Вероятно, ничто не способно так быстро привлечь внимание к женщине, как украшения – будь то звенящие бусы или сверкающие серьги. Независимо от размера и стиля – крупные или мелкие, роскошные или скромные – они способны преобразить наш образ. Украшения могут придать даже самому простому наряду изысканность.
На протяжении всей истории Руси украшения пользовались большой популярностью. Это подтверждается многочисленными историческими документами. Их носили как женщины, так и мужчины, вне зависимости от их положения в обществе. Безусловно, украшения знатных людей отличались не только дороговизной камней и металла, но и изысканным ювелирным дизайном. Такая роскошь драгоценностей неоднократно поражала иностранцев.
В сохранившихся документах содержатся сведения о том, что иностранные послы докладывали на родину о чрезмерной пышности и экстравагантности в одежде царя и бояр. В связи с этим, немало современных русских девушек тяготеют к роскоши и избыточности в создании своего внешнего вида.
Русское ювелирное искусство выделяется своим декоративным великолепием и насыщенностью цветов. Существует множество различных стилей в ювелирном искусстве, и стиль русских мастеров XVI-XVII веков получил название «Русское узорочье». В этих украшениях узоры выполнены с использованием ярких самоцветов, камней наивысшего качества – сапфиров, рубинов, изумрудов, шпинелей, бирюзы и, разумеется, речного жемчуга, любимого всеми на протяжении веков и являющегося сокровищем русских северных рек.
Характерной чертой русских украшений является широкое использование растительного орнамента, напоминающего морозные узоры на окнах, а также применение многоцветной эмали, преимущественно белого и голубого оттенков, что ассоциируется с небом Русского Севера, черного глубокого цвета, гравировки и объемные чеканные узоры. Изготавливались украшения как гладкие литые, так и ажурные сканные.
В XVI-XVII веках жители Руси декорировали свои длинные и широкие наряды большим количеством драгоценностей, которые либо пришивались, либо накладывались, либо пристёгивались.
Длинные жемчужные нити, известные как рясны, имели большое значение в женском костюме. Эти украшения, напоминавшие серьги и ниспадавшие до плеч, крепились к головному убору по обеим сторонам лица. Женщина, носившая рясны, отличалась особой грацией и величием в движениях, её походка казалась подобной выходу на сцену. Многие элементы декора диктовали ей царственную осанку, спокойствие и благородство.
Серьги, выполненные в стиле «русского узорочья», отличались оригинальностью и разнообразием форм и оставались, как и в настоящее время, популярным украшением для русских женщин. Некоторые экземпляры были настолько крупными, что, исходя из конструкции застежки, не предназначались для ношения в ушах, а крепились к головным уборам. Серьги были украшены драгоценными камнями, жемчугом, перламутром, кораллами, бирюзой и цветными стеклышками. Их дополняли замысловатые узоры, выполненные из тонких жгутиков или серебряных цилиндров, покрытых мелкими деталями.
Новгородские серьги, известные как «голубцы», обладают уникальной особенностью – подобные изделия не встречаются в культуре других народов. Их форма воспроизводит изображения двух птиц, повернувшихся друг к другу клювами или спинами. Серьги, созданные в Сольвычегодске и Великом Устюге, нередко украшались жемчугом и имели расписную эмаль.
Московские мастера использовали сканью, эмаль, камни и жемчуг для украшения серег. Они отдавали предпочтение серьгам с подвесками, которые отличались особой декоративностью и являлись примером высокого мастерства.
Мужчины также использовали серьги, хотя и одну. Это служило демонстрацией не мягкости, а силы и власти. Автор первого труда о русском костюме, А.Н. Оленин, отмечает: «…ношение серьги в ушах долгое время сохранялось у русских князей. Мы видим, что в 1356 году Великий Князь Иоанн Васильевич завещает двум своим сыновьям…по одной серьге…».
Впервые мода на ношение одной серьги у мужчин появилась в XVIII веке, а пик популярности этой тенденции пришелся на XIX век, особенно среди военных, служивших в русских кавалерийских полках. Серьги носили как офицеры, так и рядовые солдаты.
Кольца и перстни были весьма популярны. В особых, торжественных ситуациях кольца иногда надевали на все пальцы. Изумруды, рубины, сапфиры, бирюза и жемчуг, заключенные в изящную оправу, напоминали цветы. Перстни-печати и перстни с восемью лепестками розетки, украшенные небольшими камнями и тонким растительным орнаментом, также были востребованы.
В качестве декоративного элемента использовались драгоценные пуговицы, пряжки, булавки и, разумеется, золотые и серебряные цепи. Последние обычно изготавливались из плоских деталей или завитых мотивов, напоминающих плющ, и украшались белой или голубой эмалью.
«Русское узорочье» представляет собой уникальное представление о красоте, отличительный стиль русского искусства, в котором переплетаются элементы византийского, восточного и западного искусства.
Значительная часть наследия наших предков была утрачена, уничтожена в ходе войн и революций. Сохранившиеся редкие украшения можно увидеть в российских музеях и любоваться ими по репродукциям в портретах, созданных русскими художниками. Даже это скромное наследие позволяет составить представление об уникальной эстетике и характерных чертах русского ювелирного искусства, известного как «русское узорочье».
На протяжении веков российские ювелиры черпают вдохновение в работах мастеров, создавших «русское узорочье», и создают на его основе произведения искусства, являющиеся воплощением русского стиля.
Современные украшения, вдохновленные русскими узорами. Изображения, расположенные выше и ниже, взяты с сайта ювелира Тимофея Журавлева timmaster.ru
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.