В мире ювелирного дела популярно декорировать золотые и серебряные украшения эмалью. Изделия с эмалью, украшенные драгоценными камнями и выполненные в золотых и серебряных кружевах, всегда ценились любителями ювелирного искусства. И сегодня ими восхищаются.
Ювелирные украшения с эмалью или финифтевые – сережки, броши, кулоны, браслеты, кольца – красивы и неповторимы. Украсят вечерние платья и костюмы, сделают вас элегантнее и красивее. Большинство из нас не задумывается о том, что такое ювелирная эмаль, как её изготавливают и различается ли между собой. А всё это определяет красоту изделия, его стоимость и долговечность.
Украшения с эмалью – техника выполнения
Эмалирование заключается в покрытии металла легкоплавким стеклом. Состав современных эмалей включает диоксид кремния, окись титана, борной ангидрид, оксид алюминия, оксиды щелочных и щёлочноземельных металлов, свинец, цинк, различные фториды.
Различают эмали по составу и способу нанесения на металлическую основу. В ювелирном деле чаще всего используют серебро и золото в качестве основы для украшений, покрытых цветными эмалями. Эмали могут быть прозрачными или непрозрачными. Существуют различные способы и технологии нанесения эмали.
Перегородчатая эмальЭта техника исполнения одна из самых декоративных. Золотые или серебряные ленточки-перегородки напаивают на основу по заданному рисунку, образуя ячейки. Их заполняют эмалевым порошком. При температуре 600-800 градусов эмалевой порошок плавится и превращается в стекло.
Иногда вместо перегородок из ленток применяют тончайшую нитку. Эмаль сама по себе притягательна, а здесь ещё и… золотые или серебряные кружева.
Выемчатая эмальС помощью специального резца по рисунку удаляют частицы металла из основы, создавая углубления. Их заполняют эмалевым составом. Эта технология одна из самых древних. Выемчатая эмаль может быть выполнена на металлической основе, которая сначала гравируется или чеканится по выбранному узору. В ювелирном деле применяют штампованные заготовки или заготовки, произведенные литьем.
Искусство изготовления покрытий из глазури, или финифти. Это роспись цветной эмалью без перегородок и выемок. Эмаль наносят слоями и обжигают до завершения запланированного дизайнером сюжета. Такой техникой владеют мастера финифтяного промысла Ростова Великого и австрийский бренд Frey Wille.
Финифть, название эмали из древней Руси, происходит от греческого «финифтис», означающего «блестящий». Слово «эмаль» заимствовано из французского языка. Искусство украшения финифтью появилось в России из Византии в X веке и достигло своего расцвета в XVI-XVII веках. В те времена все виды художественных эмалей именовались «финифть», а только к XIX веку термин «финифть» сменился на «эмаль».
Изящная ростовская живопись по эмали гармонично сочетается с тонкой филигранью. Филигрань – это древний вид художественной обработки металла или металлической нити. Слово «филигрань» происходит от латинских слов «филюм» — нить и «гранум» — зерно. Слово «скань» означает свить или скрутить, таким образом, скрученная проволока дополняется маленькими шариками, делающими изделие из эмали более нарядным, кружевным.
Интересны эмали-гильоше. Гильоширование — нанесение на изделие тонкого гравированного узора, преимущественно геометрических линий, на основу изделия. В современных ювелирных мастерских применяют установки с вращающимся барабаном и резцом (гильоше).
Эмаль этой техники появилась во Франции в XVIII веке, и всё делалось значительно сложнее, но какие прекрасные изделия того времени удивляют и восхищают нас до сих пор. В России эмаль-гильоше стала применяться для украшения драгоценных изделий ювелирного искусства в конце XIX — начале XX века и связана с именем Фаберже. Особенно роскошными были настольные предметы.
В технике эмали по гильоширу применяют только прозрачные эмали разных оттенков. Это позволяет металлическому фону с рисунком просвечиваться сквозь эмаль. Эмалью-гильоше сейчас преимущественно покрывают изделия из золота или серебра.
Витражная эмаль Это вид перегородчатой эмали без металлического основания. Техника получила своё название за схожесть с витражами. Цветная просвечивающая эмаль расположена в углублениях металлических перегородок, напоминая цветные витражные стекла.
Из скрученной золотой, серебряной или медной проволоки создаются металлические перегородки. Ажурный узор делает их сказочно красивыми. Изготовление витражной эмали сопряжено с трудностями – обжиг изделия происходит не единожды, а после каждого слоя эмали.
Сеяная эмаль На трафарет наносят слоями цветные порошковые эмали, каждая из которых фиксируется клеем.
Способ крепления эмали различают на горячие и холодные.
Горячие эмали
Горячая эмаль применяется с давних пор, но при её изготовлении требуется больше времени и труда, чем других видов эмали. Современные горячие эмали — самые популярные в ювелирных изделиях из эмали. Эмаль крепко плавится на металле в муфельных печах при температуре 600-800 градусов. После этого украшение охлаждают, чистят и полируют. Казалось бы, всё просто. Однако на самом деле процесс изготовления гораздо сложнее.
Эмалевый порошок разводят водой до консистенции сметаны и наносят на необходимые части изделия. Перед обжигом в печи его нужно подсушить, чтобы исчезли лопающиеся пузырьки воздуха и не испортилась гладкость эмалевого покрытия.
При нагревании эмалевый порошок превращается в стекловидный слой, который может быть прозрачным или непрозрачным (глухим), в зависимости от вида эмали. После застывания изделие шлифуют и снова обжигают в печи для получения идеально гладкой поверхности.
При многоцветной перегородчатой эмали необходимо соблюдать строгую последовательность нанесения и обжига эмалевого порошка. Порядок устанавливается по жаростойкости эмали. Наносят сначала самую жаростойкую эмаль, помещают на обжиг, затем – менее жаростойкую, снова отправляя в печь при меньшей температуре. И так далее. Самая жаростойкая – белая эмаль, затем – розовая, синяя, зеленая, черная и красная.
Чтобы поверхность изделия была безупречной, эмаль нужно заливать ровно. В зависимости от состава материала изделие может обжигаться от 5 до 100 раз. Мастер, регулируя температуру и время обжига исходя из опыта и интуиции, создает уникальные творения, которые даже сам мастер не всегда может повторить.
Холодные эмали
Холодная эмаль выпускается в двух вариантах: двухкомпонентной, теплоотверждаемой и светоотверждаемой.
Двухкомпонентная холодная эмаль Жидкую эмаль разводят с катализатором в нужных соотношениях, получая кремообразную пасту, которую затем наносят на металлическую поверхность при помощи специального инструмента.
Эмаль застывает при комнатной температуре примерно за 48 часов, а при температуре 70 градусов – за 20 часов. Изделия напоминают керамические покрытия. Мастер может смешивать разные эмали и получать различные цвета и оттенки.
Теплоотверждаемая холодная эмаль Относительно похожа на горячую, но плавится при 160 градусах. В отличие от горячей, эта эмаль не полируется, иначе на ней останутся матовые следы, и обладает меньшей прочностью. При небольшом надавливании ногтем эмаль проминается.
Светоотверждаемая холодная эмальСпособ нанесения этой эмали напоминает установку пломб. Нанесенный на поверхность изделия состав под воздействием ультрафиолетовой лампы затвердевает. С помощью этого метода ювелиры могут восстановить сколы на эмалевых украшениях. Светоотверждаемая холодная эмаль по твердости расположена между горячей и теплоотверждаемой эмалью.
В холодном эмалировании есть техника, когда эмаль при нанесении растекается цветовыми узорами, подобно бензину на воде или вулканической лаве. Кажется, будто нарушают аккуратность, но результат красивый.
Надо отметить, что горячая эмаль стоит дороже, чем холодная.
Горячую эмаль от холодной отличает ее твердость. Холодная эмаль мягче и имеет неровную поверхность из-за невозможности ее шлифовки. Горячая же эмаль всегда блестит и имеет гладкую, полированную поверхность.
Холодные эмали обладают своими преимуществами: они податливы, не нуждаются в сложном уходе, легко наносятся, не требуют специфичного оборудования, а изделия из них не нуждаются в особой предварительной обработке. Холодные эмали подходят для обработки любых металлов.
Уход за ювелирными изделиями с эмалью: ношение и хранение.
Эмаль – стекло по своей природе. Свойства её соответствуют этому. Эмаль можно полировать и чистить, но при активном и неумелом ношении сколы неизбежны. Она чувствительна к механическим воздействиям. Кольца наиболее подвержены риску. Как уже говорилось, ювелир может запломбировать скол. Но лучше не ронять драгоценности, особенно на твёрдые поверхности, следить за исправностью застёжек.
Как сохранить исходный блеск эмалированных красок?
Украшения с эмалью нуждаются в защите от солнечного света и резких температурных изменений. Избегайте ношения их на пляже, в бане или сауне, чтобы избежать потускнения и трещин на покрытии.
Избегайте контакта эмали с моющими средствами, порошками, кислотами, щелочами и хлором. Повреждение эмали может случиться также при взаимодействии с косметикой. морской водой.
Для мытья изделий с эмалью используйте прохладную воду с небольшим количеством нашатырного спирта. Чистите мягкой щеткой и зубным порошком, затем промойте чистой водой и протрите мягкой тканью. Однако лучшей чисткой украшений с эмалью может быть профессиональная чистка в ювелирной мастерской.
Советуем хранить эмалевые украшения раздельно от остальных украшений, даже если это ценные вещи. бабушкины серьги Предлагаем броши с синими цветами на белом фоне, декорированные филигранью, созданные мастерами Ростова Великого.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.