Каждую вторую субботу мая всё население Нидерландов отмечает День велосипедиста. В этом году праздник приходится на 12 мая.
«Я буду долго гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов и подарю букет
Той девушке, которую люблю».
(Николай Рубцов).
Говорят, что в этот день почти все голландцы садятся на велосипеды и отправляются в путешествие. И что у каждого даже небогатого голландца в доме имеется несколько велосипедов.
Считается, что средний голландец проводит на велосипеде половину своей жизни. На велосипедах ездят все – дети, женщины, мужчины, старики. Для приезжих открыты специальные пункты проката.
А ещё, как это ни грустно, в Нидерландах велосипеды часто крадут, и из огромного количества похищенных велосипедов полиции удаётся отыскать лишь малую часть. Хотя сама полиция в Нидерландах тоже пересела на велосипеды.
Свой праздник велосипедистов есть и в США. Называется он – День благословения велосипедов. И празднуется 1 мая в штате Нью-Йорк.
История возникновения праздника такова:
21 мая 1819 года на улицы Нью-Йорка выехал первый велосипед, который привезли из Англии. Но уже к концу лета муниципальный совет запретил передвижение по городу на диковинном виде транспорта, сочтя велосипед небезопасным для окружающих.
Однако прогресс, как известно, остановить невозможно и вскоре велосипед стал основным, средством передвижения жителей штата, благодаря удобству и относительной дешевизне.
А в Нью-Йорке с тех пор ежегодно проходит крупнейший в США массовый заезд на велосипедах Five Boro Bike Tour.
Стартующая в Battery Park гонка, проходит по пяти районам города по закрытым для движения в этот день улицам. Протяженность трассы – 68 км.
Кроме того, в небольшом городке Копэк в штате Нью-Йорк ежегодно проводится аукцион антикварных велосипедов самых различных моделей и размеров. На торги в Копэк приезжают не только американцы, но и коллекционеры, и любители раритетов из Англии, Японии, Канады.
Слово «велосипед» французское, но произошло от двух латинских слов – velox – быстрый и pedes – ноги. Получается – быстроногий.
Все мы знаем, что велосипед – это транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой ног человека через ножные педали. Велосипеды чаще всего бывают двухколёсные, детские трёхколесные, иногда четырёхколесные, и цирковые одноколёсные велосипеды.
История изобретения велосипеда долгая…
Колесо было изобретено 5-6 тыс. лет тому назад. Шестерни использовались в Древнем Риме во II-I веках до нашей эры. Кривошип был изобретён в начале нашей эры. То есть можно предположить, что велосипед мог существовать и 2000 лет назад…
Так в одном из музеев Рима находится саркофаг, которому как раз 2000 лет и на котором изображение человека, едущего на устройстве, похожем на велосипед. Подобные изображения были найдены археологами и на стенах развалин Древнего Египта, Вавилона, Помпеи…
Учёные так же считают, что предками современных велосипедов были двухколёсные деревянные самокаты, которые тоже неизвестно когда появились и запечатлены на древних фресках.
Есть предположения, что рисунок двухколёсного велосипеда с рулём, седлом и цепной передачей принадлежит руке Леонардо да Винчи – гениального многогранного человека, художника и мыслителя, жившего 400 лет тому назад.
Некоторые учёные говорят, что рисунок мог сделать и его ученик Джакомо Капротти.
А в XVIII веке гениальный русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин, автор более 30 изобретений из различных отраслей техники, создал свою знаменитую трехколёсную «самокатку», которая имела колёса, приходившие в движение с помощью педалей и мускульных усилий ног, рычаги, маховик и даже прообраз коробки передач, некое устройство, с помощью которого можно было изменять скорость движения.
Во Франции в 1791 году граф де Сиврак построил двухколесную машину из дерева, на которой можно было передвигаться, сидя верхом и отталкиваясь ногами от земли. И назвал её «Селярифер». В 1818 году эта машина была усовершенствованна бароном Карлом де Драйсом, баварским лесничим. Чтобы не отталкиваться от земли ногами, он изобрёл рычажную передачу на ось переднего колеса. Позднее он назвал своё изобретение «Дрезиной».
В 1839 году шотландец Киркпатрик Мак-Миллан придумал к двухколёсной машине педальный привод, правда, педали совершали не круговое, а возвратно-поступательное движение.
В 1853 году французский каретный мастер Пьер Мишо запатентовал педальный привод на переднее колесо велосипеда. Шатуны закреплялись на колесной оси. Появились так же подпружиненное седло и тормоз. Велосипед был полностью выполнен из стали. Из дерева были выполнены только колеса, обтянутые железным ободом. Мишо поставил производство своих «мишолинов» на конвейер и, продавая их по 500 франков за штуку, стал первым человеком, разбогатевшим на велосипедах.
И независимо от Мишо примерно в это же время подобную машину сконструировал механик Пьер Лалльман в Англии.
В 1868 году парижская фирма «Мейер и Ко» начала выпуск велосипедов с цепным приводом на заднее колесо.
В 1969 году англичанин Коупер придумал шариковые подшипники, при помощи которых облегчался ход велосипеда.
В 1884 году сын немецкого слесаря Филиппа Фишера из Оберндорфа Фридрих открыл фабрику по производству велосипедов.
В 1884 году фирма «Хиллман, Херберт и Купер» начала производство велосипеда с двойным цепным приводом от осей шатунов к переднему колесу.
В 1888 году шотландским ветеринаром Джоном Бойдом Данлопом была изобретена пневматическая шина и воздушный ниппель. Что позволило ездить на велосипеде по просёлочным дорогам.
Современный облик велосипеда сформировался к 1890 году, когда фирмы стали выпускать велосипеды с рамами замкнутой формы.
С этого момента современный облик велосипеда практически сформировался и дальнейший прогресс лишь усовершенствовал отдельные узлы и агрегаты.
Еще одно усовершенствование внёс в 1869 году англичанин Коупер. Им были применены шариковые подшипники, которые давали возможность существенно облегчить ход велосипеда.
В Москве первый велосипед появился летом 1880 года, несказанно удивив прохожих. Толпа зевак нарушила движение экипажей и конных повозок, поэтому уже на следующий день вышло указание запретить езду на велосипеде по улицам Москвы, дабы не пугать лошадей и не собирать толпы любопытных.
Но вскоре новый вид транспорта завоевал своё место под солнцем.
24 июля 1883 года на Московском ипподроме были проведены первые велосипедные соревнования в России, в них приняли участие и всадники верхом на лошадях. Но на дистанции в 50 вёрст победителем оказался велосипедист, известный в то время спортсмен Сафонов.
К концу XIX века велосипед в России становится популярным транспортным средством. Для него были установлены специальные правила движения.
В Большой энциклопедии, изданной в Петербурге в 1901 году, написано: «Велосипед стал одним из основных средств передвижения и за несколько десятилетий покорил весь цивилизованный мир».
Теперь некоторые велосипеды стали не только средством передвижения, но и роскошью, так шведская компания Aurumania выпустила несколько велосипедов отделанных золотом и украшенных 600 кристаллами Swarovski и стоящих более чем 100 тысяч долларов. Руль и сидение обтянуты натуральной кожей коричневого цвета, а на раме размещена пластина с вытисненным золотом по коже номером модели и логотипом производителя.
Однако для большинства жителей планеты велосипед это лёгкий удобный транспорт.
В США, в 1972 году впервые велосипедов было продано больше, чем автомобилей. Мировое производство велосипедов в начале 70-х годов достигло 40 млн. единиц в год.
На нём добираются до работы и путешествуют во многих странах юго-восточной Азии.
В нашей стране велосипеды тоже были очень популярны в советское время. Но теперь, с увеличившимся во много раз потоком транспорта, езда на велосипеде стала небезопасной.
Исходя же из того, что велосипед в нашей стране по-прежнему любят и ежегодно проводят десятки соревнований, и продажи велосипедов с каждым годом растут, на мой взгляд, пришло время подумать о том, как облегчить жизнь велосипедистам и приучить детей к активному образу жизни.
Можно взять пример с той же Голландии, где существует сеть специальных велодорог, велосипедные светофоры и множество других полезных вещей.
«Я буду долго гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Я лишь хочу, чтобы взяла букет
Та девушка, которую люблю…»
(Николай Рубцов).
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.