Элегантные причёски эпохи рококо

В случае отсутствия хлеба, им следует предпочесть пирожные. Мария-Антуанетта, королева Франции.

Стиль рококо – рококо – стиль XVIII века, который является как развитием, так и реакцией на барокко. В отличие от барокко, он предназначен для более скромных помещений и отличается меньшими размерами. Неслучайно рококо часто называют интерьерным стилем, хотя и сохраняет пышность, нарядность и яркость.

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»Прически и костюм периода рококо.

Рококо характеризуется нежной палитрой: используются приглушенные оттенки, такие как нежно-розовый, нежно-голубой и салатовый. В живописи преобладают весенние сюжеты, а также мотивы вечной юности и интерес к жанру ню. Этот стиль отражает последние годы французской монархии, предшествующие революции. Он был характерен для эпохи, когда население испытывало дефицит продовольствия и необходимых товаров, в то время как во дворцах демонстрировалась избыточная роскошь.

Прически эпохи рококо во многом опирались на традиции барокко. Мужчины носили парики, а женщины – высокие прически. Однако в эпоху рококо женские прически стали особенно заметной чертой, достигнув невероятной высоты.

Прическа «аля-фонтанж» продолжает оставаться в моде. Мария-Антуанетта особенно предпочитает этот вариант. Также появляется еще одна вариация – «фонтанж коммод» («удобная»).

Портрет мадам Дю Барри, созданный Элизабет Виже-Лебрен В XVIII веке причёски и головные уборы являлись важной частью образа.

В 1720-е годы XVIII века в моде были небольшие прически. Например, «малая пудреная» — прическа, состоящая из слегка завитых волос, уложенных вокруг головы, с аккуратным затылком. Ее также называли «графиня Коссель». Прическа «полонез» была разработана на основе «малой пудреной». Считается, что ее создала Мария Лещинская, французская королева польского происхождения. Характерными деталями прически «полонез» были декоративные элементы, такие как перо и брошь.

В эпоху середины XVIII века популярной была прическа «тапи», представляющая собой взбитые и завитые волосы, расположенные высоко на лбу. Кроме того, в моде были прически, отличавшиеся формой, напоминающей яйцо.

Жан Батист Готье Даготи. Мария-Антуанетта.Причёска Марии-Антуанетты, богато украшенная драгоценностями, была создана куафером Леонаром.

Картина, изображающая Марию-Антуанетту, была создана художницей Элизабет Виже-Лебрен в 1785 году.

В 60-70-е годы XVIII века появляется увлечение высокими прическами. Их создавали с использованием искусственных прядей и декоративных элементов, таких как фигурки людей, животных и фруктов. Например, прическа «фрегат» представляла собой миниатюрную модель корабля на голове. Такие сложные конструкции создавались в течение длительного времени и сохранялись на протяжении нескольких месяцев. Прически посыпали пудрой и ароматическими веществами, что создавало благоприятную среду для различных насекомых. Известны случаи, когда в прическах даже появлялись животные, в частности, у одной из придворных дам на голове поселилась мышь. Высокие прически доставляли дискомфорт и вызывали зуд. Чтобы дамы могли чесать голову, использовались специальные длинные палочки. Из-за громоздких причесок было затруднительно сесть в карету с крышей, поэтому дамы передвигались в открытых повозках. Однако впоследствии Леонар, известный французский парикмахер того времени и личный парикмахер Марии-Антуанетты, разработал механизм, позволяющий складывать прически.

Прическа фрегат

Карикатура на высокие прически

Наряду с прической «фрегат» в моде была и прическа «а-ля мадам дю Барри», получившая свое название в честь любовницы французского короля Людовика XV. Она представляла собой укладку из завитых и напудренных волос, сформированных на высокой основе.

Изначально мужские прически создавались с использованием париков. В то же время, в отличие от париков, популярных в XVII веке, парики XVIII века отличались значительно меньшими размерами.

Парик с мелкой завивкой, имитирующей овечью шерсть («а-ля мутон»), был весьма популярен. Также распространено было ношение прически «ке» («хвост»), при которой волосы, закрученные, зачесывались назад и фиксировались на затылке с помощью черной ленты. Первоначально такая прическа создавалась из натуральных волос, но впоследствии ее стали воспроизводить и на париках.

Элизабет Виже-Лебрен создала портрет своего брата, Этьена Виже, в 1773 году. Прическа с хвостом.

Еще одна прическа, вдохновленная стилем «бур», представляла собой хвост, убранный в мешочек или футляр. Эти аксессуары изготавливались из черного бархата, имели четырехугольную форму и украшались бантами, пряжками и рюшами. Вокруг висков оставляли отдельные пряди волос, ниспадающие чуть ниже уха, которые называли «крылья голубя».

Морис Кантен де Латур. Автопортрет.Прическа «а-ля бурс».

В XVIII веке, в 1730-е годы, прическа «а-ля катоган» («узел») пользовалась большой популярностью. Её создавали, используя завитые и напудренные волосы. На висках волосы формировали в букли или ракушки, а на затылке оставляли прядь, которая затем собиралась в большой узел, визуально напоминающий конский хвост.

Прическа «а-ля будера» («крысиный хвост») была популярна. Волосы укладывались в высокий кок, на лбу создавался объем, на висках делались завитки, а на затылке волосы фиксировались кожаными ремешками и муарной лентой.

Жозеф Дюплесси. Портрет Людовика XVI, 1775. Прическа с начесом и прядями, имитирующими перья у висков.

Также встречались причёсываные косы, фиксировавшиеся лентой. Эти косы отличались небольшой длиной и получили название «свиные хвостики».

С середины XVIII века Англия все сильнее влияла на формирование модных мужских причесок. Кроме того, рос интерес к Античности, вызванный, в частности, раскопками Помпей, что, в свою очередь, повлияло и на выбор причесок.

Морис Кантен де Латур. Портрет Жан-Жака Руссо, 1753 год. Мужская прическа. XVIII век.

В XVIII веке в Париже была основана Академия парикмахерского искусства. В то время мастеров парикмахерского дела именовали куаферами. Среди наиболее известных куаферов были Легро, парикмахер Людовика XV, который также был основателем Академии, и Леонар, обслуживавший Марию-Антуанетту.

Фотографии современных причёсок, вдохновлённых стилем рококо

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.