Оксана Рогальская признается, что с давних пор мечтала о создании прекрасных вещей собственными руками
Стильные украшения – неотъемлемая часть образа современной девушки. Как известно, мелочи имеют значение. Украшения могут быть самыми разнообразными: от изделий известных брендов и авторских работ до семейных реликвий и выгодных покупок. Материалы для колец, серег, браслетов и бус также могут существенно отличаться. Это могут быть украшения из золота и серебра, изделия с драгоценными камнями, а также авторские работы из бисера и войлока.
Оксана, когда-нибудь вы представляли себе, как изготавливаете украшения в детстве?
С самого детства я мечтала о карьере в творческой сфере, и эта мысль начала посещать меня примерно в пятом классе. О том, что именно это будет создание украшений, я, конечно, не могла предсказать и не представляла об этом, – просто мне всегда хотелось создавать что-то прекрасное своими руками.
Я начала создавать украшения, когда училась в Чехии. В процессе обучения я воплощала свои идеи в украшениях, изготовленных из разных материалов, и осознала, что это моё призвание, и я хочу продолжать этим заниматься. Мне кажется, что в сфере украшений есть безграничные возможности для творчества (по крайней мере, для меня), позволяющие придумывать и сочетать самые разные формы, цвета, текстуры и материалы.
Вы создаете украшения из весьма специфичных материалов, таких как металл и фарфор. Что послужило причиной выбора именно этих материалов? Где вы закупаете сырье для создания украшений?
Я предпочитаю сочетать нежный белый фарфор с тёмным состаренным металлом в своих украшениях, так как считаю это весьма гармоничным цветовым и фактурным дуэтом.
Для изготовления своих украшений я закупаю материалы в Беларуси: фарфор доступен в художественных магазинах в виде небольших брикетов, с металлом ситуация сложнее – требуется заказ целого листа, а некоторые виды металлов можно найти в ограниченном количестве на барахолке «Поле чудес» в Ждановичах. В подобных местах можно отыскать множество разнообразных материалов для творчества).
В Беларуси значительно сложнее приобрести профессиональный инструмент для обработки металла, поэтому часто приходится делать заказы в России или европейских странах.
Какие изделия ювелирные вы предпочитаете создавать, с использованием какого материала, возможно, определенный тип украшений – например, серьги или кольца?
Я предпочитаю работать с разными видами металла, такими как медь, мельхиор и латунь. Мне нравится экспериментировать с текстурами, комбинируя их. Также я нахожу интересную работу с оргстеклом и, безусловно, с фарфором. В плане украшений, больше всего меня привлекает создание колье и брошей.
Серьги я не очень люблю делать потому, что нужно делать два одинаковых предмета. Именно поэтому я и не люблю тиражировать свои изделия, не люблю делать одну и ту же работу по несколько раз. Для меня намного интереснее и приятнее придумывать новые украшения.
Позвольте рассказать о технологии изготовления ювелирных изделий. Как, например, сырье, такое как фарфор или металл, становится колье или брошью?
Изготовление фарфорового украшения – довольно длительный процесс. Сначала создают модель будущего изделия из пластилина, затем с неё снимают гипсовую форму, которую необходимо доработать. После этого подготавливают фарфоровый шликер – жидкий фарфор, получаемый путём растворения сухого фарфора в воде до требуемой консистенции и последующей фильтрации от комков.
После того, как форма и фарфоровая масса подготовлены, можно приступать к отлитию изделия: шликер заливается в форму, и ожидается впитывание определённого количества влаги пористым гипсом, при этом необходимо периодически добавлять шликер. Достигнув желаемой толщины изделия, остатки шликера удаляются из формы, а само изделие оставляют для просушки.
Изделие извлекается из формы и подвергается дополнительной обработке с помощью специальных инструментов, называемых стеками. После того, как изделие полностью высохнет, его необходимо обжечь. Затем обгоревшее изделие помещают в металлическую оправу.
Работа с металлом протекает оперативнее, хотя и требует больших физических усилий: мы вырезаем необходимую форму из листа металла с помощью лобзика, затем обрабатываем её напильниками и наждачной бумагой, что позволяет придать поверхности определенную фактуру или покрыть её патиной. В завершение мы соединяем готовое изделие с застёжками, швензами и цепочками.
Как вы определили бы стиль ваших украшений? Для какой аудитории они предназначены? Какие черты характера свойственны тем, кто выбирает ваши изделия?
Я не могу утверждать, что все мои украшения оформлены в едином стиле, хотя в последнее время я отдаю предпочтение геометрической простоте.
Мои украшения находят отклик у широкой аудитории – от двадцатилетних до шестидесятилетних, и нередко получают положительные отзывы даже от мужчин. В основном мои изделия выбирают смелые и креативные люди, и это позитивный момент, однако я бы хотела, чтобы их число в нашей стране увеличилось.
В ваших украшениях применяется конкретный декор, включающий орнаменты, рисунки и цветовые сочетания? Обладают ли они какой-либо символикой? Несут ли они определенный смысл?
При создании своих изделий я применяю разнообразные цветовые комбинации, а также сочетания текстур и фактур, используя различные материалы. Моя цель – создавать гармоничные и лаконичные сочетания, чтобы готовое украшение выглядело единым и служило деликатным акцентом в любом образе.
В моих изделиях отсутствуют орнаменты, я предпочитаю создавать композиции из металла и оргстекла, стремясь объединить все детали в единое, гармоничное украшение. В моих работах нет какой-либо конкретной символики или скрытого смысла, это скорее декоративные элементы, которые могут внести разнообразие и дополнить образ.
Вдохновение для создания новых украшений можно черпать из различных источников: будь то художественный стиль, работы конкретного мастера или природные явления, и не только.
Где можно купить ваши украшения? Готовы ли покупатели сегодня оценить ручной труд? Есть ли у вас постоянные заказчики?
Я регулярно принимаю участие в модных маркетах в Минске и сотрудничаю с магазинами, представляющими работы белорусских дизайнеров, такими как «Ў», DODO и «Ручной эксклюзив». Мои изделия можно увидеть в социальных сетях, заказать желаемое украшение, купить при личной встрече или заказать доставку по почте.
Многие люди ценят изделия, выполненные вручную, однако их число растет, и это вызывает оптимизм. На данный момент у меня нет постоянных заказчиков, но я надеюсь на позитивные изменения в будущем).
Вы получили образование в Чехии. Какие особенности характерны для подготовки художников в Чехии? Каким образом обучение в Чехии повлияло на ваше мировоззрение? Что стало дополнением к вашему творчеству?
Обучение в Чехии оказало заметное влияние на мое понимание искусства – оно заставило переосмыслить свою работу (мои идеи и изделия), научило внимательно продумывать каждый шаг в процессе создания, а также дало больше свободы для творчества.
В период обучения в Чехии я создавала преимущественно концептуальные работы, что оказало положительное влияние на мои нынешние изделия. Я считаю, что, в целом, учёба в Чехии позволила мне научиться мыслить более глубоко, свободно и абстрактно.
Стоит ли художникам проходить обучение в Чехии? И каковы причины для этого?
Что касается художественных учебных заведений, то я бы посоветовала обучение в Чехии. Однако, я бы рекомендовала и обучение в Беларуси, поскольку у нас развита сильная классическая школа, в то время как в Чехии с этим возникают сложности (особенно в том вузе, где я проходила обучение). Чешские специалисты уделяют основное внимание концепции, а белорусские – технике исполнения. Но, по моему мнению, наиболее ценно, когда изделия объединяют оба этих аспекта.
Я бы посоветовала обучение, так как оно способствует развитию мышления. Мне посчастливилось учиться и в Академии Искусств (Беларусь), и в Чешском Университете, и я ни разу об этом не пожалела, ведь в обоих учебных заведениях я получила ценные знания и рада, что вначале получила академическую подготовку, а затем уже училась применять эти знания для реализации концептуальных идей.
После завершения обучения в Чехии вы вернулись в Беларусь. Предусматривались ли планы о том, чтобы остаться в Чехии? Если нет, то каковы были причины?
Первое время обучения я планировал остаться в Чехии, так как всё вокруг казалось новым и увлекательным, однако со временем это желание угасло. В жизни в Чехии, безусловно, есть свои преимущества, но и недостатки также присутствуют.
Когда минусов оказалось больше, я решила вернуться домой после окончания учёбы. Сейчас я занимаюсь любимым делом, уделяя ему много времени и развиваясь. И когда я слышу слова благодарности и вижу восхищённые взгляды покупателей, я понимаю, что мои усилия не напрасны.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.