Сакральный Достоевский: что и почему снилось Родиону Раскольникову

Сакральный Достоевский: что и почему снилось Родиону Раскольникову

Специалисты утверждают, что наши сны являются своеобразным отражением нашей же сущности. Недаром многие писатели используют сновидения своих героев для понимания их истинной натуры. Не стал исключением и Федор Достоевский. В романе «Преступление и наказание» описываются сны Родиона Раскольникова, убийцы старухи-процентщицы. Если бы Раскольников проанализировал свои первые кошмары, то, скорее всего, не совершил бы преступления.

Убийство лошади

Главный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников видит первый, пожалуй, самый важный в своей жизни сон еще до убийства старухи. Впрочем, судя по всему, это не просто сновидение, а некое воспоминание из детства Родиона. Недаром Достоевский пишет: «Приснилось ему его детство, еще в их городке…». Перед читателем предстает следующая сцена: возле кабака нетрезвые мужики забивают до смерти маленькую и слабую клячу, которая запряжена в огромную телегу. Раскольникову очень жаль лошадь, он было бросается ей на помощь, но уже слишком поздно. Сновидение будто кричит о том, что молодому человеку не свойственна жестокость. Напротив, он сострадает даже животным. Примечательно, что кабак, неподалеку от которого происходит действие, находится в нескольких метрах от церкви, что весьма символично. Близость кабака, являющегося олицетворением всего низкого и грязного, и церкви говорит о том, что даже оступившийся человек всегда имеет возможность покаяться. Подумай тогда Раскольников об этом, может быть, никакого преступления и не было бы.

Сон об Африке

А этот сон снится Родиону Раскольникову уже незадолго до убийства старухи. Сновидение об Африке тоже можно считать своеобразным предупреждением об ошибочности теории Раскольникова о делении людей на «тварей дрожащих» и «имеющих право». Главный герой романа видит Египет, оазис, голубую воду и золотые пески. Красочный сон является полной противоположностью тому, что окружает Раскольникова, его серого и унылого существования. Однако оазис – это не реальность, а лишь мираж, а еще точнее искушение, которое Родиону необходимо преодолеть, избежать. Мало того, Достоевский спрятал в «африканском» сне будущего убийцы и другой смысл. Дело в том, что здесь есть явный намек на Наполеона. Ведь первым походом императора был именно египетский. Но в Африке Наполеона поджидала страшная трагедия. Все его войско было поражено чумой. И снова: проанализируй тогда Раскольников свой сон, откажись от наполеоновских притязаний, возможно, расправа бы не состоялась.

Страх ареста

Между тем преступление свершилось, и теперь Родиона Раскольникова неотступно преследует страх наказания, о чем снова свидетельствуют его сновидения. Так, Достоевский описывает сон Раскольникова, в котором фигурирует Илья Петрович Порох, «поручик, помощник квартального надзирателя, с горизонтально торчащими в обе стороны рыжеватыми усами и с чрезвычайно мелкими чертами лица, ничего, впрочем, особенного, кроме некоторого нахальства, не выражавшими». Пребывая в бредовом состоянии, Родион видит, как Илья Петрович бьет хозяйку его съемного жилища. Одновременно герой романа Достоевского чувствует ужас, но не от содеянного, а от того, что «к нему сейчас придут». Он понимает это, заслышав голос Ильи Петровича: «Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…»

Смеющаяся покойница

Но вскоре Раскольникова начинает терзать нечто большее, чем страх ареста, – муки совести. Об этом свидетельствует еще один страшный сон Родиона. Во сне он снова оказывается в квартире убитой им старухи. Причем, последняя по-прежнему жива. Старушка сидит в углу и прячется от гостя (совсем как совесть). Поначалу молодой человек решает, что жертва его боится, потому и старается остаться незамеченной. Раскольников вновь заносит над головой старухи топор. Он ударяет старуху снова и снова, но та даже не шевелиться, точно деревянная, и только ниже склоняет голову для того, чтобы убийца не смог разглядеть ее лица. Когда же Раскольникову это удается, он мертвеет: старушка смеется. «…так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал» — пишет Достоевский. Родион бросился бежать.

Сон каторжника

Кошмары продолжают мучить Родиона Раскольникова и тогда, когда он уже оказывается на каторге. В тот период Раскольников окончательно осознает несостоятельность своей гипотезы о «тварях дрожащих» и «имеющих право». В болезненном бреду ему грезится, что «весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу». Во время эпидемии в тела зараженных людей вселяются некие существа, от чего больные лишаются разума, но вместе с тем считают себя «умными и непоколебимыми в истине». «Всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки», — пишет Достоевский. Люди принялись убивать друг друга, на планете свирепствуют голод и пожары. Спастись же в этом хаосе могут лишь чистые душой, но «никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса». Теперь уже и Раскольников ничего не может изменить: воскресить убиенную ему не по силу.

Так что, возможно, нам все же следует более внимательно относиться к своим сновидениям, чтобы что-то изменить в себе, предотвратить недобрые поступки, осознать ценность жизни.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.