Прически эпохи Людовика XIV: барокко в деталях

Государство – это я.Людовик XIV

«Французы прозвали своего короля Людовика XIV из династии Бурбонов «Королем-солнцем». Людовик стал королем Франции в 1643 году, но в то время ему едва исполнилось пять лет. До совершеннолетия сына регентом была назначена мать короля, Анна Австрийская. Людовика XIV отец, Людовик XIII, известен многим благодаря роману А. Дюма «Три мушкетера».

Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV. 1701В парике.

Эпоха правления Людовика XIV часто находит отражение в литературных произведениях и служит основой для кинематографических сюжетов. Ярким примером является серия романов о маркизе де Монтегю (авторы – Анн и Серж Голон), повествующая не только о жизни главной героини, но и раскрывающая особенности времени правления «короля-солнца».

Семнадцатый век – эпоха правления Людовика XIV, ознаменованная доминированием в искусстве стиля барокко. Чтобы понять суть барокко, достаточно посетить оперу. Этот стиль характеризуется избыточной роскошью, монументальностью, использованием тяжелых и дорогостоящих материалов. Барокко – это стиль, свойственный дворцам, эпоха пиров и всеобщего веселья.

Кадр из фильма «Анжелика и король»Прически XVII века

Внешний вид также имел большое значение: использовались самые элегантные наряды, дорогие украшения и обилие косметики, как для мужчин, так и для женщин. В эпоху барокко мужчины стали носить рюши и банты, а также чулки. Никогда прежде мужской костюм не отличался такой женственностью, а необходимость ухода за собой с использованием помад, пудры и духов не была столь обязательной для мужчин. Дамские платья становились все более широкими, а декольте – все более глубоким. Прически становились все более объемными, а количество украшений в них превышало всякое воображение. В XVII веке вновь стали популярны парики.

Мужские прически эпохи барокко

В начале XVII века короткие стрижки, популярные в Испании и обусловленные модой на высокие воротники, оставались в моде).

Шарль Антуан Куапель. Изображение Мольера. Изящная прическа с длинными локонами дополнялась усами «шевалье», представлявшими собой узкую полоску на верхней губе, концы которой были закручены.

К 20-30-м годам XVII века в моде стали появляться прически с длинными волосами, которые завивали и украшали бантами. Это было обусловлено, среди прочего, распространением отложных воротников, характерных для мушкетеров. Например, прическа «а-ля каденетт» получила свое название в честь герцога Лотарингского Каденетта. Она представляла собой волосы, подстриженные «лестницей» и разделенные на две части, с тонкой косичкой, завязанной с левой стороны и украшенной бантом и драгоценностями. Также на лоб опускалась небольшая ровная челка. Прически того времени, как известно, знакомы всем, кто смотрел «Трех мушкетеров».

Шарль Лебрен создал портрет молодого короля Людовика XIV в 1661 году

В эпоху Людовика XIV мужчины стали укладывать длинные волосы в прически и украшать их лентами, однако с одним важным изменением: теперь использовались парики, а не собственные волосы. По одной из версий, мода на парики появилась благодаря Людовику XIV, который столкнулся с потерей волос. Впоследствии парики стали носить как сам король, так и его приближенные.

Кадр из фильма «Анжелика и король»Парик и усы «шевалье»

Парики отличались пышностью и завивкой. Изобретение королевского лейб-медика Эрве, позволившего крепить волосы к небольшой шапочке, обтянутой тонкой шелковой сеткой, сделало возможным создание париков. Наиболее ценными считались парики, изготовленные из натуральных волос. Волосы для париков могли продавать как нищенки, так и заключенные, чьи волосы (при условии их качества) сбривались принудительно. Особой популярностью пользовались парики с белокурыми локонами, которые изначально были доступны только членам королевской семьи. Это привело к распространению моды на осветление париков других цветов с помощью пудры. Франция осуществляла торговлю париками, которые приобретали и при российском дворе. Важно отметить, что доходы от продажи париков составляли значительную часть государственных поступлений Франции.

Женские прически периода барокко

Помимо мужских париков, существовали и женские. Тем не менее, женщины предпочитали создавать прически из собственных волос, используя искусственные локоны лишь в качестве дополнения.

Нидерландский живописец Каспар Нетшер. Портрет леди Филиппы Стонтон, выполненный в 1668 году. Прическа, имитирующая стиль «Мадам Севинье»

Когда Людовик XIV был еще ребенком, женские прически напоминали детские. Например, в моде была прическа «аль-анфан», что переводится как «по-детски», и представляла собой завитые локоны, перевязанные лентой вокруг головы.

В середине XVII века большой популярностью пользовалась прическа маркизы Севинье, которая представляла собой завитые волосы, аккуратно собранные в пучки вокруг головы. В моду королева Анна Австрийская внесла прическу «фейерверк», в которой волосы спереди были ровно уложены, а сзади формировали большой пучок, а локоны, напоминающие змеи и штопоры, ниспадали на плечи.

В XVII веке, в 60-е годы, была популярна прическа, известная как «Мария Манчини». Эта прическа получила свое название в честь итальянской аристократки. Она представляла собой два полушария из мелких завитых локонов, уложенных у висков. Прическа «юрлю-берлю», распространенная в 70-е годы XVII века, имела схожий силуэт и была создана Мартиной, первой в истории женщиной, получившей известность как парикмахер.

Голландский живописец Каспар Нетшер. Портрет Елены Катарины де Витте, 1678 год Прическа «юрлю-берлю»

Прической, пользовавшейся наибольшей популярностью, была «фонтанж». По преданию, ее создание приписывают Анжелике де Фонтанж, фаворитке Людовика XIV. Во время охоты ее волосы растрепались, и она закрепила их драгоценной подвязкой, сформировав высокий пучок на макушке. Людовик XIV был восхищен этой прической и сделал Анжелике приятное замечание. Вскоре все дамы при дворе стали подражать ей, украшая свои головы подобным образом. Прическа «фонтанж» отличалась разнообразием вариантов – ее характерной чертой была высота (завитые локоны, расположенные горизонтальными рядами над лбом) и обилие украшений. Существовал также одноименный головной убор – высокий чепчик «фонтанж».

Мария Анжелика де Фонтанж

Изображение королевы Франции Марии-Антуанетты. Причёска «фонтанж».

Прическа «фонтанж»

В период правления Людовика XIV женские прически претерпели изменения, став более сдержанными. Популярность приобрела прическа «смирение», характеризующаяся гладко причесанными волосами, собранными в пучок на затылке.

В XVII веке Франция устанавливает стандарты в мире моды. Французский королевский двор определяет модные тенденции для всех европейских дворов. Париж, являясь столицей Франции, становится столицей моды в XVII веке и сохраняет этот статус и сегодня.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.