Веер используется для освежения лица в жаркую погоду.
Веер имеет долгую историю, что подтверждается археологическими находками и изображениями на керамических фрагментах. Так, китайский веер был известен еще в период с VIII века до н.э. до II века до н.э. Первоначально веера изготавливались из листьев или перьев, затем стали использовать шёлк и пергамент, которые украшали рисунками цветов, изображениями птиц, а также золотыми и серебряными элементами.
В те времена веера не были складными, их называли опахалами, и ими обмахивали императора, обычно выполняя эту роль молодые рабы. Позднее появились складные веера. Долгое время они использовались при императорском дворе (в Индии, Китае, Японии), поскольку веер являлся символом власти. От эпохи к эпохе веер распространялся через Древний Египет, Древнюю Грецию, Древний Рим и Византию. К XV и XVI векам веера стали неотъемлемым аксессуаром для каждой дамы при дворе короля – это было характерно для стиля барокко. Они были важной частью дамского наряда и даже служили инструментом для ухаживания.
Девушки, прежде чем попасть в моду, эти аксессуары требовали определенного мастерства в использовании. Дамы имели право раскрывать свои веера лишь в присутствии королевы. На этих предметах часто изображали сцены из античной мифологии или из жизни королевского двора.
Для изготовления вееров использовали перья страуса и павлина, а позднее стали использовать отделку из кожи, перламутра, для изготовления изделий использовали слоновую кость, панцирь черепахи, шёлк, а также сандал и бамбук. На них воспроизводили растительные узоры, горные ландшафты, реки и водопады.
Веера обрели популярность и в России. Первые экземпляры появились в середине XVII века, в период правления Михаила Фёдоровича. Их привозили с дипломатических визитов и ценили как необычные предметы. При Петре Первом, с началом проведения балов и «ассамблеи», где посещение дам было обязательным, веера, подобно Европе, стали неотъемлемой частью женского гардероба. Изначально их импортировали из Европы, но в середине XVIII века, во времена правления Екатерины Великой, в России начали выпускать собственные веера. Умение правильно держать веер также ценилось.
В России веера также украшали, но в соответствии с национальными традициями. Для декора использовали яшму, золото, изумруды и рубины, жемчуг, в изготовлении веера были задействованы специалисты по обработке дерева, кости, граверы, художники, ювелиры и другие ремесленники.
Спрос на веера рос и в России. Помимо того, что он был необходим как неотъемлемая деталь дамского гардероба на балах и приёмах, им стали выражать чувства и скрытые мысли – возник «веерный язык», аналогичный языку цветов. С помощью лёгких постукиваний веером или резкого хлопка, закрыв веер, благодаря этому, женщина могла передать свои эмоции и мысли тому, на кого была направлен ее взгляд.
Сохранившиеся веера Марии Фёдоровны, супруги Великого Князя Александра Александровича, позволяют узнать некоторые исторические детали из жизни царского двора. Поскольку Датский Двор имел родственные связи со многими европейскими домами, родственники со всей Европы ежегодно собирались во Фреденсборге. На веере, выполненном в форме раковины и украшенном гирляндой из розочек, нанесена надпись – «Fredensborg 1870».
Мария Фёдоровна хранила второй веер в качестве памятного подарка, связанного со свадьбой её брата и Великой Княжны Ольги Константиновны, которая состоялась в Петербурге. Веер, изготовленный из чёрной кожи, украшен надписью «WINNY», золотой короной и двумя государственными гербами – Дании и России. Известно, что брата Марии Фёдоровны звали Христиан Вильгельм, а в домашнем кругу его называли «Винни». В 1863 году он взошёл на греческий престол под именем Георга I.
Этот веер, хранящий память о значимых событиях, украшен на лицевой стороне изображением ветки шиповника, а на обратной стороне множество автографов, вероятно, многочисленных родственников и родственниц. Они собрались в королевском замке Фреденсборг со всех европейских домов, чтобы отметить рождение дочери Александры у Георга I и Ольги Константиновны. В этот раз веер выполнял функцию альбома для памятных записей.
Представлен веер-сувенир, украшенный портретами Александра III, Марии Фёдоровны и их детей, созданными И.Н. Крамским.
Среди памятных событий, связанных с царской семьей, особое место занимают сувенирные веера. Они напоминают о балах, проходивших во Дворце Великого Князя Владимира Александровича в Петербурге. Описание одного из таких балов можно найти в журнале «Всемирная иллюстрация». Бал был костюмированным, поэтому и прислуга была облачена в наряды, отражающие различные эпохи в истории России: варяги, скифы, витязи, стрельцы… Гости также наделили себя костюмами, словно вся Русь возродилась и прислала на бал своих представителей. О происходившем сообщалось с большой детализацией в журнале. На одном из вееров в карикатурном виде некоторые из них были запечатлены Иваном Александровичем Всеволжским, директором Императорских Петербургских и Московских театров. По описанию, данному в журнале, не могли бы вы предоставить список гостей, посетивших этот бал.
Существовали также веера, служащие напоминанием и повествующие о политических событиях эпохи, в частности, о визите русской эскадры во Францию в 1891–1893 годах. В парижской опере, в честь прибытия русских гостей, был организован спектакль, завершившийся представлением апофеоза франко-русского союза. Лучше всего о том, что происходило на сцене, рассказывает изображение на веере, выполненном известной французской художницей Луизой Аббема.
В наши дни веер утратил прежнюю значимость, однако продолжает находить применение в нашей жизни. Особой популярностью пользуются настенные веера, которые служат украшением интерьера и, по поверьям, приносят удачу.
С помощью этого видео вы сможете совершить виртуальную экскурсию по музею и ознакомиться с антикварными и винтажными экспонатами, такими как китайские, японские веера и другие предметы…
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.