Ольга Котова о происхождении кукол

До праздника Нового года осталось очень мало времени.
Новый год — это всегда сказочное время, когда во взрослые и детские сердца возвращается вера в чудеса. Также это прекрасный повод дарить волшебные подарки.

Ольга Котова

В ожидании Нового года и Рождества журнал «Милитта» преподнёс своим читателям небольшой сюрприз – возможность познакомиться с миром игрушек: узнать о процессе создания авторских кукол, их материалах и источниках вдохновения.

Ольга Котова, мастер по созданию игрушек и необычных вещей, таких как рюкзаки с крыльями в виде совы или дракона, станет нашим проводником в мир игрушек. Среди ее работ – разнообразные зверьки: кошки, совы, рыбы. А также герои сказок, например, гусеница из « Алисы в стране чудес».

Ольга Котовая создает работы, главным образом посвященные животным, используя для этого войлок. Войлок – комфортный и теплоизолирующий материал, идеальный для холодного времени года.

Белая ворона

В ваших работах встречаются различные животные: кошки, совы и даже гусеница из «Алисы в Стране Чудес». Что повлияло на такой выбор? Создавали ли вы когда-нибудь куклы людей?

В самом начале я работала именно с человеческими образами: волшебниками, эльфами, женщинами в исторической одежде — всем тем персонажами, с которых традиционно начинаются занятия по изготовлению кукол.

Сначала пропорции исказились, образы стали все более стилизованными, а потом куклы приобрели зооморфный вид. Я поняла, что, пожалуй, нашла в этом свое. Животные как люди – задумчивые, любопытные, хитрые, мудрые, мечтающие. Однако звериное тело, мне кажется, позволяет точнее выразить образ через аллегорию.

Кукла, названная «Зеленые рукава», одна из первых.

Душа чайника, в период, когда человеческая фигура всё больше изменяла свои формы.

Вы помимо авторских кукол ещё изготавливаете пледы и рюкзаки. Были у вас очень необычные рюкзаки, например, с крыльями совы, в виде осьминога, ската. Как возникла идея создания подобных рюкзаков?

Я создаю больше изделий из войлока, чем кукол. Куклы требуют больше времени и усилий. Войлок же позволяет воплощать идеи быстро, за один или два дня.

Что касается креативных рюкзаков, это полностью его идея. Муж – юрист по профессии, работает обычной работой, но при этом полна оригинальных идей. К счастью, он нашел меня, и теперь у него идеи, а у меня план их реализации.

Желание создать крылья, не только украшающие спину, но и выполняющие практическую функцию, давно у него было. Войлок – прекрасный материал для такого романтичного и необычного рюкзака. Затем идея начала развиваться: появились крылья дракона, осьминога, обхватывающего плечи щупальцами, ската, весело машущего крыльями при ходьбе…

Рюкзак-крылья

Рюкзак-осьминог

Идея войлочного пледа тоже принадлежит Саше (мужу). После этого мы познакомились: он заказал у меня первый плед на сайте «Ярмарка мастеров». Я придумала разбивать большое войлочное полотно на отдельные квадраты, чтобы проще было валять. В каждом квадрате рисовала свой сюжет, а потом соединяла их на швейной машинке.

Первый плед, сшитый по заказу для жениха.

Плед Impression

Ваши изделия изготавливаются в одном экземпляре или несколькими копиями? Возможна повторная выработка вещи при наличии заказа?

Создание куклы зависит от того, о чем идет речь. Кукол никогда не копирую, ведь это существо, которое приходит откуда-то, рождается само по себе, и такого больше быть не может. Можно попытаться повторить внешний вид, выполнив все те же действия, но получится лишь оболочка, без внутреннего огня.

Я не беру заказов на создание образов, делаю только то, что приходит мне в голову. К тому же, куклы я леплю из самозастывающего пластика, а не отливаю их из фарфора, что затрудняет точный повтор созданных работ.

Подушка-кот

Войлочные изделия немного проще в изготовлении. Повторить точно так же невозможно, так как нет шаблонов и схем. Но если есть заказчики на какую-либо работу – я с удовольствием повторяю ее, более того, при каждом повторе что-то усовершенствую, добавляю изюминок.

Моя специализация — войлочные подушки в виде животных: котов, рыб, сов. Первый кот-подушка был сделан в 2010 году и неожиданно стал популярным. За пять лет я изготовила около пятидесяти котиков такого вида (форму легко повторить по выкройке), каждый раз меняя цвет, рисунок. На них появились различные пейзажи, города…

подушки-коты

Расскажите, пожалуйста, о войлоке как материале и особенностях работы с ним.

Войлок — уникальный материал, из него можно сделать практически всё: игрушки, куклы, тёплые аксессуары, бижутерию, одежду, обувь, предметы интерьера, подушки и одеяла, даже дома (например, монгольские юрты полностью накрывают войлоком)! Такого материала больше нет.

Он экологичный, теплый, долговечный и очень практичный. Овчину срезают с овец, на фабриках перечесывают и красят, а мастер валяет её по-сухому (с помощью специальной зазубренной иглы) или по-мокрому (шерсть поливается горячим мыльным раствором и долго трется, катается, валяется, пока отдельные шерстинки не собьются вместе в плотный кусок войлока).

Сухое валяние — спокойное занятие для усидчивых и терпеливых, с помощью него можно изготавливать объемные игрушки. Мне больше нравится мокрое валяние — здесь больше возможностей для фантазии, интересных приемов и видов изделий. Но это и более физически трудная деятельность, иногда без помощи мужчины не обойтись.

Благодаря этому методу изготавливаются шапки, варежки, подушки, пледы и многое другое. Доступны тысячи цветов и оттенков, их можно смешивать, фактически создавая картины шерстью. Можно же использовать только натуральные цвета и делать арт-объекты для эко-интерьера… все, на что способна ваша фантазия.

Подушка-кот

Изготовление куклы: технические детали, этапы создания.

Создание куклы — это индивидуальный процесс, где каждый мастер использует собственную технологию, обусловленную замыслом образа. В основе каждой куклы лежат общие принципы: каркас, пластиковое тело и одежда. Сначала разрабатывается задумка и эскиз, который не только отображает образ, но и детализирует технологию и этапы создания.

Процесс создания куклы

Мои образы более округлые, с пузиками (улыбается). Поэтому здесь больше подходит основа из папье-маше, чтобы тело внутри оказалось полым и не весило много, но в то же время было твердым, чтобы на него можно было дальше налепливать пластик.

Из подручных материалов (пластилина, пенопластовых шариков) формируется примерная основа будущей куклы. Слой за слоем к этой основе приклеивается бумага с помощью ПВА и высыхает. В результате получается 9-10 слоев бумаги, которые, подсыхая, превращаются в твердую основу.

Перерезаю папье-маше, достаю основу, папье-маше снова склеиваю. Получается заготовка «тушки» из затвердевшей бумаги, пустая и легкая. Вклеиваю каркасы из проволоки для конечностей, затем начинаю процесс лепки из пластика.

В работе применяю самоотвердевающий пластик, особенно Paperclay, благодаря его простоте и многогранности. На данном этапе будущему лицу вставляются стеклянные глаза: готовые или созданные из аквариумных стекол, раскрашенных с плоской стороны. Штучно формируются лицо, ручки, ножки – это увлекательный процесс рождения Бытия из хаоса (улыбается).

Затем пластик высыхает, шлифуется и расписывается акрилом. Далее наступает самый увлекательный этап – «одежда», в моём случае — шкурка, мех или перья. Чаще всего делаю ее из войлока, скрученного вместе с шелком и волокнами.

Войлок и шелк подкрашиваются красками для батика по мере необходимости. Затем их либо разрезают и наклеивают ряд за рядом, имитируя мех или перья, либо пришивают к «тушке» как кожу. Все зависит от создаваемого образа: можно добавлять бисер, бусины, бумагу, веточки и другие материалы для выразительности куклы.

Изготовление одной куклы занимает не менее семи суток, чаще же от двух до трёх недель, и требует немалого количества разных материалов.

Лесные жители

Мечтали ли вы в детстве делать игрушки?

Я не мечтала, делала (улыбается). С младших классов ходила на кружок мягких игрушек и шила, шила… Перестали дарить готовые игрушки, стали дарить мех и глазки! Правда, когда всерьез занялась творчеством, поняла, что, наверное, «перешила» — к таким популярным и разнообразным мишкам Тедди и текстильным куклам вообще не тянет (улыбается).

Подушка-сова

Где или у кого проходили обучение искусству кукол и войлока? Продолжаете ли образование в этом направлении? Что или кто служит вам источником вдохновения?

Окончила Белорусский государственный педагогический университет по специальности «художник-педагог».

Окончив университет с общей художественной подготовкой и увлекаясь изготовлением кукол, защитила дипломный проект на тему авторских кукол. Затем освоила валяние на мастер-классе в мастерской «Шерстяной шкаф» и начала соединять оба вида творчества.

Поняла, что войлок и куклы безграничны и всему можно учиться всю жизнь. Очень много техник, материалов, приемов, кажется, будто все узнала, но нет, открывается что-то новое. С каждой работой чуть-чуть расту и развиваюсь, прыгаю чуть выше (иногда чуть выше своей головы).

Вдохновение не появляется само по себе.

Ольга Котова

Какие работы вам нравятся больше всего? Трудно ли отказываться от них? Что происходит, когда вы создаёте работу и осознаете, что её не будете продавать?

Люблю все работы во время их выполнения (улыбается). Что-то получается лучше, любимее, а что-то рождается легко, будто всегда существовало, а я лишь провела и воплотила в мире. К своим созданиям не отношусь как к части себя, которая останется со мной навсегда. Всё это просто работа, труд, такой же, как и в других профессиях.

Неважно, насколько прекрасным получается изделие, как бы оно мне не улыбалось своими голубыми глазами, всё же я радуюсь больше, когда оно наконец продаётся и находит себе хозяина, чем когда стоит у меня.

Я тружусь ради самого процесса (улыбается). Получаю удовольствие от работы с качественным материалом, от созидания, восхищаюсь готовым произведением и отдаю его свободно. Остаётся опыт создания и фотография на память (улыбается).

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.