Готический стиль проявился в европейском искусстве и моде в XIII–XV веках. В это же время сформировалось понятие моды в одежде.
Медея дарит Ясону золотую статуэтку. Женщина одета в платье-работу и головной убор эннен, мужчина — в жакет и штаны-шоссе.
До тринадцатого века европейская одежда напоминала… Древнего Рима и Древней ГрецииПлатья-рубашки были достаточно однотипными, как в мужском, так и в женском гардеробе. В период готики мода претерпела резкие изменения. Во-первых, одежду стали кроить. Считается, что все виды кроя одежды появились именно в XIII-XV веках. Во-вторых, возникли определённые тенденции в моде, которым стремились следовать люди высших сословий по всей Европе.
Миниатюра из немецкой хроники. 1383 год
В XIV-XV веках мода распространилась по всей Европе из Бургундии, которая считалась первым центром формирования моды в одежде.
• облегающие и сковывающие движение одежды,• очень длинные рукава,• длинные носки туфель,Разнообразные головные уборы необычной формы.
В XIII-XV веках одежда становится разделена на мужскую и женскую. Церковь запрещала мужчинам и женщинам наряжаться в одежду противоположного пола под страхом смерти. Жанну д’Арк осудили за ношение мужского костюма.
Жанна д’Арк в мужских доспехах.В Средние века модно было бриться на лбу, чтобы обнажить лоб.
В средневековой Европе действовали строгие правила ношения одежды. Церковь обладала большой силой и влиянием. За отсутствие головного убора или торчащую из-под него прядь волос женщину могли заподозрить в колдовстве и сослать на казнь.
Все женщины Средневековья Люди были обязаны прятать волосы. В XIII-XV веках появилась возможность оставлять небольшую прядь волос, которую укладывали в виде колечка на лбу. В это же время послабления коснулись и аристократии, для которой головной убор уже не всегда был обязательным.
Иллюстрация из книги Жана Фруассара «Хроники», выполненная не позже 1483 года. Костер инквизиции
Головные уборы отличались высотой, сложностью и необычными формами. Чаще всего это были чепцы. Женщины предпочитали эннен — головной убор в виде длинного заостренного на конце изделия. Эннен носили с платьем-робом и дополняли прозрачным покрывалом кувр-шеф.
Двурогий чепец – еще один головной убор с двумя рожками по бокам, сверху дополнялся покрывалом. В Германии был популярен крузелер – полотняный чепец с рядами складок-рюшей, обрамляющих лицо, плотно облегающий затылок.
Локон волос, торчащий из-под головного убора.
В дополнение к чепцам использовались платки. Например, барбетт – белый платок из полотна, который плотно обхватывал лицо, подбородок, шею и грудь, образуя вокруг лица большое белое пространство.
Ян ван Эйк. Портрет Маргареты Ван Эйк. 1439Головной убор – двурогий чепец
Мужчины носили шляпы из соломы и фетра разной ширины полей и высоты тульи, береты, фески, шаперон — головной убор из дорогой ткани сложной драпировки в форме шляпы с длинными спускающимися концами, чалмы и тюрбаны, позаимствованные из восточной моды. На улицу поверх головных уборов накидывали капюшон плаща.
Кадр из фильма «Проклятые короли», 1972 годГоловной убор шаперон
Женская мода Позднего Средневековья
В женском готическом стиле силуэтом идеально считался S-образный изгиб костюма. Линия талии была завышена, а декольте — глубоким, что визуально укорачивало верхнюю часть платья.
Оставлять декольте открытым запрещалось. В модных платьях XIV-XV веков роб с открытой грудью прикрывался вставкой из дорогой ткани, часто прозрачной. Такие вставки церковники называли «дьявольским окошком». Нижняя часть платья удлинялась многометровым шлейфом: чем длиннее шлейф, тем знатнее дама.
В готическом периоде женщины предпочитали киртил с длинной шнуровкой лифа и отстегивающимися рукавами. Также популярным было платье-роб – с открытой зоной груди, поясом под грудью и пышной юбкой со шлейфом.
Рукава платьев бывают узкими, закрывающими большой палец, и широкими, подшитыми парчой, с ажурной вырезкой или мехом. Рукава не прикреплялись к платьям постоянно. Платье надевали сначала, а потом крепили рукава. Так цвет и вид рукавов могли меняться по настроению дамы.
Фреска из церкви Санта Мария Новелла. Флоренция. XV век.
В Средние века одежду шили из тканей насыщенных цветов: красного, синего, зелёного, жёлтого. Иногда для пошива одежды использовали сочетание контрастных тонов, например, синий плащ с красной подкладкой.
На платье женщины сверху надевали сюрко из раннего средневековья или упелянд, характерный для готики. Сюрко – это верхняя одежда без рукавов с широкой проймой и расширенной за счет вставных клиньев нижней частью.
Упелянд — это роскошная верхняя одежда для особенных мероприятий, отделаная мехом. В упелянде подчеркнутая линия талии достигалась поясами. Мужской упелянд был широким с длинными рукавами, женский – или широким с длинными рукавами, либо отрезным по талии с юбкой из клиньев.
В эпоху готики появились первые корсеты. Корсеты с металлическими конструкциями стремились создать женской фигуре S-образный силуэт с округлым животом, напоминающим беременность. В то время популярна была мода на такую форму тела. По этой же моде под платье женщины могли класть подушечки для усиления округлости живота.
Гравюра. Франция, XV в.Считалось, что черти скачут по шлейфам женских платьев.
Мужчины позднего средневековья носили узкие штаны-шоссы, плотно обтягивающие ноги. Шоссы – это штаны-чулки из двух половинок, привязываемых к поясу. Спереди к ним крепили кусок ткани — гульфик или браггет, с помощью булавок или тесемок.
Мужчины носили упелянды – одеяния, достигавшие пола или колен. Одевалась эта одежда через голову, образуя складки на спине, груди и рукавах. Затем эти складки подшивали по фигуре и стягивали в поясе.
Кроме упелянда мужчины могли носить пурпуэн – одежду, плотно облегающую тело с выпуклостью на груди. Пурпуэн зрительно делает плечи шире, а талию тоньше. Рукава у него узкие.
До готики пурпуэн носили под доспехами, и по форме он напоминал доспехи рыцаря времен крестовых походов.
Дух любви. Миниатюра из «Романа о Розе». 1420–30-е гг.
В позднее средневековье возник вид мужской одежды — жакет: короткая распашная одежда с широкой юбкой, отходящей от узкой талии, стянутой поясом. Отличительными чертами жакета служат стоячий воротник и рукава жиго. Рукава жиго представляют собой пышную бахрому с разрезом для рук и длинными свисающими концами.
В Средневековье одежду преимущественно шили из парчи, бархата, шелка и шерсти, а нижние рубашки — из льна.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.