Прически Германии (Северное Возрождение)

В XIV-XVI вв. искусство Возрождения расцвело в Италии – работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Однако, не только в Италии художники проявляли интерес к искусству Античности и естественным наукам. Немного позже по времени и чуть севернее Италии средневековое искусство также претерпевало изменения – в Германии, Нидерландах. Данное искусство получило название искусства Северного Возрождения. В отличие от итальянского Возрождения в странах Северного Возрождения искусство в большей степени опиралось не на традиции Античности, а на народные мотивы, плюс было сильно влияние искусства прошлых столетий – готики.

История прически Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер, «Автопортрет», Старая пинакотека, Мюнхен

Самые яркие страны Северного возрождения – Нидерланды (к примеру, художник Иероним Босх), Германия (художник Альбрехт Дюрер).

Так же, как и искусство, в странах Северного Возрождения изменялись и костюм, и прически. Хотя, в отличие от Италии, они многое заимствовали из Средневековья.

Мужские прически Германии периода Северного Возрождения (XV – XVII вв.)

Мужчины в основном носили длинные волосы – длиной до плеч или лопаток. Спереди – ровная челка. Волосы могли как оставаться прямыми, так и завиваться.

Во время охоты или же путешествий мужчины носили прическу с зачесанными назад волосами и открытыми ушами.

История прически в Германии

Альбрехт Дюрер. «Автопортрет». 1498

Носили, но гораздо реже, и прическу «колб» — прическу по итальянской моде, эллипсообразную, с волосами длиной чуть выше линии плеч.

Крестьяне и военные носили «пейзанские» прически, которые появились еще в период Средневековья.

С конца XVI века в северную Европу начинает проникать и испанская мода. Появляются короткие стрижки по-испански, которые носят с небольшими бородами остроконечной формы.

Бороды в Германии в то время носили, как и усы. Но существовало одно правило – мужчины отращивали либо бороду, либо усы. Бороды были самой различной формы – остроконечные (по-испански), круглые, клинообразные, раздвоенные.

Мартин Лютер

Мартин Лютер, портрет работы Лукаса Кранаха Старшего

Среди модников встречались бороды с волосами только на одной щеке, другая же щека выбривалась. Однако такие бороды очень быстро стали предметом для шуток и вышли из моды.

Женские прически Германии периода Северного Возрождения (XV – XVII вв.)

Самыми распространенными женскими немецкими прическами стали различные виды плетеных кос. Могли носить и искусственные косы. Но признанные красавицы обязаны были обладать собственными, естественными, длинными и густыми косами.

Женские прически Северного Возрождения

Фламандская школа «Портрет Маргариты, графини Фламандской, супруги Филиппа Смелого» (фрагмент). XVI век. Музей богадельни Контесс, Лилль
Женские прически, как и головные уборы, Германии того периода имеют много общего с прическами и головными уборами Голландии и Фландрии

Девушки заплетали височные косы. Замужние женщины заплетали волосы в косы и укладывали их замысловатыми фигурами вокруг головы или же над висками – типа «короны» (коса обвивалась вокруг головы), типа «баранок», «улиток» (косы укладывались в виде спирали со стороны правого и левого виска).

Женские прически Северного Возрождения

Мастер Кастелльского Рождества «Портрет дамы» (фрагмент). 1450-е. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Коса вокруг головы

Интересно, что в суде девушки и женщины, давая присягу говорить только правду, клялись собственными косами. Они наматывали косы на левую руку, которая клалась на грудь. Правую же руку клали на жезл судьи, который принимал присягу.

С конца XVI века в немецких княжествах в моду постепенно начинают входить высокие прически по образцу испанских и французских причесок того времени.

История прически

Лукас Кранах Старший«Юдифь с головой Олоферна». Государственная галерея Штуттгарта

Головные уборы

Мужчины в качестве головного убора в основном носили барреты (четырехугольная шапочка родом из Средневековья). Причем носили данные головные уборы представители всех сословий. В XV веке это были мягкие небольшие по форме головные уборы с отгибающимися полями. В XVI веке их размеры стали больше, а поля огибали всю окружность. Украшали барреты золотыми бляхами, булавками, шнурами. А их форма со временем становилась все более плоской.

Головные уборы Северного Возрождения

Круглая баретта.Пинтуриккьо «Портрет мальчика» (фрагмент). Ок. 1500. Галерея старых мастеров, Дрезден

Головные уборы Северного Возрождения

Высокая баретта.Ганс Мемлинг «Портрет мужчины в красной шляпе». 1470. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне

К концу XVI века в мужскую моду войдут фетровые шляпы с узкими полями в форме высокого конуса.

Головные уборы Северного Возрождения

Альбрехт Дюрер. Барбара Дюрер, урождённая Хольпер, Нюрнберг, Немецкий национальный музей

Женщины в качестве головных уборов носили чепцы самых разнообразных форм, платки, покрывала, свернутые в виде чалмы (мода, пришедшая из Венеции), шляпы из фетра. Очень часто встречались и «старые» средневековые головные уборы – эннен, горж.

История прически в Германии

Ян ван Эйк «Портрет жены донатора» (фрагмент) — «Гентский алтарь» (правая нижняя панель полиптиха в закрытом виде). 1432. Собор Святого Бавона, Гент. Белое покрывало

Прически Германии (Северное Возрождение)

Ганс Мемлинг «Молящаяся донаторша Катерина Канальи с архангелом Михаилом» (фрагмент) — «Страшный суд» (правая панель триптиха, обратная сторона). 1473. Поморский музей, Гданьск

Эннен

Ганс Мемлинг «Девушка с гвоздикой» (фрагмент) — «Диптих с аллегорией настоящей любви и лошадьми» (левая панель). 1485—90. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Эннен

Пожилые женщины обязательно покрывали голову светлыми тканями в качестве своеобразного покрывала.


Источник

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.