Традиции и история Великого поста

Традиции и история Великого поста

Наступил Великий пост, который приходит сразу за Масленицей и длится семь недель до Пасхи.

Вот что сказал о времени Великого Поста Творец в Книге ветхозаветного пророка Исаии:
«Вот пост, который я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма,
И угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом;
Когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
…Когда ты… перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
И отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца:
Тогда свет твой взойдёт во тьме…»

После долгого забвения и запретов сейчас многие россияне возвратились к вере. И даже молодые соблюдают или хотя бы пытаются соблюсти пост, не употреблять во время Великого Поста в пищу мяса, молока, масла, яиц. Но дело не только в телесном воздержании и в ограничении в пище, пост – это, прежде всего, духовное испытание, очищение и возрождение.

Вот что говорил в своих проповедях шестнадцать веков назад Иоанн Златоуст архиепископ Константинопольский: «Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности… испытывать свою совесть… Вот это истинный пост».

Во время Святой Четырёхдесятницы в храмах читается молитва святого Ефима Сирина – богослова, песнотворца, пустынника:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Если Рождество – это радостный праздник, дающий всем надежду на вечную жизнь души, так же, как и праздник Богоявления – Крещения Господня, то время Великого Поста дано для раздумий. Во время него верующие вспоминают, как Господь был предан своими учениками и казнён – распят на кресте вместе с двумя разбойниками. Он был оплакан Богородицей и раскаявшимися учениками своими. Иисуса Христа положили в гроб, но на третий день он воскрес из мёртвых.

Первые сорок дней поста – это память о том, как Христос сорок дней пребывал в пустыне за Иорданом. Первый день Великого поста назван Чистым понедельником, а вся первая неделя Чистой седмицей. На Руси в эту неделю обычно ели грибы, квашения, солёности и рыбу. Особенной популярностью пользовались брусника, солёные грузди, рыжики, которые в лавках выставляли на тарелках для пробы.

Вторая неделя поста называлась Седмицей светотворных постов. На Руси с понедельника второй недели девушки начинали вышивать жемчугом свой будущий венчальный убор.

Четвертая неделя звалась Крестопоклонной. В четверг на Крестопоклонной неделе пекли из постного теста «кресты» с изюмом посередине. Именно потому, что на кресте принял смерть Иисус Христос ради спасения всего человечества, крест стал особо почитаться. В древности кресты украшали жемчугами и носили на шёлковых шнурках.

Пятая неделя поста носит название Похвальной седмицы. В течение неё проходят два богослужения. В среду вечером и в четверг утром в церквях читается Великий канон, сложенный святителем Андреем Критским в конце 7 века. Древний канон — это плач души о покаянии, о совести…

В этом же каноне говорится и о житии святой Марии Египетской, которая жила в Александрии в 6 веке и вела далеко не праведную жизнь. Отправившись с корабельщиками в путешествие, она доплыла до Иерусалима. Там красавица захотела войти в храм, но неведомая сила преградила ей путь. Мария испугалась, заплакала, упала на колени в притворе храма перед иконой Божьей Матери. И Богородица позволила ей войти в церковь. После чего Мария отправилась в пустыню за рекой Иордан и провела там всю свою оставшуюся жизнь. Когда она умерла, могилу ей вырыл лев. Память преподобной Марии Египетской совершается 14 апреля. В субботу на пятой неделе Великого поста в церквях читается Акафист Божьей Матери.

Шестая неделя – Вербная. А суббота на шестой неделе Великого поста называется Лазаревой субботой. Названа она так в честь Лазаря – брата Марфы и Марии, которого воскресил из мёртвых Иисус Христос. Вот что написано об этом в Евангелии от Иоанна:
«Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвёл очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пелёнами, и лицо его обвязано было платком».

После этого воскресший Лазарь прожил тридцать лет. На склоне лет своих он стал епископом на Кипре. У него на Кипре гостила Богородица, за которой он специально присылал в Иерусалим корабль. И вышила в то время она для него епископский омофор – широкую ленту, расшитую золотыми крестами, возлагающуюся на плечи, как знак епископского сана.

Для Иисуса же Христа воскрешение Лазаря было одной из последних ступеней на Голгофу. Первосвященники ветхозаветной Церкви не желали признать его и, собравшись на тайный совет, вступили в заговор, который описывается в Евангелии от Иоанна:
«…Что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
Если оставим Его так, то все уверуют в Него…»
Евангелист Иоанн печально замечает:
«С этого дня положили убить Его».

Все мы из разных источников знаем о духовных и телесных страданиях Иисуса Христа. Те, кто не читает религиозных книг, видели фильмы, читали Булгакова. Так что представление имеют практически все. И все, конечно, помнят и страх его человеческий, и веру его, с которой он через этот страх переступает:
«Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл» (Евангелие от Иоанна).

Уже зная о неизбежном, Иисус молился Отцу Своему Небесному:
«…говоря: Отче, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Евангелие от Луки).

Иисус Христос преодолел все свои сомнения и принёс себя в жертву, чтобы искупить наши грехи. Наверное, в дни Великого поста даже самым закоренелым атеистам стоит подумать о своей душе, о своём внутреннем мире и, возможно, пересмотреть свои взаимоотношения с близкими людьми, с самой жизнью и вспомнить главную заповедь – ВОЗЛЮБИ! Ведь без любви к миру, к людям, к себе, человек — не человек вовсе, а так, пустая оболочка.

Ещё совсем немного, и наступит Пасха – Светлое Христово Воскресенье.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.