Павел Икомасов: автостопом вокруг света, часть первая

Павел Икомасов: автостопом вокруг света, часть первая

Большинство моих знакомых очень любят путешествовать – кто-то смотрит тревел-шоу в надежде когда-нибудь оказаться в одном из тех мест, которые видит с экрана, кто-то путешествует – планируя свой отпуск заранее или срываясь на выходные, вовремя купив дешевые билеты. Все эти путешествия строго зажаты во временные рамки и не менее строго регламентированы семейным бюджетом на отпуск. Эти рамки никогда не позволят вырваться из привычной суеты и отправиться туда, куда хотелось бы попасть.

Но герой этого интервью – человек, который смог переступить границу между «хочу» и «делаю».
С Пашей я познакомилась в марте 2017 года – мы с дочкой приехали на весенние каникулы в Тбилиси, а Паша остановился у хозяина квартир, одну из которых снимали мы, по каучсёрфингу – буквально на пару дней. В один из вечером Паша рассказал мне немного о себе. Сегодня, спустя год с лишним после той встречи, я хочу рассказать вам о Паше – о человеке, который проехал автостопом более 50 000 километров.

— Паша, привет! Для начала, расскажи, пожалуйста, о себе – какие-то основные и ключевые моменты своей жизни: где родился, где жил, чем занимался до начала своих приключений?

— Привет! Ну, начнем с самого неинтересного, наверное. Родился я в славном городе Королёв и жил относительно стандартной жизнью – школа, музыкальная школа (класс фортепиано), после школы – университет, и как раз во время учебы в университете началось то, что можно назвать интересным.

— А какой университет и специальность-факультет?

— МГТУ им. Н. Э. Баумана, «Подводные роботы». Да, это крайне интересная штука, и именно из-за подводных роботов состоялась моя самая первая заграничная поездка – в рамках международных студенческих соревнований со своей командой летал в Америку на, собственно, международные соревнования по подводной робототехнике.

— А в каком городе проходили соревнования?

— Это были разные города, летал я туда не один раз; с универом мы туда летали дважды, первый раз – в Орландо, штат Флорида, и второй раз летали в Сиэтл. На соревнованиях были задания, которые должны выполнять роботы — роботы, которые сделаны тобой, твоей командой, без помощи преподавательского состава. Ты делаешь робота, робот выполняет определённые задания, и чем больше и чем точнее робот выполнит заданий, тем ты с командой получаешь баллов, и тем выше результат. Мы занимали 17, 10, 7 и 2 места за 4 года; во время моих поездок это были 10 и 7 место, причём из-за поломки робота. Роботы имеют свойство ломаться. У нашего робота отказал манипулятор, то есть, захват – а большинство заданий было рассчитано именно на него.
Дальше я закончил университет, мы вместе с командой пошли работать в российскую компанию, которая занимается подводными роботами, там разрабатывали роботов, я часто летал в командировки, в которых налаживал роботов, проводил обучение персонала, проводил много разных интересных штук – как в России, так и в другие странах. Отработал три года, потом уволился и отправился путешествовать.

— А как родилась вообще эта идея – уволиться и отправиться путешествовать?

— Было несколько ключевых моментов. Пока я учился в университете, я попробовал автостоп, мне очень понравилась эта штука, потому что это какая-то новая штука, новые эмоции сами по себе, движение, знакомство с новыми людьми, и это очень-очень захватывает. Даже, можно сказать, вызывает зависимость – хочется ещё и ещё, и хочется дальше, и хочется больше. В университете с этим было легче – можно было кататься на каникулах, на выходных. После выхода на работу кататься автостопом стало немного сложнее, но и трафик путешествий работа более-менее удовлетворяла. Постоянные командировки, и новые страны-новые города получалось исследовать. За год до начала путешествия меня направили в Данию, и я решил взять отпуск прямо из командировки, потому что обратный билет мне оплачивали из любого города Европы. И я подумал, что это – неплохая идея: взять в Дании отпуск, проехаться из Дании через Германию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург, Францию в Испанию и из Барселоны уже вернуться назад. И этот момент стал началом подготовки к моему большому путешествию. Я попробовал европейский автостоп, понял механику, тонкости и нюансы правил автостопа в других странах. Ну и чем ближе была точка невозврата, скажем так, принятого решения, тем было больше подготовки – я сделал себе страховку, сделал три карточки с разными валютами для простоты оплаты, наметил некий маршрут, разобрался с визами – ну и все прочие технические составляющие путешествия. Чем ближе был старт, тем больше я делал для комфортного путешествия.

— Расскажи, как ты собирал информацию, какими источниками пользовался, откуда ты узнал, что нужно для того, чтобы объехать автостопом весь мир. Прямо скажем, мне, как обычному человеку, эта идея кажется несколько запредельной.

— Это только кажется запредельным и сложным! Каких-то специализированных ресурсов для сбора информации не было; большую часть даёт Google. И сайты, форумы путешественников, потому что в каждый стране кто-нибудь пробовал автостоп, и, если ты напишешь в поисковике автостоп и название страны, какая-нибудь информация обязательно будет. Касательно виз – просто сайты посольств и консульств, там вся информация о том, как получить визу гражданину России. И, если говорить о самом автостопе, то это три источника: форум Винского – это форум самостоятельных путешественников; далее – это Hitchwiki, Автостоп Вики – такая автостопная википедия с технической информацией об автостопе, например, на каком общественном транспорте нужно выбираться, чтобы добраться до подходящей позиции автостопа, как написать таблички на том или иной языке, чтобы водители понимали, что ты едешь автостопом. И третий источник – это чат путешественников Вконтакте, где разные советы-вопросы-ответы и просто общение.

Павел Икомасов: автостопом вокруг света, часть первая

Ледник Франца-Иосифа, Новая Зеландия.

— Но ты, помимо прочего, владеешь английским языком на хорошем уровне.

— Да, это важный нюанс.

— Ok. Ты запланировал путешествие, какая первая точка у тебя была намечена?

— Изначально был план из Москвы объехать всю Европу, потому что три месяца – лимит шенгенской визы, три месяца я планировал поездить. Затем – Турция, Грузия, Армения, Азербайджан; и далее, через Среднюю Азию, двинуться в Китай. А получилось, что я потратил несколько больше времени в Москве, ожидая китайскую визу и новозеландскую визу. Тут, наверное, следует уточнить, что это уже было после 7 месяцев путешествия (Европа, Турция, Грузия, Армения, Азербайджан). Я вернулся в Россию, и затем занялся оформлением данных виз.
Это следствие технического аспекта: китайская виза даёт коридор в три месяца после её получения, заранее её сделать нельзя. Дата получения – это дата отсчёта, в течение трёх месяцев ты должен въехать в Китай. В отличие, например, от той же новозеландской, лимит у которой был задан до той даты, которую я указал при подаче. В общем, получилось, что проехать через Среднюю Азию я не успевал по времени, поэтому я поехал по России, через Иркутск, Улан-Удэ, и оттуда уже в Монголию и Китай.

— Какая получилась общая протяжённость твоей поездки?

— В районе 55 000 километров. Это за полтора года – я начал в августе 2016, около 2 месяцев я провёл в Москве в ожидании визы, это время мы не считаем, а закончил в апреле 2018. И это 34 страны и 3 континента: в итоге у меня закрыты все континенты, кроме Африки и Южной Америки.

Павел Икомасов: автостопом вокруг света, часть первая

На краю света. Самая восточная точка Австралии.

— Ты планируешь продолжить и расширить географию своих путешествий?

— В рамках дальнейших путешествий – да. Мне интересно организовать путешествие по Африке, мне интересно попутешествовать по Южной Америке.

— Тот вопрос, который меня поразил во время нашего знакомства – расскажи, как происходит морской автостоп? Выйти на дорогу и поднять руку – это понятно, а как выйти на воду?

— Да, гидростоп – это называется именно так — работает иначе. Самый сложный момент в гидростопе – пройти в порт. Если ты уже прошёл в порт и нашёл судно, которое отправляется туда, куда тебе нужно, то найти капитана и договориться с ним – это не проблема. Поэтому, чтобы стопить грузовые суда, нужно просто зайти в порт, в странах Азии это можно сделать с poker face (Poker face, покер фейс – лицо без эмоций, прим. ред.), ты – белый мистер и тебя не трогают. На грузовых судах я проехал мало – исключительно в тех случаях, когда меня подбирали водители на фурах, которые собирались переправиться на пароме. Ты уже на фуре заезжаешь на паром, проходишь все контроли, и переправляешься туда, куда надо.
Стопил я рейсовые суда – просто подходил к контролёрам или к продавцам билетов, и объяснял, что я – путешественник, путешествую с небольшим количеством денег, и спрашивал, можно мне бесплатно проехать. И я не помню, чтобы мне отказывали. Добрые и хорошие люди есть везде.

— Были ли какие-то ситуации, которые оказались для тебя непростыми? Что было самым тяжёлым в твоём путешествии? У тебя украли телефон, например.

— Украли – и ладно. По факту, наверное, ничего тяжелого не было. Непростым было, пожалуй, из задумки, из плана сделать всё это реальностью. Самым тяжёлым был день перед тем, как я написал заявление об увольнении. В тот же день я сказал своему арендодателю, что больше не буду снимать квартиру. До этого была зона комфорта, метания на тему «было хорошо, а что будет потом», но как только я сделал эти шаги и осознал, что назад пути нет, всё, как по щелчку, стало легко. Главное – начать, а дальше всё будет легче – и повезёт, и люди добрые встретятся, и вообще.

— Был план на тот случай, если что-то пойдёт не так?

— Я не могу представить, что могло бы быть настолько не так, чтобы потребовался план. Потеря документов решается в посольстве, деньги хранились на карте, карта перевыпускается легко. Даже без денег путешествовать элементарно. Я лично знаю людей, которые так и делают. Они зарабатывают уличной музыкой, продажей всяких хэндмэйдов, фотографий и тому подобными делами.

— Как ты решал вопрос с жильём, с тем, у кого ты будешь останавливаться?

— У меня есть статистика, она ещё не окончательная, но в общих чертах понять можно: без сна – 3 ночи, в палатке – 64 ночи, в фурах – 6 ночей, в хостелах – 98 ночей, бесплатно в отеле – 3 (да, и в отелях мне предлагали переночевать бесплатно – куда ты едешь, ночь на дворе, вот, ночуй здесь, это было в Испании, в Дагестане, и в Германии), по каучсёрфингу (каучсёрфинг — англ. couch — кушетка, ложе и surfing — брожение, путешествие; члены сети предоставляют друг другу помощь и ночлег во время путешествий, прим. ред.) – 231 ночь, по принципу «А что, живи у меня, какие проблемы» — когда тебя приглашают остановиться у себя совершенно незнакомые местные люди – 35 ночей, и у друзей или через вписки Вконтакте – 37 ночей. В аэропорту – 4 ночи.

— Наверное, ты познакомился с огромным количеством интересных людей?

— Да, например – кого-то выделить сложно, как сложно выделить всего одну интересную страну. Людей много, каждый интересен по-своему, и проще говорить о людях в контексте страны. Если ты встречаешь русских путешественников за рубежом – это своя атмосфера. Если ты встречаешь интересных местных людей – тоже своя атмосфера. Это звучит странно, но я интроверт. Поэтому я чувствую себя комфортно только в окружении своих людей, с которыми нахожусь на одной волне. Например, в Армении я жил в хостеле, и у нас организовалась компания – из Японии, с Филиппин, из Италии, из Гонконга. И каждый из этой мультинациональной компании привносил что-то своё. Я принёс ребятам автостоп, и у каждого из них это был первый опыт автостопа. И мы поехали в монастырь Хор Вирап, откуда прекрасные виды на Арарат – я поехал автостопом и добрался на полчаса раньше, чем ребята, которые ехали на автобусе. И на следующий день так вышло, что все ехали обратно автостопом, все семь человек.

Павел Икомасов: автостопом вокруг света, часть первая

Индонезия

Продолжение следует


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.