Традиционные русские шали и платки

Русские шали нередко согревали полуобнажённых красавиц в XIX веке, чьи прозрачные наряды делали их уязвимыми для простуды, или же служили украшением для крестьянок и девушек. По изображениям, созданным русскими художниками В.Л. Боровиковским и И.П. Аргуновым, шали начали появляться на плечах российских женщин в 1790-е годы XVIII века.

В 1799 году молодым Бонапарт в качестве трофея вывез с Востока кашемировые шали. В то время они стоили значительных денег. Индийские шали пользовались особенной популярностью среди дам, однако турецкие не уступали им ни в красоте, ни в цене. Позднее появились английские и французские аналоги. Когда дамы открывали коробки с подарками, привезенными им с Востока, первым, что они могли почувствовать, был запах пачули. Что это означало? Разумеется, там находилась шаль. Какая связь у пачули, которые вскоре стали использоваться в парфюмерии? Шали пересыпали пачулями для защиты от моли. Некоторое время прошло с тех пор, как Наполеон удивил французских дам ценным презентом…

Русские шали история

В 1806 году в России стартовало собственное производство шалей. Первоначально шали выпускали нижегородская помещица Надежда Мерлина, саратовский помещик Д.А. Колокольцов и воронежская помещица В.А. Елисеева. На первых этапах российское производство шалей основывалось на образцах, характерных для восточных – кашмирских, персидских и турецких. Эти шали отличались крупными размерами и изготавливались из шерсти тибетских коз. Помимо этого, производились шали в английском и французском стилях.

Орнамент был выполнен в едином восточном стиле, включающем мотивы арок, бобов и других элементов, декорированных мелким растительным орнаментом. Лицевая и изнаночная стороны присутствовали у всех шалей – как восточных, так и западных. Шали, изготовленные в России, отличались безупречным качеством и пользовались высокой репутацией на мировом рынке. Заслуживает внимания, что в мастерских Веры Андреевны Елисеевой впервые использовали шерсть сайгаков вместо шерсти тибетских коз. Согласно отзывам того времени, опубликованным в «Журнале мануфактур и торговли», «…пух этот оказался настолько нежным, тонким и мягким, что пряжа, получаемая из него, по своим свойствам напоминает шёлк, и шали, изготовленные из неё, не только не уступают… кашмирским, но и превосходят их». В 13 граммах шерсти содержалось 450 метров нити. Представьте себе, насколько тонкой была пряжа и изделие из неё. Но это ещё не всё. Ткали на небольших станочках, которые не использовали челноки, а были оснащены небольшими игольками, количество которых соответствовало количеству оттенков в изделии. И русские шали не имели лицевой и изнаночной сторон, они были одинаковы с обеих сторон. Как угодно, так и повязывайте. Цветовая палитра была разнообразной – яркой, красочной, с богатым растительным узором: розы, маки, сирень, флоксы.

…И в лёгких складках женской шалиЦвела ночная тишина. А. Блок

Использование новой технологии позволило российским шалям стать изысканным акцентом в образе элегантных женщин. В аристократических семьях девочек с ранних лет обучали искусству носить шаль, красиво драпировать её и даже танцевать с ней. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Мармеладов рассказывает Раскольникову: «Знайте же, что моя жена получала образование в благородном губернском дворянском институте и при выпуске исполняла танец с шалью перед губернатором и другими высокопоставленными лицами, за что была награждена золотой медалью и похвальной листом».

Имена тех мастериц, которые работали в мастерских, принадлежавших вышеупомянутым помещикам, не сохранились до наших дней, однако их современники отмечали высокое качество их работы. Изготовление шали занимало значительное время – от полугода до двух с половиной лет и сопровождалось высокой стоимостью. Крепостные работницы у помещицы В.А. Елисеевой трудились до десяти лет, после чего получали свободу и небольшой капитал, поскольку работницы, отработавшие такой срок, теряли зрение.

Количество сохранившихся до сегодняшнего дня шалей незначительно, однако, изучая работы русских художников, мы всё же можем представить ту красоту, которую создавали русские мастерицы.

…Но остался в складках смятой шализапах мёда от невинных рук. С. Есенин

Из-за высокой стоимости такие шали могли позволить себе не все. Поэтому более популярными стали шали из шёлка, шерсти и батиста, окрашенные в разнообразные цвета и украшенные набивным рисунком. Со временем шали перестали быть предметом роскоши и стали важной деталью женского гардероба. Шали носили все слои населения – от аристократок до жительниц городов, купцов и крестьянок.

С течением времени и сменой эпох мода становится все более изменчивой, заимствуя черты и детали из прошлых лет. Именно поэтому русская шаль и сейчас будет уместна в вашем гардеробе. Она не зависит от мимолетных тенденций и остается классическим элементом женского образа.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.