли попытку побега в Латвию. Но, не добравшись до места назначения, они были задержаны в Харькове и возвращены обратно. Их допрашивали в течение трёх месяцев, а потом сослали вместе с десятилетним сыном в Воронеж.
На помощь супругам пришёл Максим Горький, который не так давно лечился у Замкова и именно его «Гравидан» помог писателю поправить здоровье. Максим Горький смог убедить Сталина, что стране нужен такой врач. Семье разрешили вернуться в столицу, а Замкову позволили открыть свой институт. Позднее Вера Игнатьевна создала эскиз надгробного памятника М. Пешкову.
По возвращению в Москву Мухина принялась за оформление советских выставок за границей. Ею был оформлен советский павильон на Всемирной выставке в Париже. Всем нам известная с детства скульптура «Рабочий и колхозница» была первым монументальным проектом Мухиной. В то время эта композиция настолько потрясла Европу, что была признана шедевром искусства XX века.
Интересно то, что сначала обе фигуры были изображены обнажёнными, но комиссия приказала их одеть, а Ворошилов вдобавок ко всему посоветовал «убрать у девушки мешки под глазами».
Скульптура весом 75 тонн была собрана из сверкающих листов стали.
До Мухиной это удалось только создателю Эйфелю со статуей Свободы в США. Но Мухина заявила: «Мы его превзойдём!»
Варили стальной монумент два месяца. Перед отправкой в Париж её разобрали на 65 частей и погрузили в 28 вагонов.
Мало кому даётся пережить такой успех, какой выпал на долю Мухиной. Признание было практически единогласным.
Вера Игнатьевна писала позднее: «Впечатление, произведённое этой работой в Париже, дало мне всё, что может пожелать художник».
О скульптуре восторженно отозвались художник Франс Мазерель, писатели Ромен Роллан и Луи Арагон. На Монмартре продавались сувениры с изображением «Рабочего и колхозницы». А в Испании появилась почтовая марка с изображением монумента.
Огромный успех дал Мухиной надежду, что и в СССР её оценят по достоинству и жизнь семьи улучшится. Но не тут-то было! В Москве её иллюзии быстро растаяли.
Мало того, что её «Рабочего и колхозницу» сильно повредили при доставке обратно в СССР, монумент ещё к тому же установили на низкий постамент и не в том месте, где хотела бы видеть его Вера Игнатьевна. Она надеялась, что его установят на смотровой площадке МГУ или на стрелке Москвы-реки.
В 1940-х годах Вера Мухина снова увлеклась дизайном и работала как театральный художник, создала гранёные стаканы. А многие из нас думали, что стаканы эти существовали всегда.
К этому времени, к сожалению, скончался писатель Максим Горький и на Алексея Замкова снова начались гонения.
Институт, созданный Замковым, был просто напросто разграблен, а самого доктора перевели на должность обычного терапевта в обычной поликлинике. Обращения к Сталину уже не действовали. И в 1942 году Замков скончался из-за последствий второго инфаркта…
Вера Мухина в годы войны создала целую галерею портретов воинов-орденоносцев.
В 1945 году ею был создан бюст академика Алексея Николаевича Крылова, который находится на его надгробье. Плечи и голова Крылова как бы вырастают из золотистой глыбы карагача, из естественных наростов дерева. Голова Крылова в этой скульптуре исполнена в стиле древнерусского искусства.
В 1941–1952 годах Мухина пять раз становилась лауреатом Сталинской премии. В 1943 году она стала Народным художником СССР.
После войны Вера Игнатьевна Мухина получила два крупных официальных заказа: на памятники Горькому и Чайковскому в Москве.
Памятник Максиму Горькому находится у Белорусского вокзала.
Статуя Петра Ильича Чайковского стоит у главного фасада Московской консерватории на Большой Никитской улице. Великий композитор изображён в момент творческого вдохновения. У многих современников создаётся впечатление, что Пётр Ильич прислушивается к музыке, которая из окон консерватории доносится до его слуха и он охваченный вдохновением, дирижирует в такт. Студенты консерватории умудрились изъять из композиции многие её части для приобретения удачи в музыкальном творчестве. Так перед реставрацией в 2007 году в его ажурной решетке недоставало 50 нотных знаков, и бронзового карандаша в руках композитора.
На Новодевичьем кладбище стоит созданное Верой Мухиной в виде белого лебедя надгробие великому русскому певцу Леониду Витальевичу Собинову.
А вот памятника Сталину работы Мухиной нет. Хотя как-то раз в её студии раздался звонок из Кремля. Неведомый чиновник сообщил скульптуру: «Товарищ Сталин желает иметь бюст вашей работы». Мухина ответила: «Пусть Иосиф Виссарионович приезжает ко мне в мастерскую. Требуются сеансы с натуры». Но вождь обиделся и не приехал. Говорят, что после этого Вера Игнатьевна снова оказалась в опале. Хотя она и продолжала получать сталинские премии, ордена:
Орден Трудового Красного Знамени — 1938 год;
Орден «Знак Почёта» — 1945год;
Орден «За гражданские заслуги» – Болгария;
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 годы»;
Медаль «В память 800-летия Москвы».
Ей позволяли присутствовать в архитектурных комиссиях, но выезд за рубеж для проведения персональных выставок ей был запрещён. Ей даже не дали оформить в собственность дом-мастерскую в Пречистенском переулке.
Последней работой Мухиной стала композиция «Мир» для купола Сталинградского планетария, которая представляла собой величественную женскую фигуру, держащую глобус, с которого взлетает голубь.
Вера Игнатьевна пережила Сталина всего на полгода. 6 октября 1953 года она скончалась от стенокардии.
После её кончины министру Вячеславу Молотову было передано письмо, в котором Мухина просила:
«Не забывайте изобразительное искусство, оно может дать народу не меньше, чем кино или литература. Не бойтесь рисковать в искусстве: без непрерывных, часто ошибочных поисков у нас не вырастет своё новое советское искусство».
К сожалению, многоплановый, можно сказать необъятный талант Веры Мухиной при её жизни не был полностью оценён и востребован. Остались задумки, которые она не успела воплотить. Самой любимой из нереализованных работ стал памятник «Икар», который она начала делать для пантеона погибших лётчиков. В 1944 году его пробный вариант был выставлен на так называемой выставке шести и был безвозвратно утерян.
Заслуга Веры Мухиной состоит в том, что ей удалось поднять мировое монументальное искусство на недосягаемую никем ранее высоту.
Музей скульптору открыт в Риге на улице Тургенева, д. 23/25, в доме, где родилась В. Мухина.
Народный «Музей Веры Игнатьевны Мухиной» работает в Феодосии.
В Москве, в районе Ново-Переделкино, в честь скульптора названа улица.
Теплоход ОАО «Северного морского пароходства» назван в её честь – «Вера Мухина».
В 1953 году имя скульптора было присвоено Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу.
В Москве, в Пречистенском переулке установлен памятник В. И. Мухиной; авторы памятника – Народный художник СССР М. К. Аникушин и Заслуженный архитектор РСФСР С. П. Хаджибаронов
В ноябре 1956 года в Москве на доме 5А в Пречистенском переулке, где с 1947 по 1953 год жила и работала Вера Мухина, была установлена мемориальная доска авторства скульпторов З. Г. Иванова и Н. Г. Зеленской.
Монумент «Рабочий и колхозница» стал эмблемой киностудии «Мосфильм». Он изображён на значках и советских юбилейных монетах 1967 года.
Портрет скульптора помещён на советской почтовой марке 1989 года.
В Свердловском округе Иркутска в честь скульптора названа улица.
На Украине в Кривом Роге в честь скульптора названа улица в Долгинцевском районе города.
В её честь назван кратер Мухина на Венере.
Существует версия, что монумент «Рабочий и колхозница» на самом деле является автопортретом Веры Мухиной и её мужа Алексея Замкова. Сначала фигуры стояли вполоборота лицом друг к другу и рабочий держал молот в правой руке. Но позднее скульптор развернула фигуры лицом в одну сторону.
Я думаю, что гениальный скульптор и талантливый доктор заслужили такой автопортрет.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.