Великий пост

Великий пост

Великий Пост: со 2 марта по 18 апреля.
Пасхальная (Светлая) седмица: с 20 апреля по 26 апреля.
Пасха: 19 апреля.

Завершающее Масленицу воскресенье, которое называется Прощеным воскресеньем, является последним днем перед началом Великого поста.

В 2009 году начало Поста приходится на 2 марта. В этот день последний раз употребляются в пищу скоромные продукты, и после вечернего богослужения в храмах совершается особый умилительный чин прощения — священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Великий Пост, который напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовки к самому большому празднику, празднику Святой Пасхи. Он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения.

Я не буду вдаваться в подробности, тем более что уже рассказывала об истории этого самого длительного поста, но напомню некоторое детали. Не следует путать пост с диетой, которую нам назначает врач для очищения организма или для его оздоровления. К этому великому событию — Великому Посту — мы подготавливаемся духовно и телесно.

Духовная подготовка состоит в том, чтобы больше времени уделять молитве, духовному чтению и отстранению от всего греховного. Пост по церковным канонам есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощения своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься св. Христовых Таин, согласно заповеди Христовой.

Телесная же подготовка заключается в том, что мы едим только постную пищу и не едим скоромную (не постную). Во время Великого Поста все говеют, исповедываются и причащаются минимум один раз. Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.

Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста. Как писал святитель Иоанн Златоуст, пост — это лекарство, но даже самое полезное лекарство становится бесполезным, если больной не знает, как его употреблять.

Пост — это аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Тем, кто начинает поститься уже в зрелом возрасте, кто никогда раньше не постился, необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года.

Каждый сам должен определить — сколько ему требуется в сутки пищи и питья, потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, чтобы пост был не в тягость, а в радость.

Переменою пищи Церковь имеет в виду ослабить чувственность и дать перевес нашему духу над нашей плотью. Переходя с более питательной на менее питательную пищу, мы делаем себя более легкими, подвижными, более способными к духовной жизни. Но и в постной пище Церковь предписывает соблюдать воздержание и умеренность.

Для здоровых людей постная пища совершенно не вредна. Постящиеся меньше болеют, чем не постящиеся, да и живут они не меньше. Многие великие постники доживали, как это видно из житий святых, до 80, 90, 100 и более лет.

Ну а кому, по слабости здоровья, необходимо усиленное питание, тому и Церковь разрешает облегчение от поста. Ибо она имеет в виду, как сказано выше, не изнурение нашего тела, а лишь ослабление нашей животной чувственности.

Помимо прочего Пост дает нам возможность упражнять нашу волю в борьбе со своими желаниями и привычками и в победе над ними. Подчиняя себя уставу Церкви, мы себя дисциплинируем, проявляем власть свою над своими привычками и вкусами, а это очень полезно. Это нас закаляет, делает мужественнее, выносливее, крепче, помогает нам становиться выше своих привычек и не быть их рабами.

Пост состоит не только в том, чтобы заменить скоромную пищу постною, но и в том, чтобы ограничивать себя в излишествах и прихотях, например, меньше спать, удерживаться от лакомств, от курения табака и т.п. Во время поста мы должны особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний. Иными словами, Пост – это время работы над собой.

Великому Посту предшествует три подготовительные недели. В течение этих трех недель Церковь начинает постепенно подготавливаться к Великому Посту, который делится на Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную Седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом, Великий Пост длится семь недель (вернее 48 дней) и делится на четыре части:

Четыредесятница, 40 дней (с понедельника 2 марта 2009 года по пятницу 10 апреля 2009 года);
Лазарева Суббота, 1 день (суббота 11 апреля 2009 года);
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), 1 день (воскресенье 12 апреля 2009 года);
Страстная Неделя, 6 дней (с понедельника 13 апреля 2009 года по субботу 18 апреля 2009 года).

Первая седмица (неделя) Великого поста, по православной традиции, — время особо усердной молитвы и говения. Это время наиболее строгого соблюдения поста, исключающего из рациона мясные, молочные, яичные и рыбные блюда. Монастырские уставы предписывают в эту седмицу даже не вкушать растительного масла (так называемое сухоядение). Тем не менее, употребление растительного масла современная Церковь разрешает.

Хранителями и создателями секретов приготовления разнообразных постных блюд всегда были монастыри. Монахи использовали и используют в пищу то, чем богата окружающая природа: рыбу, грибы, ягоды, орехи, мед, овощи и фрукты. Так что и постные блюда могут быть вкусными и полезными. Главное, как было сказано выше, соблюдать умеренность во всем.

В практике отечественного благочестия верующие старались посвятить целиком одну из седмиц поста (часто первую) постоянному посещению храма, усердному говению, чтобы в конце седмицы (в субботний или воскресный день) исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Те, кто говел в первую седмицу, обычно причащались в субботу, когда Церковь совершает особое празднование памяти великомученика Феодора Тирона.

Первая неделя Великого Поста (первый воскресный день) – Торжество Православия, когда Церковь вспоминает окончательную победу православного вероучения над ересью иконоборцев (боровшихся с почитанием святых икон) в 843 году. В храмах после Божественной литургии совершается особый чин Торжества Православия.

Следующая неделя именуется второй седмицей Великого поста. Суббота 2-й седмицы — день поминовения усопших. В эту Неделю Великого поста Церковь молитвенно воспоминает святителя Григория Паламу, жившего в XIV веке — ревностного поборника монашеской жизни и духовного делания, выразителя особого церковного учения о Фаворском свете — нематериальном благодатном Небесном свете, которым просиял Господь при Преображении на горе Фавор. Это учение о возможности для человека стяжания благодати Святого Духа, о путях к этому — молитве и доброделании, к чему верующие особенно призываются Церковью в дни поста.

Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню, совершаемое в этот воскресный день, напоминает нам о том, что путь к Воскресению — только через Крест, и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без претерпения скорбей и страданий. В субботу на всенощном бдении на середину храма выносится Крест и совершается благоговейное поклонение ему; обратно в алтарь Крест уносится лишь в пятницу. Суббота 3-й седмицы — день поминовения усопших.

В Неделю 4-ю Великого поста Церковь совершает память преподобного Иоанна Лествичника (около 570-649 гг.), подвижника, проведшего всю жизнь в монашеских подвигах. Главный памятник его жизни – «Лествица» (лестница) — написанное им руководство для восхождения к духовному совершенству. Суббота 4-й седмицы — день поминовения усопших.

На 5-й седмице утреня четверга (обычно совершается в храмах в среду вечером) именуется «стоянием Марии Египетской». На этой службе полностью прочитывается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египетской — великой грешницы, чудесно обратившейся к Богу и проведшей всю жизнь в подвиге покаяния. Это житие — пример глубины греховного падения и благодатного восстания, указание на то, что истинное покаяние и жизнь в Боге искупает и самые тяжкие грехи, может возвести кающегося грешника на высоту духовного совершенства. Суббота 5-й седмицы — Суббота акафиста. На утрени совершается особое молебное пение, восхваляющее Пресвятую Богородицу — Акафист (позднее по его образцу стали составляться и другие акафистные пения).

6-я седмица Великого поста завершается Лазаревой субботой и двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), после которого начинается Страстная седмица.

7 апреля — Благовещенье Пресвятой Богородицы — великий двунадесятый праздник, установленный в память явления Пресвятой Деве Марии благовестника тайн Божиих, Архангела Гавриила. По обещанию, данному Богу святыми праведными Иоакимом и Анной — родителями Пресвятой Девы, — с трех до пятнадцати лет Она, посвященная на служение Богу, жила при Иерусалимском храме. Когда Ей пришло время оставить храм, то, по решению священников, Она была обручена Своему дальнему родственнику, благочестивому старцу Иосифу, и поселилась в его доме в городе Назарет. Именно здесь за девять месяцев до Рождества Христова совершилось явление Пресвятой Деве Архангела Гавриила, который принес Ей радостную весть о грядущем чудесном, сверхъестественном рождении от Нее Сына Божия, Спасителя мира (не случайно имя Иисус, предреченное Архангелом Богомладенцу, означает «Спаситель»). Так благая весть (отсюда — Благовещение) о грядущем Рождестве Христовом была возвещена миру.

Благовещение Пресвятой Богородицы может прийтись на разные дни — как Великого поста, так и Страстной седмицы, Светлого Христова Воскресения (такая Пасха именуется в церковной традиции «Кириопасхой», по-гречески – «Пасхой Господственной») или Светлой седмицы. Естественно, что в зависимости от этого рацион допустимой пищи существенным образом меняется. Если Благовещение приходится в день Пасхи или в дни Светлой седмицы, то, естественно, все ограничения на пищу отменяются — разрешается употреблять для еды любые блюда.

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье — великий двунадесятый праздник, отмечающийся в воскресный день за неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим — главный город Святой Земли — накануне Его Крестных страданий.

Великий Четверг — установление Господом Таинства Евхаристии — Причащения Тела и Крови Христовой, в который за каждой Божественной литургией чудесным образом пресуществляются подготовленные хлеб и вино. По православной традиции, в этот день практически все верующие стараются, должным образом приготовившись, приступить за богослужением Великого Четверга к принятию Святых Христовых Тайн.

Великая Пятница — самый скорбный день церковного года. Именно в пятницу совершились распятие и Крестная смерть Спасителя. Господь был распят на Кресте, установленном на горе Голгофе близ Иерусалима, вместе с двумя приговоренными к такой же позорной смерти разбойниками.

Великая Суббота — день воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе, где оно было положено снявшими Спасителя с Креста, с разрешения римского правителя Пилата, праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом. Пребывая Своим телом во гробе, душой Своей Господь в этот день сошел в ад, где, ожидая пришествия Спасителя мира, томились души всех умерших до этого людей — даже души праведников ветхозаветного времени. Именно в этот день Господь извел из ада души праведников, освобожденные силой Его Крестных страданий. Особым знамением значимости Великой Субботы является ежегодное чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме, происходящее в этот день. Получение благодатного огня с древних времен до наших дней Иерусалимским Патриархом при огромном стечении верующих является одним из зримых свидетельств истинности христианской веры и Евангельской истории.

Для верующих день Великой Субботы — это время приготовления к встрече величайшего праздника Светлого Христова Воскресения. Обычно в этот день после утреннего богослужения в храмах начинается освящение пасхальных куличей, пасох и яиц для разговления в день Пасхи. По благочестивой православной традиции мы, приходя домой после праздничного пасхального богослужения, разговляемся освященными в церкви куличом, пасхой и пасхальными яйцами.

Великий Пост — это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь, отрешения от ее материальной стороны.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.