Украшения из серебра и золота с эмалью

В ювелирной индустрии наблюдается растущий интерес к использованию эмали для украшения золотых и серебряных изделий. Ювелирные работы, украшенные эмалью и драгоценными камнями, выполненные в золотых и серебряных узорах, всегда пользовались уважением у ценителей ювелирного дела, и этот интерес сохраняется и в наши дни.

Финифть, или ювелирные украшения с эмалью – серьги, броши, кулоны, браслеты и кольца – отличаются красотой и уникальностью. Они способны подчеркнуть изысканность вечерних нарядов, добавить элегантности и утонченности образу. Однако мало кто задумывается о том, что представляет собой ювелирная эмаль, как она создается и существуют ли между собой различия. Ведь именно эти факторы влияют на эстетику украшения, его цену и срок службы.

Украшения с эмалью – техника выполнения

Эмалирование представляет собой процесс покрытия металлической поверхности расплавляемым стеклом. В состав современных эмалей входят диоксид кремния, оксид титана, борный ангидрид, оксид алюминия, оксиды щелочных и щёлочноземельных металлов, свинец, цинк, а также различные фториды.

Эмали отличаются друг от друга не только по составу, но и по методу их нанесения на металлическую основу. В ювелирном искусстве в качестве основы обычно используют серебро и золото. Ювелирные изделия часто покрывают цветными эмалями, которые могут быть как прозрачными, так и непрозрачными. Различные способы и технологии применяются для нанесения эмали.

Перегородчатая эмаль. Это один из наиболее декоративных приемов изготовления. Золотые или серебряные ленты-перегородки припаиваются к поверхности основы в соответствии с предварительно заданным рисунком, формируя ячейки, которые затем заполняются эмалевым порошком. После этого при температуре от 600 до 800 градусов эмалевый порошок расплавляют, превращая его в стекло.

В качестве альтернативы лентам-перегородкам иногда применяют филигранную нить. Эмаль и так обладает привлекательным внешним видом, а в сочетании с ней золотые или серебряные кружева.

Выемчатая эмаль. С помощью специального резца, как показано на чертеже, из основного материала удаляются фрагменты, формируя углубления, которые затем заполняются эмалевым составом. Это один из наиболее старинных методов. Выемчатая эмаль наносится на металлическую основу, которая предварительно гравируется или чеканится в соответствии с задуманным орнаментом. В производстве бижутерии применяются штампованные заготовки или изделия, полученные литьем.

Техника нанесения эмалевого декоративного покрытия, известная также как финифть. Это техника росписи цветной эмалью. В ней отсутствуют какие-либо перегородки или выемки. Слои эмали наносятся на изделие и обжигаются до тех пор, пока не будет завершен задуманный дизайнером сюжет. В этой технике работают мастера финифтяного промысла Ростова Великого, а также австрийский бренд Frey Wille.

Финифть – это старинное русское наименование эмали, произошедшее от греческого слова «финифтис», означающего «блестящий», а французское слово «эмаль» имеет свою собственную историю. Техника эмалирования пришла в Россию из Византии ещё в X веке и получила своё развитие в XVI-XVII веках. В то время все виды декоративных эмалей обозначались термином «финифть», и лишь в XIX веке это название было заменено на «эмаль».

Ростовская живопись по эмали отличается изысканностью и гармонично сочетается с филигранью. Филигрань (скань) – один из древнейших методов художественной обработки металла или металлической нити. Латинские слова «филюм» (нить) и «гранум» (зерно) послужили основой для возникновения термина «филигрань». Слово «скань» обозначает скручивание. Таким образом, скрученная проволока (скань) дополняется мелкими шариками, что придает эмалированным изделиям более декоративный и кружевной вид.

Интересны эмали-гильоше. Гильоширование представляет собой процесс создания гравированного узора на поверхности изделия, обычно состоящего из геометрических линий. В современной ювелирной индустрии для этой цели применяют специализированные установки, оснащенные вращающимся барабаном и резцом (гильоше).

Техника эмалирования зародилась во Франции в XVIII веке, и процесс её выполнения был весьма трудоёмким. Тем не менее, изделия того времени продолжают поражать и вызывать восхищение. В России эмаль-гильоше начала использоваться для декорирования ювелирных изделий в конце XIX – начале XX века и ассоциируется с именем Фаберже. Настольные предметы отличались особой роскошью.

При изготовлении эмали по гильоширу применяются исключительно прозрачные эмали разных оттенков. Это позволяет металлической основе с узором, нанесенным на неё, оставаться видимой благодаря просвечивающей эмали. В настоящее время эмали-гильоше для ювелирных изделий чаще всего создают на золоте или серебре.

Витражная эмаль – это вид перегородчатой эмали, не содержащий металлической основы. Название техники обусловлено её схожестью с витражами. Цветная эмаль, обладающая способностью пропускать свет, помещается между металлическими перегородками и визуально напоминает цветное витражное стекло.

Перегородки из металла изготавливаются из скрученных проволок золота, серебра или меди. Изящный узор придает изделию необычайную красоту. Процесс создания витражной эмали сопряжен с определенными трудностями – обжиг выполняется не единожды, а после каждого нанесения нового слоя эмали.

Сеяная эмаль выполняется распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет, где каждый слой закрепляется клеем.

Существуют разные методы фиксации эмали, которые классифицируются как горячие и холодные.

Горячие эмали

Использование горячей эмали имеет долгую историю, несмотря на её трудоёмкость. В настоящее время горячие эмали являются наиболее востребованным вариантом в ювелирных изделиях из эмали. Эмаль надёжно спекается с металлом в муфельных печах, где температура достигает 600-800 градусов. После этого изделие охлаждают, очищают и полируют. Поверхностно кажется, что процесс несложный. Однако, на практике всё обстоит сложнее.

Эмалевый порошок смешивают с водой до консистенции сметаны и наносят на нужные участки изделия. Затем, перед обжигом в печи, необходимо высушить его, чтобы из поверхности исчезли пузырьки воздуха, которые могут ухудшить гладкость эмалевого покрытия.

В процессе обжига эмалевый порошок превращается в стекловидный слой, который, в зависимости от вида эмали, может быть как прозрачным, так и непрозрачным. Однако это еще не полный перечень операций. После застывания изделие подвергается шлифовке и повторной термообработке в печи, что позволяет добиться идеально ровной поверхности.

При использовании многоцветной перегородчатой эмали в украшении, необходимо строго соблюдать последовательность нанесения и обжига эмалевого порошка. Эта последовательность определяется жаростойкостью эмали: сначала наносится эмаль с наибольшей жаростойкостью и изделие подвергается обжигу, затем – эмаль с меньшей жаростойкостью, после чего изделие снова отправляется в печь, но при более низкой температуре. Этот процесс повторяется до тех пор, пока не будут использованы все цвета. Наибольшей жаростойкостью обладает белая эмаль, за ней следуют розовая, синяя, зеленая, черная и, наконец, красная.

Для достижения безупречной поверхности изделия эмаль следует наносить равномерно. В зависимости от состава, изделие может подвергаться обжигу от пяти до ста раз. При этом мастер контролирует температуру и продолжительность обжига, полагаясь на свой опыт и интуицию. Благодаря этому создаются уникальные произведения, повторение которых даже для самого мастера может оказаться невозможным. Несомненно, это требует определённых навыков.

Холодные эмали

Двухкомпонентные эмали, предназначенные для холодного отверждения, могут быть тепло- или светозатвердевающими.

Двухкомпонентная холодная эмаль просто заливается на изделие. Жидкая эмаль в определённых пропорциях смешивается с катализатором, образуется кремообразная паста, которая с помощью специального инструмента наносится на поверхность металла.

Эмаль приобретает твердость при комнатной температуре примерно за 48 часов, а при нагревании до 70 градусов – за 20 часов. Покрытия, полученные таким способом, напоминают керамические. Благодаря этой технологии, специалист может комбинировать различные эмали, создавая разнообразные цвета и тона.

Теплоотверждаемая холодная эмаль в некоторой степени схожа с горячей, но плавится она при 160 градусах. По сравнению с горячей эта эмаль не полируется, иначе на ней останутся матовые следы, и обладает она значительно меньшей прочностью. При небольшом нажатии ногтём на эмаль, она проминается.

Светоотверждаемая холодная эмаль. Процесс нанесения этой эмали аналогичен установке зубных пломб. Нанесенный на поверхность изделия материал эмали подвергается воздействию ультрафиолетового излучения, что приводит к его затвердеванию. Благодаря такой технологии ювелиры могут устранять сколы на эмалевых украшениях. По показателю твердости светоотверждаемая холодная эмаль занимает промежуточное положение между горячей и холодной теплоотверждаемой эмалями.

В технике холодного эмалирования эмаль при нанесении может образовывать красочные узоры, напоминающие растекание бензина по воде или лаву вулкана. Несмотря на кажущуюся небрежность, результат выглядит эстетично.

Стоит отметить, что производство горячей эмали обходится дороже, чем холодного.

Чтобы понять, какая эмаль – горячая или холодная – более дорогая, нужно знать, что холодная эмаль обладает меньшей твердостью по сравнению с горячей. Изделия, покрытые холодной эмалью, имеют заметные дефекты, поскольку их поверхность не поддается полировке. В связи с этим, горячая эмаль всегда демонстрирует глянцевый вид и ровную, отполированную поверхность.

Холодные эмали обладают рядом положительных качеств. Они отличаются пластичностью и нетребовательны в использовании, легко наносятся, не нуждаются в сложном оборудовании и не требуют тщательной подготовки поверхности. Такие эмали применимы к различным сплавам.

Как правильно ухаживать, носить и хранить ювелирные украшения с эмалью

Эмаль по своей природе схожа со стеклом, что определяет её характеристики. Её можно полировать и очищать, однако при интенсивном и неосторожном ношении сколы практически неизбежны. Эмаль подвержена воздействию механических повреждений. Наибольшему риску подвергаются кольца. Как отмечалось ранее, ювелир может устранить скол. Однако, целесообразнее избегать падения драгоценностей, особенно на твёрдые поверхности, и следить за состоянием застёжек.

Какие факторы влияют на сохранение насыщенности цвета эмалевых покрытий?

Чтобы сохранить красоту украшений с эмалью, необходимо избегать их воздействия прямых солнечных лучей и резких колебаний температуры. Не рекомендуется носить такие украшения на пляже, в бане или сауне, так как эмалевое покрытие может потерять яркость и потрескаться.

Нельзя допускать попадания моющих средств, порошков, кислот, щелочей и хлора на эмаль. Повреждение эмали возможно также при контакте с косметическими средствами и морской водой.

Эмалированные изделия рекомендуется мыть в холодной воде, используя небольшое количество нашатырного спирта. Для очистки эмали можно применять мягкую щёточку и зубной порошок, затем тщательно промыть изделие в чистой воде и протереть мягкой тканью. Тем не менее, стоит помнить, что наиболее эффективный уход за украшениями с эмалью – это чистка в профессиональной ювелирной мастерской.

Чтобы эмалевые украшения не повредились, их следует хранить отдельно от других изделий, даже если они сделаны из драгоценных металлов. Вероятно, и в ваших шкатулках сохранились бабушкины серьги или броши с ярко-синими цветами на белом фоне, украшенные филигранью, изготовленные мастерами Ростова Великого. Поверьте, цены им нет, это шедевры.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.