В 70-х годах прошлого века знаменитый французский дизайнер Ив Сен-Лоран создал коллекцию, вдохновленную образами Русского Севера. Дизайнеры не всегда стремятся использовать элементы кроя и предметы русского костюма. Однако русские наряды представляют собой неисчерпаемый источник вдохновения для модельеров. Можно использовать готовые предметы и адаптировать их к современным трендам и образам. Для любого стиля и вкуса можно создать образ, ведь существует огромное разнообразие женских головных уборов. Это объясняется тем, что в каждой русской губернии существовала «своя мода» и местные традиции. Однако, у всех русских женщин был один общий элемент – головной убор, который был обязательным. По его внешнему виду и отделке можно было установить не только происхождение девушки, но и ее социальный статус, семейное положение, уровень благосостояния семьи и многое другое. Разнообразие головных уборов было значительным, однако многие из них не дошли до наших дней, в особенности те, что отличались богатым декором. Кокошники, повойники, убрусы, кички, обручи, венцы… Некоторые предназначались исключительно для незамужних девушек, другие – для замужних женщин.
Древние женщины надевали головные уборы не только для эстетики и удобства, они также обладали сакральным значением, поскольку считалось, что они способны усиливать женскую энергию. Снятие головного убора и появление с распущенными волосами для женщины являлось значительным унижением. Косы, защищенные головным убором, оберегали волосы, а женщина должна была заботиться о доме и семье. Древние верования утверждали, что жизненная сила заключена в волосах, а в косе – мудрость и мощь женщины. Таким образом, чем длиннее волосы, тем сильнее женщина, и открывать их посторонним не следует, ведь сила должна принадлежать ее семье. Сорока — старинный головной убор, который надевали замужние женщины. Это был самый роскошный элемент их костюма. Сороку можно спутать со скифским калафом – женским головным убором. Как и все женские элементы русского народного костюма, сороки также имели различия, причем один и тот же головной убор мог иметь разные названия в разных регионах России. В связи с этим историки до сих пор не пришли к общему мнению относительно того, какой именно головной убор имеется в виду и как его правильно называть. Существуют разные точки зрения относительно сороки: одни полагают, что это самостоятельный элемент головного убора, другие видят в ней деталь кики (еще один головной убор), а третьи утверждают, что кика, в свою очередь, является частью сороки.
Сорока – это головной убор, представляющий собой тщательно разработанный аксессуар
Рассмотрим один из возможных вариантов, где стандартная сорока включает в себя три элемента:
- кичка – мягкая холщовая шапочка с жесткой налобной частью, которую делали из бересты, валиков, набитых соломой, или из стеганого холста. Эта деталь определяла форму головного убора, которая могла отличаться;
- поверх кички надевали чехол, он служил своеобразной «сорокой». Этот аксессуар полностью закрывал затылок и верхнюю часть головы. Изготавливали его из мягких материалов, таких как бархат, кумач и шелк, с подкладкой. Чехол украшали шелковыми, золотыми и серебряными нитями, гарусом, тесьмой, бисером, стразами и жемчугом;
- очелье – это передняя часть головного убора, которая декорировалась вышивкой, стразами, тесьмой, а по краям иногда добавлялась бахрома с бисером.
- Помимо этого, использовались дополнительные украшения, такие как помпоны, кисти, косички из перьев или конского волоса. Благодаря такому изобилию декоративных деталей, можно понять, насколько разнообразными были сороки.
Сорока служила замужним женщинам как праздничным, так и обыденным головным убором. Повседневные сороки изготавливались из более скромных тканей и имели незначительное количество декоративных элементов. Сорока – древний женский головной убор, распространенный на Руси. Первые археологические находки датируются XII веком. По мнению историков, женщины носили сороку как в городах, так и в сельской местности. Особенно популярен он был в северных и центральных губерниях России, в то время как на юге сорока являлась основным головным убором. Традиционные головные уборы переживают возрождение, но в современной интерпретации, отвечающей нашим представлениям об удобстве и комфорте. Привлекательность народной одежды растет, и сорочка отлично дополнит современный гардероб. Западноевропейским дизайнерам же предстоит обдумывать и придумывать, какие еще идеи и решения смогут удивить публику на показах, Милитта предлагает обратить внимание на сороки, которые наши мастерицы-рукодельницы изготавливают своими руками, среди них есть роскошные кружевные сороки. Кстати, этот головной убор будет уместен для посещения храма, особенно в праздничные дни. Сорока всегда выглядит ярко, привлекательно и женственно. Татьяна Дмитриева
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.