Платья 1870-х: особенности моды турнюр

К концу 1860-х годов кринолин постепенно вытесняется турнюром, который и определяет моду следующего десятилетия. В первой половине 1870-х годов происходит возвращение к объемным и массивным силуэтам – кринолин исчезает, иногда даже появляются нижние юбки, которые не такие громоздкие и неудобные, как кринолин, однако ситуация не всегда однозначна. Мода порой бывает непредсказуемой. Викторианский стиль набирает популярность на европейском рынке. Уорт, который в конце прошлого десятилетия начал трансформировать силуэт и внедрил турнюр, первоначально наделил его объемными формами, дополненными богатым декором. Тогда это новшество получило название «задом Парижа», и оно распространилось с большой скоростью, достигнув Америки. Во время первой выставки французских платьев и костюмов в Филадельфии в середине 1870-х годов.

Первый кутюрщик создал композиционное равновесие в необычном силуэте, где все пропорции костюма сбалансированы. Маленький, облегающий лиф платья выровнен с отвесно падающей юбкой, плотно облегающей бедра. Эта главная вертикаль костюма служит основой, поддерживающей сложную конструкцию с каркасным турнюром. Создавался поистине уникальный образ: лиф с высокой талией, юбка со шлейфом и туника, драпировки которой эффектно вздымались вверх и назад. В моде 1870-х годов приветствовались пышные декоративные детали, выполненные из тканей разных цветов и фактур. Множество драпировок, складок, оборок, воланов, бахромы, кружев и других элементов обильно украшали костюм, а особое внимание уделялось турнюру. Использование обилия декоративных элементов и дорогих тканей формировало несколько избыточный, но при этом женственный образ.

Прически в эпоху турнюра

В эпоху, о которой мы говорим, существовала потребность в роскошных волосах. Объемные завитки, формирующие высокую прическу с длинными локонами, ниспадающими на шею, часто декорировались искусственными цветами и перьями страуса. Маленькая шляпка, надеваемая на голову, крепилась прямо на лоб. В моде 1870-х годов прослеживались черты, отсылающие к эпохе Возрождения, и наблюдался интерес к восточному искусству. Японские кимоно, которые стали популярны среди модниц для домашнего ношения, а также ткани с восточными орнаментами, были в тренде. Какую верхнюю одежду выбрать для такого масштабного турнюрного комплекса? Наилучшим выбором были бы широкие африканские бурнусы, разнообразные накидки, мантильи и другие подобные элементы. Чтобы дама могла удерживать эту сложную конструкцию на плечах и бедрах, не испытывая дискомфорта, создатели костюмов постоянно искали внутренние поддержки, то есть каркасы. Эпоха кринолина закончилась в 1867 году. Дизайнер Уорт предложил турнюр в качестве его замены. По одной из версий, вдохновение для этой идеи пришло к нему, когда он увидел, как женщина, чтобы облегчить уборку, подтянула юбку выше колен и зафиксировала её сзади. Турнюр, подобно многим другим новаторским решениям великого модельера, получил широкое признание. Это была юбка длиной до колен, надетая поверх основной и собранная сзади в складки или оборки. Для придания формы юбке использовались различные подкладки: подушечки, набитые соломой или конским волосом, ватные валики или каркасы из изогнутых обручей, которые фиксировались на бедрах. Более скромные дамы изготавливали мягкий турнюр, используя подушечку, наполненную смятыми газетами. В целом, турнюры отличались разнообразием конструкций. Для менее нарядной, повседневной одежды на талии завязывали короткий пояс с валиком и оборками, изготовленными из ткани с добавлением конского волоса и усиленными по краям пластинами из китового уса. В некоторых случаях применяли нижнюю юбку, на которой над ягодицами крепился жесткий элемент. Для создания образа также применялась мягкая нижняя юбка с обручами, расположенными на ее задней части. Обручи изготавливались из стальной проволоки. Жесткий корсет служил основой женского костюма. Конструкция корсета отличалась резким расширением баски по бокам. Это формировало почти горизонтальную площадку над бедрами, что позволяло размещать на поясе массивные турнюры и многослойные верхние юбки. К 1870-мода того времени стала более изящной, в одежде доминировали нежные, пастельные тона. Квадратный вырез лифа был распространенным решением, а для вечерних нарядов предполагалось глубокое декольте. Рукава имели длину три четверти или были длинными, завершались кружевными манжетами, а вечерние платья могли быть без рукавов. Основными элементами декора являлись драпировки, складки, кружева, ленты, банты, бантики и вышивка. К 1875 году цвета стали более насыщенными, а силуэт более вытянутым. Турнюр идет на спад. При этом лиф был гладкий и облегающий, а линии талии и бедер подчеркнуты. К 1876 году особенно популярным стал покрой « принцесса» лиф платья выполнен в форме облегающего «панциря». Платья становятся более узкими, а пышные складки сзади ниспадают все ниже, формируя трен в виде «рыбьего хвоста». Этот шлейф, напоминающий «рыбий хвост», при ходьбе колыхался из стороны в сторону, поэтому для удобства дамы на конце трена предусматривалась специальная петля, позволяющая накинуть ее на руку и двигаться свободнее. В некоторых моделях платья трен можно было отстегнуть и постирать.

Обувь к платьям с турнюром

Наличие каблуков изменило осанку, слегка наклонив корпус вперед; тогдашняя высота каблука составляла приблизительно 4 см, а подошва была широкой. Черный цвет был наиболее востребованным для обуви, однако для свадебных и бальных нарядов применялись оттенки слоновой кости или использовалась лайковая кожа. Широкое распространение получили сапожки с эластичными вставками по бокам. Обувь часто украшалась кисточками и бантами.

Украшения

Помимо драгоценных колье, в качестве украшения на шее стала востребована бархотка с подвеской в форме сердца. Вкусы состоятельного класса, помпезность буржуазных гостиных нашли отражение в моде того времени. В истории моды этот период нередко называют «позитивизм», что связано с английским словом «positive» – положительный. Характерной чертой направления является обилие и разнообразие декоративных элементов в платьях с турнюром, костюмах и оформлении интерьеров. Обилие деталей, украшений, чрезмерная роскошь, демонстрация стоимости и богатства одежды – все это можно охарактеризовать как шик. Именно так можно определить моду 1870-х годов.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.