Одежда в стиле бидермейер: платья и костюмы

Наиболее ярким и оригинальным этапом в истории моды XIX века стало время расцвета стиля бидермейер, который доминировал в Европе. Этот стиль в европейском костюме развивался примерно в то же время, что и стилем романтизм в 1820-1840-е годы.

Ф. Г. Вальдмюллер «Семья в парке»

Австрия является родиной стиля бидермейер. Название этого стиля восходит к коллективному псевдониму группы поэтов XIX века – господин Бидермайер. Поэты фон Шеффель, Людвиг Эйхорд и Адольф Касмауль использовали этот псевдоним для публикации пародийных стихов в немецкоязычных журналах. Задачей этих пародий было высмеивание стихов, которые присылали в редакции журналов первой половины XIX века многочисленные авторы-любители – мелкие торговцы и учителя из провинции.

Карл Шпицвег «Друг кактуса» (1856)Уставший служащий вернулся домой, где его встретил лишь кактус…

Стиль бидермейер представляет собой городской архитектурный стиль, отражающий эстетику буржуазии XIX века. В живописи этого периода часто изображаются городские жители, занятые повседневными делами – работой, прогулками, отдыхом. Ярким примером являются работы немецкого художника Карла Шпицвега. Также стоит отметить «Галерею красавиц» Йозефа Штилера, где представлены портреты как принцесс, так и обычных горожанок. Эта серия картин была создана по заказу Людвига I, короля Баварии. В русском искусстве стиль бидермейер можно классифицировать как картины Василия Тропинина — к примеру, «Золотошвейка» или же «Кружевница».

Карл Шпицвег «Охотник на бабочек» (1840)

Стиль бидермейер отражает уютную жизнь горожан, которые уважают труд, но при этом могут позволить себе определенные элементы роскоши. Интерьеры, оформленные в стиле бидермейер, отличаются домашним уютом: это светлые обои с цветочным рисунком, мягкая мебель, обитая ситцем и набитая конским волосом, простые кровати, от которых отказались от балдахинов, и обилие комнатных растений в горшках.

Карл Шпицвег «Бедный поэт» (1839)

Стиль бидермейер получил широкое распространение в государствах, где говорят по-немецки.

Карл Шпицвег «Пикник»

Особенности костюма в стиле бидермейер наиболее отчетливо проявляются в женских платьях первой половины XIX века. Мужской костюм этого периода во многом перекликается с эстетикой романтизма.

Платья в стиле бидермейер

Платье в стиле бидермейер походило на воздушный шар – оно было таким же округлым и объемным. Это не было случайностью, ведь первые воздушные шары появились в небе именно в XIX веке. Их пассажирами были как мужчины, так и смелые дамы, облаченные в непрактичные платья.

Ф. Г. ВальдмюллерЖенский портрет

Платья в стиле бидермейер отличались широкой пышной юбкой, для которой использовали специальные валики, чтобы создать округлый силуэт. При этом для придания формы юбке не применялись каркасы, а также не использовалось большое количество нижних юбок. В эпоху бидермейера женщины часто довольствовались лишь одной нижней юбкой, дополненной вшитыми валиками. Юбки платьев этого стиля также стали немного короче, не закрывая щиколотки, что считалось смелым отклонением от принятых норм для того времени.

Й. К. Штилер «София Баварская» (1832)

Платья в стиле бидермейер всегда отличались наличием декольте и открытыми плечами. Для создания образа часто использовались дорогие шали из кашмирской шерсти, импортируемые из Индии. Белое платье в сочетании с красной шалью считалось классическим вариантом. Что касается цветовой гаммы, то молодые девушки предпочитали платья светлых оттенков, а женщины выбирали более темные тона.

Й. К. Штилер «Мария Фридерика Прусская» (1843)

Короткие рукава были характерной чертой бальных платьев, которые дополнялись длинными перчатками. Обязательным элементом являлся пояс, который мог быть украшен бантом или пряжкой. Пояс предназначался для привлечения внимания к изящной талии.

Й. К. Штилер «Анна Хиллмаэр», дочь мясника (1829)

Повседневные платья не имели выреза декольте. Их рукава были длинными. С повседневными платьями надевали короткие перчатки и зонтики от солнца, поскольку в моде считалась аристократическая бледность. На плечи могли накидывать кружевные косынки, известные как косынки-фишю. На голове носили шляпу капор.

Й. К. Штилер «Лола Монтес» была танцовщицей и любовницей короля Баварии Людвига I в 1847 году)

Прически эпохи бидермейер также отличались запоминающимся видом. Они нередко были асимметричными и включали в себя петли, бантики из волос, а также взбитые и завитые локоны.

О рукавах

Необходимо обратить особое внимание на дизайн рукавов платьев в стиле бидермейер. Рукава этих платьев неизменно отличались широким и объемным кроем.

Карл Шпицввег «Любовное письмо» (1845-46)

Рукава платья нередко изготавливались из двух частей. Балльные платья имели внутренний рукав, который был коротким, плотным и утеплялся пухом или ватой. Внешний рукав бальных платьев мог быть длинным и выполнялся из легких, прозрачных тканей или кружева. Зачастую бальные платья изготавливались с короткими рукавами-буфами, представляющими собой объемный рукав-фонарик, завершающийся манжетой.

Карл Шпицвег «Воскресная прогулка» (1841)

Платья также украшались рукавами-жиго, которые отличались широкой линией плеча и сужением к манжете на локте или запястье. В России этот фасон рукава в шутку прозвали «бараньей ногой». Для повседневных платьев обычно использовался простой рукав, состоящий из одной детали, в который для создания дополнительного объема вшивался китовый ус.

Мужской костюм в стиле бидермейер

Мужской костюм стиля бидермейер отличался силуэтом, который во многом перенимал черты женского костюма той эпохи. В частности, это выражалось в широких плечах и узкой талии. В остальном мужской костюм в значительной степени соответствовал моделям мужского костюма стиля романтизм.

Карл Шпицвег «Автопортрет»

Фраки в стиле бидермейер имели приталенный силуэт. Они также характеризовались вшитыми подплечниками и широкими рукавами в верхней части. Для придания объема в области груди фраки нередко дополняли ватной подкладкой.

Карл Шпицвег «Запах роз»

Фрак обычно сочетали с более светлыми брюками и жилетами. При темном цвете фрака жилет мог быть акцентным, ярким. Красные жилеты, а также жилеты в полоску или с клеткой были весьма популярны. Ткань с полоской или клеткой применяли не только для изготовления мужских жилетов, но и для создания повседневных женских платьев.

Карл Шпицвег «Воскресный охотник» (1845)

В настоящее время сюртук преимущественно используется в качестве верхней одежды. В моде цилиндрические шляпы, трости, перчатки, шейные платки, а также прически с кудрями и бакенбардами, что является характерной чертой стиля денди.

Карл Шпицвег «Вдовец»

Английский плащ гавелок также вошел в число популярных тенденций того времени. Этот плащ изготавливался из сукна и отличался яркой контрастной подкладкой. Он не имел рукавов, но включал пелерину и прорези для рук. Объемный плащ часто надевали на балы, поскольку под ним можно было носить фрак, который не помялся бы.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.