Вирджиния ди Кастильоне: первая модель

Часто в качестве первой модели называют разные имена известных красавиц своего времени. Однако, справедливо будет сказать, что первой была Вирджиния ди Кастильоне, так как ее фотографии появились в самом начале развития фотографии. Именно ей приписывают создание многих техник позирования, которые сейчас широко применяются fashion-фотографами и звезды Инстаграма. Поэтому давайте вспомним графиню…Первый снимок, на котором был изображен человек, сделали в период с 1838 по 1839 год. В середине XIX века фотографию воспринимали как нечто загадочное и одновременно как забавную диковину, не считая ее формой искусства.

В 1840-1850-х годах начали открываться первые фотоателье из Франции, Германии и Англии. Люди тщательно готовились к фотосессии, ведь желающих было много, а стоимость фотографии была высокой. Среди энтузиастов фотографии была и графиня Вирджиния ди Кастильоне, которая к тому времени выросла и стала привлекательной женщиной. Однако, как известно, восприятие красоты индивидуально, и та самая женщина на фотографии, очаровавшая королей и их подданных, может не произвести впечатление сказочной принцессы на современного зрителя.

Как все начиналось: биография фотомодели

Вирджиния Ольдоини появилась на свет во Флоренции в 1837 году, в семье, принадлежавшей к аристократии. В возрасте семнадцати лет она стала женой графа Франческо ди Кастильоне. Вскоре после этого супруги перебрались в Париж, где Вирджиния быстро завоевала популярность, став любимицей французского монарха Наполеона III. Итальянка очаровала не только императора, но и его придворного фотографа Пьера-Луи Пьерсона. Благодаря ему осталось такое большое количество фотографий Вирджинии. Вирджиния увлекалась фотографией и стремилась к созданию художественных изображений, проявляя при этом композиционную выдумку. Граф Франческо ди Кастильоне, почувствовав себя обманутым мужем и, кроме того, понесшим убытки, немедленно развелся с ней. Используя часть значительного состояния мужа, она собрала коллекцию, состоящую примерно из 400 фотографий. По мнению историков, Вирджиния ди Кастильоне, посетив Париж, выполняла конкретное поручение, направленное на укрепление единства Италии, которая в тот период представляла собой совокупность разрозненных королевств и княжеств. Её задача заключалась в том, чтобы, используя свое влияние на французского монарха, склонить его к тому, чтобы он не мешал объединению Италии. Нельзя приписывать столь значительный вклад одной только женщине, игнорируя тех, кто участвовал в национально-освободительном движении и ликвидации территориальной раздробленности страны, кто обеспечивал победу… Джузеппе Гарибальди, впоследствии ставший национальным героем Италии, возглавил армию добровольцев и начал борьбу за объединение родной страны. В 1831 году, находясь во Франции, Джузеппе Мадзини (философ, публицист, революционер) основал политическую организацию «Молодая Италия». Пропагандируя принципы свободы, он находился в изгнании. Эта работа и борьба объединила множество людей, движимых общей благородной целью. Граф Камилло Бенсо Кавур, премьер-министр Пьемонта, стремился заручиться поддержкой французского императора Наполеона III в войне против Австрии, предлагая взамен передачу Франции Ниццу и часть Савойи. Оценку роли каждого, кто участвовал и содействовал объединению страны, следует оставить историкам. Каждый человек оставляет после себя след в памяти – у близких или у целых народов (практически в каждом городе Италии можно найти памятник Джузеппе Гарибальди). Графиня Вирджиния ди Кастильоне оставила наследие, включающее около 400 фотографий, которые позволяют историкам искусства исследовать обычаи и культуру ушедшей эпохи. Благодаря этим фотографиям можно прочувствовать историю тех лет. Фотоснимки служат свидетелями давно минувших лет. Благодаря поддержке Наполеона III графиня получила доступ в высшее общество. Ее красотой восхищались многие, однако настоящей увлечением Вирджинии была фотография. Ей нравилось позировать для фотографа, а Пьерсон с удовольствием ее снимал. Именно графиня и придворный фотограф Пьер-Луи Пьерсон начали формировать новый художественный жанр – постановочную фотосессию. Разумеется, в те времена серию фотографий одного человека в различных образах так не называли. Но именно так и было. Графиня не просто позировала для фотографа, она лично определяла концепцию каждого снимка. Как того требовали традиции того времени, на фотографиях редко можно было увидеть улыбки, поэтому графиня всегда представала в образе серьезной женщины. Тем не менее, ее фотографии пользовались большой популярностью. Вирджиния подбирала театральные костюмы, тщательно продумывала оформление и позы, и позировала в самых роскошных нарядах. Сохранились фотографии, на которых она запечатлена в королевской мантии, одежде монахини, траурном наряде, а иногда и в наряде одалиски – в расслабленной позе с босыми ногами. Фотограф делал отдельные снимки ее обнаженных ног, что в то время вызывало осуждение. Вдохновение графиня черпала из театральных пьес, мифов и литературы. Мечты Пьера-Луи и Вирджинии нашли свое отражение в большом количестве фотографий. Дамы высшего общества стремились быть похожими на нее и заказывали у Пьерсона подобные портреты. Однако земная жизнь не бесконечна, а молодость проходит порой быстрее, чем приходится делать выводы. Так же случилось и с графиней. Ее красота начала угасать уже в раннем возрасте. Сегодня многие модницы и красавицы располагают широким выбором косметических средств для сохранения молодости и привлекательности. Что же оставалось Вирджинии с увядающей красотой? Она не только прекратила фотосессии, но и решила уйти от общения с людьми, жила в своем особняке, словно отшельница, не принимая гостей и выходя на улицу лишь в ночное время. По слухам, все зеркала были скрыты за тканью, или же их и вовсе не существовало, чтобы она сама не видела своего отражения. В обществе она появлялась крайне редко, и каждый раз – в шляпе с плотной вуалью, полностью закрывающей лицо. Вирджиния ди Кастильоне, первая фотомодель, скончалась в 1899 году в Париже. Вирджиния ди Кастильоне была куртизанкой, обладающей умением воздействовать на мужчин и задававшей модные тенденции, однако в то время существовало немало подобных женщин. Широкую известность ей принесли многочисленные фотографии. Не стоит ни осуждать, ни оправдывать Вирджинию ди Кастильоне, однако необходимо признать ее значительный вклад в историю фотографии. С 1975 года коллекция ее работ, являющаяся бесценным экспонатом, хранится в Нью-Йоркском Метрополитен-музее. Татьяна Дмитриева

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.