Если вы давно не были в Париже и поездка туда в обозримом будущем не планируется, создайте у себя дома атмосферу Франции. В этом поможет истинный французский дизайн, например, обои или ткань Toile de Jouy, являющиеся интерьером символом Франции. Toile de Jouy (Туаль де Жуи или Туэль де Жуи)Ткань из Жуи — это недорогой вариант. Платье или комплект из неё будут стоить меньше, что особенно важно сейчас, в трудные времена. Для многих это может быть единственным способом побывать во Франции и хотя бы немного помечтать.
Что же за ткань Toile de Jouy?
Название не относится к ткани, а скорее к рисунку на ней. Ранее для печати использовали хлопковые или льняные ткани. Сейчас этот рисунок можно встретить на других материалах: обоях, текстильной обивке мебели, фарфоре, сумках, обуви и одежде, создавая атмосферу Франции в интерьере. Вторую половину XVII века в Европу начали привозить из Индии ткани необычайной красоты, которых не было ни в одной европейской стране. Французские ткани уступали им во многом, так что владельцы ткацких фабрик терпели убытки. В конце XVII века индийские ткани составили серьёзную конкуренцию местным производителям, поэтому их ввоз и производство официально запретили во многих странах Европы.
Получилась удивительная ситуация: роскошные яркие ткани с узорами, экзотическими цветами и животными оказались под запретом. Для производителей это было выгодно, но все остальные испытали разочарование. Чтобы изменить положение вещей, единственным способом стало развитие нового текстильного производства в стране. Но запрет во Франции продлился более 70 лет. В 1759В 1740 году король Франции Людовик XV отменил запрет на торговлю шелками. Часть людей радовалась этому, другая часть начала протестовать. Красочные шелковые ткани из Индии, Китая и Персии снова появились во Франции, но высокая цена делала их доступными лишь богатой аристократии. Украшение домов восточными тканями считалось признаком благосостояния. Это породило спрос среди среднего класса на более доступные ткани местного производства. В сложный период, в 1760 году недалеко от Версаля в деревне Жуи-ан-Жоза гравер и печатник Кристоф-Филипп Оберкампф основал мануфактуру по производству хлопковых набивных тканей.
Кристоф-Филипп Оберкампф, родом из Германии, происходил из рода красильщиков шерсти из Вюртемберга. Его обучили производству тканей «индийского» типа с печатными узорами. Вначале на тканях его мануфактуры изображались цветы и абстрактные узоры, популярные в то время. Позже появились монохромные и цветные сюжетные рисунки, ставшие основой производства и его стильным почерком. Именно эти ткани имели успех, и Оберкампф уже в 1764 году расширил фабрику, увеличив штат мастеров и сотрудников.
В 1770В определённом году предприниматель применил многоцветную печать. В 1783В году мануфактура Оберкампфа получила статус Королевской. Надпись «manufacture royale» не означала владения мануфактурой королем, а говорила о высочайшем уровне мастерства производства и том, что продукция достойна самого короля. В 1785 году Кристоф-Филипп Оберкампф создал печатную машину для обоев. В 1787 году за оформление королевского дворца король Людовик XVI поблагодарил его письмом. После этого ткани мануфактуры Оберкампфа получили название «Toile de Jouy» и стали частью определённого стиля. В 1797В год основания «Жуи» изобретатель освоил технологию одного из методов непрерывного печатания рисунка на ткань, позволяющую за сутки печатать до 5 км ткани. В 1806 году Оберкампфа Наполеон Бонапарт наградил орденом Почётного легиона. Производство тканей продолжалось до смерти основателя, до 1815 года, затем прекратилось на время и снова возобновилось. Но всё-таки просуществовало недолго, до 1843 года. Оберкампф сотрудничал со многими французскими художниками, одним из которых был Жан-Батист Юэ. Именно он начал рисовать «живые сцены» в пасторальном и батальном жанрах. Его холстах оживали идиллические персонажи, расцветали цветы, печатались экзотические сюжеты, небольшие жанровые сценки. Изначально рисунки печатали на белом фоне красным или синим цветом с определенной частотой повторяемости мотивов. Стоит напомнить, что в основу подобных рисунков легла роспись с китайского фарфора, который был популярен в Европе.
Текстиль Оберкампфа пользовался популярностью из-за доступности по сравнению с восточными привозными образцами. Новые технологии печати рисунков на ткани позволили достичь высоких стандартов качества и повысить объем производства. Кроме перечисленного, популярность тканей Оберкампфа обусловлена вниманием к дизайну рисунков. Люди с интересом рассматривали сюжеты на ткани, словно миниатюрные полотна живописи: события из прошлого, сцены и эпизоды из жизни людей, особенно романтические. Всё это сделало ткани популярными. В оформлении спален и гостиных знатных слоёв населения стали использовать такие ткани — шторы, балдахины, обивку на стульях и креслах, подушки, диваны… К середине XIX века популярность туаля де Жуи снизилась, а в 1843 году производство прекратилось. Новые фабрики появились, с которыми соперничество было затруднительным. Сегодня от бывшей мануфактуры сохранился музей Туаль де Жуи, открытый в 1977 году. В нем можно узнать историю производства и ознакомиться с архивом дизайнов, где хранятся образцы тканей, шаблоны для набивки рисунков и документация.
Туаль де Жуи и стиль Прованс
Тульский де Жюи — это самостоятельный стиль оформления интерьеров, его также именуют… стиль ПровансПовторяющиеся мотивы встречаются в обоях, текстиле и декоре. Взгляд при рассматривании помещения останавливается на изображениях, переходит к отдельным деталям, с картинки на картинку. Многие дизайнеры считают такой интерьер перегруженным рисунками. Если хотите создать атмосферу Франции, обратитесь к дизайнеру за советом. Интерьер с предметами от Туаль де Жуи — окно в прошлое. провинциальной ФранцииСтиль Прованс с изысканными линиями и узорами схож со стилем Барокко. Узор Туаль-де Жуи применяют сегодня не только для оформления интерьеров как обоев, но и в керамике, фарфоре, тканях для постельного белья и других изделиях. Мотивы Туаль де Жуи украшают хлопок, лен и другие ткани. Мануфактура Оберкампфа прекратила работу в 1847 году, но спустя сто лет ее вспомнили. Рисунки Туаль де Жуи возродились при оформлении первого магазина Кристиана Диора в Париже на авеню Монтень и стали символом марки. Вся обстановка бутика была украшена мотивами Туаль де Жуи.
Этот орнамент сейчас востребован, ему вернули жизнь. последних коллекцияОскар де ла Рента, Йохана Ортис, Acne Studios, Tibi, Twin-Set, Клóе, Burberry, For Restless Sleepers, Christian Dior и другие марки использовали его в своих коллекциях. В 2019 году классический французский принт украшал многие модели Dior. Сегодня его можно увидеть на сумках и обуви. Туаль де Жуи гармонично сочетает простоту и аристократическую элегантность. Узоры Туаль де Жуи сейчас востребованы, их можно сочетать с однотонными вещами или одеться полностью в этот узор. Из ткани Туаль-де Жуи хорошо смотрятся рубашки классического кроя, блузки, платья, включая платья-рубашки, а также брюки и юбки.
Современные Туаль де Жуи повторяют мотивы, существовавшие более сотни лет назад: на ткани изображаются дамы и кавалеры на скамеечках в садике, идиллические пасторали с пастушком и пастушкой на лужайке, сцены охоты и так далее. Мануфактура возле Жуи проработала всего шестьдесят лет и сейчас не существует, сохранился только музей. Ткани, описанные в рассказе, шьют по сей день во многих странах и называются «Туаль де Жуи». Автор: Татьяна Дмитриева
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.