Создание парков, как вида искусства ландшафтной архитектуры, по словам учёных, зародилось в Древнем Китае (Сучжоу). Хотя, по словам тех же учёных искусство ландшафтной архитектуры в Поднебесной развивалось одновременно с её развитием ассирийцами и вавилонянами.
В Китае на развитие и устройство парков оказывали влияние главенствующие там духовные учения: буддизм, даосизм и конфуцианство.
Дизайнеры руководствовались такими принципами инь — действовать в зависимости от местных условий, внося минимальные изменения в существующий ландшафт, и цзе — глубоко проникая в суть вещей, приложить все усилия, чтобы передать их красоту с помощью контрастов. Древнекитайский парк при всей своей простоте и незатейливости состоял из целой цепи взаимосвязанных символов духовной жизни.
Самая древняя книга об искусстве сотворения садовых композиций «Сэндзай Хисе» относится к Хэйнанскому периоду.
Древние китайцы любили и с глубочайшим почтением относились к природе своей родины, поэтому они старались воспроизвести в композиции парков наиболее характерные пейзажи Древнего Китая.
Императорские сады представляли собой не только символическую модель мироздания, но и прообразы Поднебесной империи. Во время правления Цинь Шихуанди (221-210 гг. до н.э.) в столичном парке был воссоздан ландшафт Китая.
В ханьский период на бескрайних территориях императорских парков расселяли диких животных, создавая для них естественные ареалы их обитания.
В парке Шанлиньюань был создан искусственный водоём площадью более 150 гектаров, в котором можно было проводить учения военно-морского флота. В этом же парке было построено 12 дворцов, богатство его флоры и фауны впечатляет и теперь. Парк Шанлиньюань продолжает оставаться самым большим садово-парковым комплексом в истории.
В Китае были парки и иного типа. Например, парк Сиханьюаньюмин – сад, который состоял из 36 частей. В каждой части был дворец, водоём и отличающийся друг от друга парковый пейзаж.
Украшением Ичуньюаня были многочисленные островки и ручьи; в Сицзяоюане было возведено более 300 дворцовых построек, Саньшилююань был садом «для выгула 300 тысяч лошадей»; Чжаосянюань занимал площадь около 40 км². В этом парке принимали подарки от иноземных послов и проводились торжественные мероприятия.
В Древнем Китае появились целые школы, садово-паркового искусства, которые носили имена самых известных мастеров. Например, мастера Гокийоко, разработавшего теорию контрастов, мастера ландшафтного дизайна Сосеки, который разработал и усовершенствовал правила создания миниатюрных композиций типа «сухих» озёр и садов мха и других мастеров.
В парках знати возводились павильоны, которые соединялись в одно целое пристроенными к ним крытыми галереями.
Ещё существовала техника, представляющая собой создание своеобразных окон-проёмов, которые позволяли человеку, находящемуся в одной части парка, любоваться другой. Например, сидеть в саду камней или возле водоёма и любоваться через искусно оформленный резным камнем проём цветами и порхающими над ними бабочками и другими красотами парка.
На берегах искусственных водоёмов возводили пагоды, насыпали искусственные холмы, вдоль посаженных аллей расставляли статуи.
В Древнекитайских парках было много экзотических цветов и деревьев.
Всё более популярными становились композиции из карликовых деревьев и кустарников.
В центре китайского парка, как правило, находился главный павильон с библиотекой. Возле него водоём, в который с востока и северо-востока текли ручьи. А из водоёма вода вытекала пятью ручьями на запад и юго-запад. Над водоёмом была скала с располагавшимся на ней павильоном, в котором можно было отдохнуть и наблюдать из него восход солнца.
Кроме главного водоёма были и другие бассейны, соединённые каскадами, над которыми парили изящные мостики.
За деревьями прятались уединённые беседки и, конечно, в парке было множество клумб и цветочных композиций.
В Древней Греции парков не было, но были священные рощи с проложенными в них тропинками, ведущими к святилищу или к роднику.
Но и в Греции возникла традиция высаживать деревья, посвящённые какому-либо божеству или событию. Чаще всего сажали: мирты, лавры, кипарисы, платаны, ивы, ольху. Так возникли в Греции первые общественные парки, в которых не только проводились религиозные церемонии, но и пикники, простые прогулки.
Для уединения использовались пещеры, потом стали возводить гроты.
Водоёмы поначалу так же использовались только естественные, но в V веке до н.э был создан первый искусственный водоём.
В это же время появились первые книги по цветоводству и обустройству парков.
Если кто-то задастся вопросом, когда именно появился первый парк и кем он был создан, то ответа на свой вопрос он, не найдёт. Скорее всего, случилось это в глубокой древности, в тот момент, когда у человека было достаточно еды, не наблюдалось поблизости врагов и ему захотелось чего-то большего, чем пейзажи, созданные природой. Вот он и создал нечто своё из посаженных растений и камней.
Шли столетия и древние люди усовершенствовали искусство ландшафтной архитектуры.
В древности садами и парками славился Ближний Восток и Египет.
Правители Древней Ассирии имели сады, которые были одновременно и ботаническими и зоологическими садами.
Царь Ассирии Тиглатпаласар I (конец XII в. до н.э.) с нескрываемой гордостью описывал свои сады: «Кедр и самшит вечнозелёный привез я из разных покорённых мною стран, деревья, которыми не обладал ни один из моих предшественников-царей; эти деревья я привёз и посадил в своей стране, в парках Ассирии»
Наверное, все слышали о висячих садах Семирамиды. Древние греки внесли их в число «семи чудес света».
О самой Семирамиде и её садах существует множество легенд, но учёные считают, что эти сады были созданы по приказу Навуходоносора II (605–562 гг. до н.э.) для его любимой жены – мидийской царевны Амитис. Царевна, выросшая среди горных лесов и привыкшая к прохладе, чувствовала себя неуютно в Вавилоне, где лесов не было и в помине, зато царила жара.
Сады разместили на широкой четырёхъярусной башне рядом с царским дворцом. Внутри каждого яруса, лежащего на насыпной террасе, воздвигли крепкие каменные своды, опиравшиеся на мощные колонны. Платформа каждой террасы состояла из основания с каменными глыбами, которые были покрыты сверху слоем камыша и залиты асфальтом. На них лежала прокладка из двойного ряда кирпичей, сцементированных гипсом. Сверху кирпичи были закрыты свинцовыми пластинами, которые не давали воде приникать через почву в нижние этажи сада. На террасе был насыпан настолько толстый слой плодородной земли, что на нём могли расти крупные деревья.
Террасы поднимались уступами и, соединяясь между собой широкими лестницами, которые были выложены отшлифованными до зеркальной гладкости плитами розового и белого цвета. Высота этажей достигала 25 метров.
Деревья, кустарники, семена цветов и трав привозили завернутыми во влажную рогожу из разных стран.
Древние египтяне так же были большими мастерами в создания водоёмов и искусственных пейзажей.
До сих пор сохранились фрески с изображениями жрецов, гуляющими в тени деревьев и чертежи для создания небольших садов.
В те времена сад говорил о богатстве и знатности того или иного человека. И даже была поговорка: «Он беден, у него нет тени».
И Ассирия, и Египет – жаркие страны, поэтому для создания парков и садов требовалось искусственное орошение. Для этого создавались каналы и накопительные водоёмы. Берега каналов засаживались деревьями и кустарниками. В садах в основном выращивались ароматные растения.
В наше время на улицах часто можно встретить петунии, душистый табак и другие цветы, лишённые запаха, хотя по логике вещей эти цветы должны источать аромат. В древности ценилось именно благоухание растения, его красота занимала второе место в представлении тех же египтян.
Папирусы донесли до нас информацию, что во время царствования Клеопатры, в садах Египта выращивалось очень много роз.
Нельзя не вспомнить о саде царя Соломона, в котором тоже был огромный розарий, украшенный искусственными водоёмами, фонтанами, беседками. Были в том саду кедровые рощи, и кипарисовые аллеи, с гуляющими по ним павлинами.
Искусством создания ландшафтных парков славилась Персия.
Эти парки создавались для охоты и заселялись дикими животными: львами, кабанами и другими. Называли эти парки парадизами.
В парке были беседки, павильоны, искусственные водоёмы, живые изгороди и множество ароматных трав и цветов.
В Персии выращивались тюльпаны и нарциссы. Столицей Персии был город Суза, название которого переводится, как «лилия». Персы начали первыми культивировать сирень, поэтому она называется персидской.
В Европе парки появились позднее, их красота менялась в разные эпохи.
В эпоху барокко во Франции появился так называемый регулярный парк.
В XVIII веке – пейзажный парк. Типичным французским парком считается парк в Версале.
Городские парки, которые могли бы посещать все, кому этого захочется, появились в Европе только в начале XIX века. Одним из первых таких парков стал Английский парк в Мюнхене.
Прекрасен пейзажный парк Кельвингроув в Глазго.
Хочется, чтобы было как можно больше разных парков. Ведь каждый из них интересен по-своему.
Я бы хотела, чтобы у нас тоже широко отмечали День парков, устраивали фестивали, читали лекции, показывали фильмы, проводили выставки и экскурсии.
Ведь заповедники и парки – это богатство, данное нам природой и неустанным творчеством ландшафтных дизайнеров. Всё это нам нужно сохранить и приумножить, как неотъемлемую часть нашей многонациональной культуры.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.