Первой фотомоделью часто называют то одно, то другое имя известной красавицы своего времени. Но справедливости ради, следует назвать все-таки имя Вирджинии ди Кастильоне, ведь ее фотографии появились именно в самом начале возникновения фотоискусства. Именно она придумала многие приемы позирования, которые теперь активно используют Fashion фотографы и звезды Инстаграма. Поэтому давайте вспомним графиню…
Первый снимок с изображением человека был осуществлен в 1838 – 1839 году. Тогда, в середине XIX века, к фотографии относились и как к чему-то сверхъестественному, и в то же время, как к забавной безделушке, никак не причисляя ее к искусству.
В 1840-1850-х годах уже открылись первые французские, немецкие и английские фотоателье. Чтобы получить свое фото, люди серьезно к этому готовились. Желающих фотографироваться было немало, и расходы на приобретение своего фото были значительные. Среди таких страстных поклонников фотографии оказалась графиня Вирджиния ди Кастильоне, которая к тому времени подросла и превратилась в красивую девушку. Правда, как известно, красота воспринимается всеми по-разному, и большинству из нас женщина на фото, сводившая с ума королей и их поданных, совсем не покажется сказочной принцессой.
Как все начиналось: биография фотомодели
Вирджиния Ольдоини родилась во Флоренции в 1837 году в семье аристократов. В 17 лет она вышла замуж за графа Франческо ди Кастильоне. Вскоре супруги переехали в Париж, где Вирджиния быстро приобрела известность как фаворитка монарха Франции Наполеона III. Красота итальянки привлекла внимание не только императора, но и его придворного фотографа Пьера-Луи Пьерсона. Именно он сделал то огромное количество фотографий, которое оставила после себя Вирджиния.
Графиня была увлечена фотосъемками и стремилась к художественности изображения, проявляя композиционную изобретательность. Когда граф Франческо ди Кастильоне почувствовал себя не только обманутым мужем, но и в какой-то степени разоренным, он тут же развелся с Вирджинией. Потратив часть огромного состояния супруга на фотосъемки, она приобрела около 400 фотографий.
Отправляясь в Париж, Вирджиния ди Кастильоне, как утверждают историки, имела определенное задание, которое способствовало объединению Италии, в то время разрозненной и состоявшей из многих королевств и княжеств. Ей необходимо было, обладая влиянием на монарха Франции, убедить его не препятствовать объединению Италии.
Но утверждать такую серьезную заслугу одной женщине означает забыть тех, кто принимал участие в национально-освободительном движении и ликвидации территориальной раздробленности страны, кто обеспечивал победу…
Во главе армии добровольцев начал борьбу за объединение родной страны Джузеппе Гарибальди, ставший впоследствии национальным героем Италии. В 1831 году, в период пребывания во Франции, Джузеппе Мадзини (философ, публицист, революционер) основывает политическую организацию «Молодая Италия». Находясь в изгнании, он пропагандировал принципы свободы. Это была работа и борьба многих людей, объединенных одной высокой целью.
А премьер-министр Пьемонта граф Камилло Бенсо Кавур пытался убедить французского императора Наполеона III поддержать в войне против Австрии Сардинское королевство, правда, в обмен на обещание уступить Франции Ниццу и часть области Савойя. Поэтому оставим историкам решать вопрос о значимости всех, кто боролся и способствовал объединению страны. Каждый оставляет после себя память – одни в сердцах близких им людей, а другие в сердцах многих народов (почти в каждом городе Италии есть памятник Джузеппе Гарибальди).
Наша героиня – графиня Вирджиния ди Кастильоне оставила после себя около 400 фотографий, по которым историки искусства могут изучать нравы и культуру прошедшей эпохи. Фотографии позволяют узнать почувствовать историю тех времен. Фотоснимки становятся свидетелями давно прошедших лет.
Благосклонность Наполеона III открыла для графини двери в высший свет. Многие восхищались ее красотой, но настоящей страстью для Вирджинии была только фотография. Ей нравилось быть в роли фотомодели, а Пьерсон с удовольствием снимал Вирджинию. Именно графиня и придворный фотограф Пьер-Луи Пьерсон начали создавать новый жанр искусства – постановочную фотосессию. Конечно, так тогда никто не называл серию фотографий одного человека в разных образах. Но это было так.
Графиня не просто позировала в камеру, она сама придумывала постановку того или иного снимка. Конечно, как тогда было принято, на фото почти никто не улыбался, поэтому наша графиня почти везде выходила исключительно серьезной женщиной. Однако в то время ее фотографии имели огромный успех. Вирджиния использовала театральные костюмы, продумывала декорации и позы, снималась в самых роскошных платьях.
Сохранились фото, где она в королевской мантии, в наряде монахини, в трауре, а то и в наряде одалиски – в расслабленной позе с босыми ногами. Фотограф снимал отдельно ее обнаженные ноги, что тогда было весьма предосудительным. Вдохновение графиня находила в театральных пьесах, мифах, литературе.
Фантазии Пьера-Луи и Вирджинии воплотились в многочисленных фотографиях. Дамы светского общества старались подражать ей и заказывали у Пьерсона подобные портреты.Но земная жизнь не вечна, а молодость проходит иногда еще раньше, чем приходится подводить черту. Так произошло и с графиней. Красота ее начала рано увядать. Это сегодня многие модницы и красавицы имеют целый арсенал косметического оружия для продления молодости и красоты.
А тогда, что оставалось делать Вирджинии с поблекшей красотой. Она не только перестала фотографироваться, но и решила удалиться от общества, жила в своем особняке затворницей, никого не принимала и выходила лишь по вечерам. Говорят, что все зеркала были завешаны, а может, их вообще не было, чтобы и самой не видеть себя? Среди людей она появлялась редко, да и то всегда в шляпке с густой вуалью, которая полностью закрывала лицо.
Первая фотомодель Вирджиния ди Кастильоне умерла в 1899 году в Париже.
Вирджиния ди Кастильоне была куртизанкой, она умела влиять на мужчин, была законодательницей моды, но таких в то время женщин было немало. Именно ее многочисленные фотографии принесли ей славу.
Не будем судить или оправдывать Вирджинию ди Кастильоне, можно сказать лишь одно – она внесла неоценимый вклад в историю фотографии. С 1975 года коллекцию ее фото, как бесценный экспонат, бережно хранят в Нью-Йоркском Метрополитен-музее.
Автор: Татьяна Дмитриева
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.