Испанские причёски эпохи XVI-XVII веков

В конце XVI – начале XVII веков Испания не только обладала значительной политической мощью, но и стала одним из ведущих культурных центров Европы. Этот период по праву считается «золотым веком» в истории страны. Испания определяла тенденции в конце XVI – начале XVII вв., устанавливая моду как в одежде, так и в прическах.

Веласкес. «Менины» (1656, Прадо, Мадрид)

Испания являлась страной с преобладанием католической веры. Она служила оплотом католической церкви в Европе, где к XVII веку протестантство стало доминирующей религией, а европейские государства отказались от подчинения Папе Римскому. Испанцы, будучи глубоко верующими католиками, придерживались консервативных взглядов на одежду, закрывая все тело и отдавая предпочтение темным оттенкам. В частности, испанкам предписывалось прикрывать щиколотки, кисти рук и избегать глубоких декольте.

Платья того времени отличались темными оттенками, нередко черным цветом, и имели конструкцию, схожую с футляром – плотно облегающую фигуру. Широкие рифленые крахмальные воротники, известные как фреза, дополняли как женские платья, так и мужской костюм, который также был выполнен в темных тонах. Фреза представляла собой широкий крахмальный воротник, плотно прилегающий к шее и обрамляющий ее до плеч. Фиксация воротника осуществлялась исключительно с помощью металлического каркаса.

Филипп II, испанский король, первый представитель Габсбургской династии, занимавший титул герцога Милана, Антонис Мор, Эскориал

Воротник фреза

Мужчины предпочитали короткие стрижки. Это объяснялось неудобством ношения длинных волос с воротником, поскольку фреза была его неотъемлемой частью. Стоит отметить, что именно воротник стал причиной появления у женщин высоких причесок.

Помимо коротких стрижек, мужчины также носили бороды, мужчины того времени не носили бакенбарды или усы. Бороды были аккуратными и заостренными, их называли «эспаньолками».

Анна, инфанта испанская, и Филипп IV, будущий король Испании

Испанские женские прически конца XVI – начала XVII веков отличались высотой и строгостью. Их создавали, формируя пучки на верхней части головы и валики вдоль линии роста волос. Волосы завивали. Некоторые прически включали каркасы из медной проволоки, выполненные в форме сердца, яблока или груши.

Инфанта Мария Анна, венгерская королева, 1629 год, Музей Прадо, Мадрид

Иногда использовали прически, известные как «куафиа де папос». Такая прическа включала в себя косы, которые укладывали баранками у висков, а также плоский и прямой пробор. Вместо кос на висках могли создавать бандо – объемные полушарии, сформированные из волос.

Еще один популярный вариант прически – «боевой конь», при котором волосы собирались высоко на затылке и ниспадали на спину и плечи волнами.

Веласкес. Инфанта Маргарита Австрийская, 1660Вторая половина XVII века ознаменовалась прическами, отличными от предыдущих, а также платьями, характеризующимися более открытым кроем и насыщенными цветами

Также встречались прически, в которых волосы были заплечены в косы и уложены в пучки на макушке, а сверху покрыты золотыми или серебряными сетками.

Во Франции мода на парики, возникшая в это время, не получила широкого распространения в Испании.

Головные уборы Испании

Мужчины предпочитали носить широкополые шляпы, декорированные страусиными перьями, бархатные и велюровые бареты с вышивкой, а также шляпы-токи.

Филипп II (король Испании) в шляпе ток

Женский головной убор мог представлять собой чепчик, украшенный рюшами и кружевом, широкую шляпу с перьями или шляпу-ток – небольшую головную уборку, похожую на мужскую, с высокой тульей и практически отсутствующими полями.

Женщины также использовали капюшоны и вуали. В Севилье был распространен головной убор под названием транзадо – небольшая повязка, дополненная футляром, украшенным перекрещивающимися лентами, предназначенным для хранения косы.

Веласкес. «Дама с веером». 1646 год.

Испанки также носили головной убор «ток по-московски», который отличался отделкой перьями и драгоценностями и был столь же роскошным и дорогостоящим, как головные уборы бояр Московской Руси .

Мантильи – длинный шелковый или кружевной шарф-вуаль, являвшийся частью испанского женского национального костюма.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.