Одежда позднего средневековья: модные тенденции и исторические аспекты

В еврпейском искусстве и моде стиль готики оформился в XIII-XV веках, во времена появления самого понятия моды в одежде.

В миниатюре XV века изображена сцена, где Медея дарит Ясону золотую статую. Женщина одета в платье-роб и головной убор эннен, мужчина – в жакет и штаны-шоссы.

До XIII века европейская одежда напоминала собой старые наряды. Древнего Рима и Древней ГрецииПлатья-рубашки были достаточно однообразны как в мужском, так и в женском гардеробе. В период готики мода претерпела резкие изменения. Во-первых, одежду стали кроить. Все виды кроя одежды, считается, появились именно в XIII-XV веках. Во-вторых, возникли определённые тенденции в моде, которым стремились следовать люди высших сословий по всей Европе.

Миниатюра из немецкой хроники. 1383 год

Мода XIV-XV веков распространилась по всей Европе из Бургундии. Бургундский двор признаётся первым центром развития моды в одежде. Характерными чертами бургундской моды были:

• облегающие и сковывающие движение одежды,• очень длинные рукава,• длинные носки туфель,Разнообразные головные уборы с необычными формами.

В XIII-XV веках костюм разделился на мужской и женский. Церковь запрещала мужчинам и женщинам одеваться в костюмы противоположного пола под страхом смерти. Одним из пунктов обвинения Жанны д’Арк приговорённой к сожжению была ношение мужского костюма.

Жанна д’Арк в мужских доспехах.В Средние века модной прической считался выбритый лоб.

Строгие правила диктовали, как нужно было одеваться. Церковь в средневековой Европе была могущественной и влиятельной. За отсутствие головного убора или же за выбивающуюся прядь волос горожанку могли обвинить в колдовстве и сожчь на костре.

Все женщины СредневековьяЖенщинам приходилось скрывать волосы, но в XIII-XV веках появилось исключение: небольшая прядь могла быть уложена кольцом над лбом. В это же время послабления коснулись и аристократии — головные уборы уже не были обязательны для всех представителей этого сословия.

Миниатюра из книги «Хроники» Жана Фруассара, созданная не позже 1483 года. Костер инквизиции

Головные уборы отличались высокой, сложной формой и разнообразием. В основном это были чепцы. Женщины носили эннен – вытянутый головной убор с заостренным концом. Эннен надевали с платьем роб и покрывали сверху длинным прозрачным покрывалом кувр-шеф.

Двурогий чепец – головной убор с двумя рожками по бокам, на который надевали покрывало. В Германии был популярен крузелер – полотняный чепец со складочками-рюшами, обрамляющими лицо, плотно облегающий затылок.

Чуть выступающий локон из-под головного убора.

В дополнение к чепцам использовались платки. Например, барбетт представлял собой белый платок из полотна, который плотно облегал лицо, подбородок, шею и грудь, образуя заметное белое пространство вокруг лица.

Ян ван Эйк. Портрет Маргареты Ван Эйк. 1439Головной убор – двурогий чепец

Мужчины носили шляпы из соломы и фетра разной ширины полей и высоты тульи, береты, фески, шаперон (головной убор из дорогой ткани сложной драпировки в форме шляпы с длинными спускающимися концами), чалмы, тюрбаны. На улице поверх головных уборов надевали капюшон плаща.

Кадр из фильма «Проклятые короли», 1972 годГоловной убор шаперон

Женская мода Позднего Средневековья

В женской одежде готического стиля предпочитали фигуру «S». Верхняя часть платья казалась короче благодаря высокой талии и глубокому вырезу.

Оставлять декольте открытым считалось неприемлемым. Например, в модных нарядах XIV-XV веков роб с декольте прикрывали вставкой из дорогой ткани, часто прозрачной. Такие вставки священники называли «дьявольским окошком». В то же время нижняя часть платья наоборот удлинялась за счет многометрового шлейфа: чем длиннее шлейф, тем знатнее дама, его надевающая.

В эпоху готики женщины носили киртл с длинной шнуровкой лифа и отстегивающимися рукавами. Также популярным было платье-роб с декольте, поясом под грудью и широкой юбкой с шлейфом.

Рукава платьев могли быть как узкими, закрывающими большой палец, так и широкими, отделанными парчой, украшенными ажурной вырезкой с рисунками или мехом. Рукава не были пришиты к платью постоянно. Сначала надевали платье, а затем крепили к нему рукава. Поэтому рукава к платью и их цвет могли изменяться по желанию дамы.

Фреска из храма Санта-Мария-Новелла. Флоренция, Италия. XV век.

Вся одежда Средневековья шилась из тканей насыщенных цветов: красных, синих, зелёных, жёлтых. Часто в одежде использовались контрастные сочетания, например, синий плащ с красной подкладкой.

Женщины одевали поверх платья сюрко, которое было известно еще с раннего средневековья, или упелянд — новинкой готики. Сюрко – безрукавка с широкой проймой и расширенным снизу за счет клиньев подолом.

Упелянд — нарядное пальто с меховой отделкой. Упелянды отличались поясами, акцентирующими высокую линию талии. Женский упелянд имелся в двух вариантах: широком с длинными широкими рукавами или отрезным по талии с юбкой из нескольких клиньев.

В эпоху готики появились первые корсеты. Корсеты изготавливались с металлическими деталями для создания женской фигуры в форме буквы «С» с округлым животом, как у беременной. В ту эпоху преобладала мода на беременность. По этой же моде под платья женщины иногда помещали небольшие подушки под живот, чтобы он выглядел еще более выпуклым.

Гравюра. Франция, XV в.Верят, что на подолах женских платьев скачут бесы.

Мужчины позднего средневековья носили штаны-шоссы: узкие и плотно обтягивающие ноги. Шоссы – это штаны-чулки из двух половинок, привязываемых к поясу. Спереди к ним крепили кусок ткани – гульфик или браггет – с помощью булавок или тесемок.

Мужчины предпочитали упелянд как верхнюю одежду: его длина варьировалась от пола до колен. Упелянд надевался через голову; на спине, груди и рукавах образовывалась многочисленные складки, которые затем пришивались по фигуре и стягивались в поясе.

В дополнение к упелянда мужчины могли надевать пурпуэн – одежду, плотно облегающую тело с выпуклостью на груди. Это придавало плечам ширину, а талии – стройность. Рукава пурпуэна узкие. До готики пурпуэн использовали как нижнюю одежду под доспехи. Форма его напоминала доспехи рыцарей времен крестовых походов.

Дух любви. Миниатюра из «Романа о Розе». 1420–30-е гг.

В позднее средневековье возник тип мужской одежды – жакет. Это короткая распашная одежда с широкими юбкой, отходящей от узкой талии, стянутой поясом. Жакет имеет стоячий воротник и рукава жиго – пышные буфы с разрезом для рук и длинными свисающими концами.

В Средние века одежду преимущественно изготовляли из парчи, бархата, шелка и шерсти, а рубашки, которые носили под основной одеждой, шили из льна.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.