Эволюция пряжек: от функциональности до украшения обуви

Пряжка на обуви выполняет не только практическую, но и декоративную функцию. Зачастую, декоративное значение превосходит практическое. Многие дизайнеры обуви создают поистине впечатляющий декор. Форма обуви, носок и каблук могут повторяться из года в год, но добавление пряжки кардинально меняет ее внешний вид. При этом, материал, из которого изготовлена пряжка – будь то пластмасса, серебро, бронза или золото – не всегда является определяющим фактором… Пряжки всегда были важной частью истории обуви. Точно установить время их появления сложно, поскольку люди издревле использовали пояса и ремни. Ведь ни один ремень не может функционировать без пряжки. Первоначально это были простые кожаные полосы с пряжками из кожи или кости, впоследствии стали появляться более изысканные – бронзовые пряжки.

Ремни ещё не были распространены в самых ранних культурах, начиная от Шумера и Ассирии и заканчивая выдающимися цивилизациями Индии и Китая. Однако, артефакты с пряжками, относящиеся к этим культурам, всё же были найдены. Древние греки и римляне также не использовали ремни с пряжками, предпочитая пояса, хотя пряжки и встречались. Представители менее зажиточного сословия использовали простые костяные пряжки, а богатые и знатные люди – дорогие бронзовые пряжки, украшенные тонким слоем серебра. Пряжки служили в качестве застёжек и широко применялись как в повседневной жизни обычных людей, так и в военном снаряжении древнейших цивилизаций. С появлением огнестрельного оружия, потребовалось более надёжное крепление дополнительного снаряжения к телу воина, помимо сабли или шпаги. Это послужило причиной появления пряжек. Вероятно, перевязи с пряжками, используемые в военной форме, произошли от декоративных ремешков с пряжками, которые предназначались для ношения охотничьих рогов в XIV и XV веках. Примерно в тот же период пряжки стали использоваться для украшения обуви. Они вошли в моду Людовика XIV. Эти элементы декора присутствовали повсеместно: на перевязках, на обуви и на головных уборах солдат. Пряжки выполняли не только функциональную, но и роль опознавательных знаков. Так, перевязи, украшенные пряжками определённой формы и цвета, указывали на принадлежность к конкретному полку, другому цвету – к другому полку или ведомству. В армиях различных государств перевязи и пряжки на них, а также пряжки на обуви и головных уборах, отличались друг от друга по форме и цвету, чтобы избежать путаницы между своими и вражескими». В эпоху правления Людовика XV пряжки считались ценными украшениями и отражали социальный статус их владельца. Обувные пряжки того времени отличались значительными размерами, что порой доходило до чрезмерности, нарушая гармонию внешнего вида. Они не всегда соответствовали фигуре, росту или возрасту. Сверкающие пряжки на ногах, страдающих подагрой, казались нелепыми, а владелец такой обуви вызывал жалость и насмешку. К концу 1790-х годов пряжки перестали быть популярными в обуви, и надолго их место заняли шнурки. Однако в начале XX века в моде вновь появились черты, характерные для обуви XVIII века, такие как каблук «Людовик» и большие пряжки в стиле Кромвеля. После этого пряжки снова уступили место пуговицам, как, например, в моделях «Мэри Джейн» 1920-х годов, которые украшала пуговица. Если пряжки и встречались в женской обуви, то это были небольшие, незаметные элементы, выполнявшие исключительно практическую функцию. Пряжки стали заметным элементом обуви в 1960-х годах. Именно тогда Роже Вивье представила новую модель – лаковые лодочки «Пилигрим», отличавшиеся низким каблуком, квадратным носком и крупной квадратной пряжкой. В то же время пряжки стали использоваться для отделки туфель «Мэри Джейн», а затем и туфель-платформ 1970-х годов. Использование пряжек на обуви стало обычным явлением, повторяющимся из сезона в сезон, при этом их количество варьировалось. В коллекции Вивьен Вествуд они прижились, и стали неотъемлемой частью. Например, пиратские сапоги Вивьен Вествуд выпускает до сих пор. В XXI веке образ пирата приобрел широкую популярность благодаря фильму «Пираты Карибского моря». Сегодня у нас сложилось представление, что пираты носили сапоги, украшенные ремнями и пряжками. Однако это не так. Они одевались в то, что им удавалось похитить, а сапоги мог позволить себе лишь капитан пиратского судна. Члены команды носили туфли на каблуках с квадратным носом и широкими язычками, хотя и с пряжками. А те пиратские сапоги с широкими голенищами и ремнями на пряжках – плод фантазии голливудских кинематографистов. Другой тип обуви – с пряжкой. В XX веке стали появляться женские туфли, оснащённые ремешком вокруг щиколотки, который фиксируется пряжкой. В киноленте 1946 года актриса Рита Хейворт предстала в сцене стриптиза в фильме «Джильда», обув на туфли с ремешками на щиколотке. Байкерские сапоги, являющиеся символом мужественности, изначально выполняли функцию обуви для лесорубов. По мере роста популярности мотоциклов, они стали востребованы среди байкеров во всем мире. Разработанные в 30-х годах прошлого века для мотоциклистов, эти сапоги стали воплощением образа бунтаря. Модели байкерских сапог обычно снабжаются пряжками, и, как правило, чем больше металлических деталей, тем лучше.

Модная женская обувь с пряжками

Сегодня в сезоне 2016-2017 одной из модных тенденций в обуви, как когда-то в 2011-2012, снова пряжки. В коллекциях известных Домов моды можно найти самые разнообразные пряжки – от маленькой и элегантной до грубой и громоздкой. Пряжки везде – на босоножках, туфельках, лоферах, ботинках, ботильонах, сапогах. Актуальными стали модели, в которых сразу множество пряжек. Если завтра пряжки утратят свою актуальность, будьте уверены, они снова станут в моде…

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.