Германские прически эпохи Северного Возрождения

В XIV-XVI вв. искусство Возрождения расцвело в Италии – работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Однако, не только в Италии художники проявляли интерес к искусству Античности и естественным наукам. Немного позже по времени и чуть севернее Италии средневековое искусство также претерпевало изменения – в Германии, Нидерландах. Данное искусство получило название искусства Северного Возрождения. В отличие от итальянского Возрождения в странах Северного Возрождения искусство в большей степени опиралось не на традиции Античности, а на народные мотивы, плюс было сильно влияние искусства прошлых столетий – готики.

Альбрехт Дюрер, «Автопортрет» – картина, хранящаяся в Старой пинакотеке в Мюнхене

К наиболее значимым странам Северного Возрождения относятся Нидерланды, где творил, например, Иероним Босх, и Германия, где работал Альбрехт Дюрер).

Так же, как и искусство, в странах Северного Возрождения претерпели изменения и костюм, и прически. Несмотря на то, что, в отличие от Италии, они многое заимствовали из Средневековья.

Мужские причёски в Германии эпохи Северного Возрождения (15-17 века.)

Как правило, мужчины предпочитали длинные стрижки, волосы у которых достигали длины от плеч до лопаток. Характерной особенностью была прямая челка на лбу. Прическа могла быть выполнена как с прямыми, так и с завитыми волосами.

Мужчины во время охоты или путешествий предпочитали зачесывать волосы назад и открывать уши.

Альбрехт Дюрер. «Автопортрет». 1498

Встречались они и раньше, однако не так часто, как прически «колб» — итальянский стиль, представляющий собой эллипс с волосами длиной до линии плеч.

Пейзанские» прически, распространенные среди крестьян и военных, возникли еще в эпоху Средневековья.

Начиная с конца XVI века, испанские модные тенденции начинают распространяться в северной Европе. В моде оказываются короткие прически испанского типа, которые сочетают с небольшими бородами, оформленными в форме острого клина.

В Германии того времени бороды были популярны, подобно усам. Однако действовало одно правило: мужчины отращивали либо бороду, либо усы. Бороды отличались разнообразными формами: от остроконечных (в испанском стиле) до круглых, клинообразных и раздвоенных.

Портрет Мартина Лютера, выполненный Лукасом Кранахом Старшим

Борода, в которой волосы были только на одной стороне лица, а вторая щека оставалась выбритой, также имела место среди любителей модных тенденций. Однако этот стиль вскоре стал объектом насмешек и утратил свою популярность.

Германские женские прически эпохи Северного Возрождения (15–17 века.)

Разнообразные плетения стали самыми популярными прическами для женщин в Германии. Использовались также и искусственные косы. Однако, чтобы считаться настоящей красавицей, необходимо было иметь собственные, длинные и густые косы.

Фрагмент «Портрета Маргариты, графини Фламандской, супруги Филиппа Смелого», созданного фламандскими мастерами в XVI веке. Музей богадельни Контесс, Лилль Причёски женщин, подобно головным уборам, в Германии того времени имели сходства с причёсками и головными уборами, характерными для Голландии и Фландрии

Девушки плели косы на висках. Замужние женщины заплетали волосы в косы, придавая им сложные укладки вокруг головы или над висками, напоминающие «корону» (коса обвивалась вокруг головы), «баранок» или «улиток» (косы укладывались спиралью с обеих сторон от висков).

Портрет дамы», мастер Кастелльского Рождества. 1450-е годы. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Прическа с косами, обвивающими голову

В судах девушки и женщины, произнося клятвенную присягу, доказывали свою честность, прикладывая собственные косы. Они наматывали косы на левую руку, которая затем клалась на грудь. Правую же руку при этом возлагали на жезл судьи, принимавшего присягу.

Начиная с конца XVI века, в немецких княжествах стали популярными сложные прически, вдохновленные испанскими и французскими моделями того времени.

Лукас Кранах Старший. «Юдифь с головой Олоферна». Коллекция Государственной галереи Штуттгарта

Головные уборы

Мужчины чаще всего использовали барреты – головной убор, представляющий собой четырёхугольную шапочку, уходящую корнями в Средневековье. Такие головные уборы были распространены среди людей всех сословий. В XV веке барреты имели мягкую форму и небольшие размеры, с отгибающимися полями. К XVI веку они увеличились в размерах, а их поля стали обрамлять всю окружность. Золотые бляхи, булавки и шнуры служили украшением барретов, а их форма постепенно становилась более плоской.

Круглая баретта. Пинтуриккьо, «Портрет мальчика» (фрагмент). Около 1500 года. Галерея старых мастеров, Дрезден

Высокая баретта. «Портрет мужчины в красной шляпе» работы Ганса Мемлинга. 1470 год. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне

К завершению шестнадцатого века в мужской моде станут популярны фетровые шляпы с небольшими полями, имеющие форму высокого конуса.

Альбрехт Дюрер. Барбара Дюрер, урождённая Хольпер, Нюрнберг, Немецкий национальный музей

Для головных уборов женщины использовали чепцы различных форм, платки, покрывала, а также чалмы – головной убор, который пришел в моду из Венеции. Также популярны были фетровые шляпы. Встречались и традиционные средневековые головные уборы, такие как эннен и горж.

Ян ван Эйк. «Портрет жены донора» (фрагмент) — часть «Гентского алтаря» (правая нижняя панель полиптиха в закрытом виде). 1432 год. Собор Святого Бавона, Гент. Белое покрывало

Ганс Мемлинг, «Молящаяся донаторшу Катерину Канальи с архангелом Михаилом» (фрагмент) — часть «Страшного суда» (правая панель триптиха, обратная сторона), созданная в 1473 году. Сейчас картина находится в Поморском музее, Гданьск

Ганс Мемлинг. «Девушка с гвоздикой» (фрагмент) — левая панель «Диптиха с аллегорией настоящей любви и лошадьми». 1485—90. Музей Метрополитен, Нью-Йорк Эннен

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.