Одежда древнегреческих времен и её эволюция

Тончайшая ионическая одежда Наннион состояла из хитона и химатия. Хитон был синим и украшен золотыми вышивками, а его край обрамляли стилизованные волны. Химатия гетеры была наброшена на правое плечо и закреплена пряжкой на левом боку. Таис облачалась в розовую прозрачную ткань из Индии или Персии, собранную в складки и заколотую пятью серебряными булавками. «Таис Афинская» И. Ефремов

Древняя ГрецияМрамор ассоциируется у многих с античными скульптурами. Белые мраморные статуи богов – Афродиты и Аполлона, Зевса и Нептуна, олимпийцы – Дискобол – застыли в мраморе. Мраморные колонны разрушенных греческих храмов, например, руины Афинского акрополя, также напоминают о нём.

Артемида из ГабийОдета в хитон с драпировкой

Кроме мрамора, белыми были также одежды древних греков. В одежде старались быть похожими на статуи из мрамора: ни одна складка не должна была помяться при ходьбе. Нужно было идти медленно и плавно, сохраняя царственную осанку. Такую походку греки могли себе позволить.

В Древней Греции рабы выполняли рутинные обязанности. Граждане же городов-государств предпочитали проводить время в театрах, на пирах, спорах о литературе и философии или во время выступлений ораторов на центральных площадях.

Ткани для одежды древних греков Одежда должна была быть мягкой и эластичной, так как основное достоинство древнегреческого костюма – драпировки. Греки владели искусством работы с шерстью, поэтому часто одежду шили из тонкой шерсти и льна.

В области Коса и Лидии могли выплавлять шелк. Греки познакомились с хлопком лишь во время военных кампаний Александра Великого, когда индийскую хлопчатобумажную ткань привезли в Грецию.

Хитон служил как одеждой для мужчин, так и для женщин. Пряжка из льняной или шерстяной ткани, сложенной пополам с прорезями на сгибе для рук, сшитая на противоположной стороне с аналогичными прорезями. На плечах застегивалось фибулой, на талии стягивалось поясом.

Греки высоко ценили ремесло ткачей. В мифологии Древней Греции богини Мойры ткут нить судьбы человека. Афина состязалась в ткачестве с лучшей ткачихой Греции Арахной, победив её, выткав однотонную ткань вместо ткани с узорами. К слову, греки не любили узоры и пестрые ткани.

Одежда жителей Древней Греции была однотонной: синей, зелёной, жёлтой, красной. Белый цвет считался лучшим и самым любимым. По низу ткани иногда шла небольшая геометрическая или растительная вышивка.

Рельеф скульптором Фидием из Древней Греции «Водоносы». Одеты в плащи гиматий

Одежда была простой как для мужчин, так и для женщин: хитон и поверх него — гиматий.

Гиматий — древнегреческий наряд для мужчин и женщин. Прямоугольный кусок ткани, использованный в качестве плаща. драпировался прямо на фигуре человека,застегивался фибулой.

Хитон, как мужской, так и женский, шили из цельного прямоугольного куска ткани — шерстяной или льняной. Ткань складывалась пополам, обвязывалась поясом, а на плече застегивалась фибулой. Хитон обязательно драпировали. Мужчины носили более короткие хитоны, женский чаще всего доходил до пола. Низ хитона всегда подшивался. Считалось, что хитон с не подшитым низом надевали только рабы и свободные люди во время траура.

Скульптура «Ника, богиня победы, привязывающая сандалию».

Кроме хитона женщины могли носить пеплос – прямоугольный кусок ткани, складываемый по длине наполовину. Сверху ткань отгибалась примерно на 50 см, образуя капюшон (диплоидий). На плечах пеплос скреплялся застежками-фибулами. Орнамент украшал пеплос – каймой. Эта одежда не сшивалась и во время ходьбы распахивалась с правой стороны.

В Древней Греции мужчинам и женщинам служил верхней одеждой плащ гиматий.

Чтобы ощутить себя древним греком, возьмите прямоугольный кусок ткани (1,7 на 4 метра) и попытайтесь обернуться в него. Грекам надевать плащ помогали рабы, затем укладывали саму ткань гиматия в идеальные складки.

Гиматий можно было надеть по-разному: обхватить поясницу, перебросив один конец через руку, бросить на плечи или целиком закутаться в него.

Мужчины часто застилали гиматием себя следующим образом: один край ткани скручивался в складки и струился с левого плеча на грудь, остальная часть находилась на спине и проходила под правую руку, затем складывалась и переносилась через левое плечо на спину.

Фрагмент древнегреческого рельефа

Грекам был удобен плащ-хламида, который предпочитали путешественники. Любила древняя Греция путешествия: вспомните Геродота, автора первой книги о разных странах и народах, которую можно считать первым путеводителем для античных туристов.

Плащ-хламида накидывался на плечи, был коротким и украшен орнаментом. Туристы Античности также носили шляпу-петас – шляпу с широкими полями и завязками под подбородком, а также эндромиды – высокую шнурованную обувь с открытыми пальцами ног. Такая обувь была удобной, так как хорошо крепилась к ноге.

Хламида — прямоугольное одеяние из мягкой шерсти. Покрывало для воинов и путников, обхватывающее левое полутела, застегивающееся на правом плече фибулой. длиной немного высшее колена.

Кроме эндромид греки носили крепиды – обувь на толстой подошве, фиксируемую кожаными шнурками. Также использовались котурны – обувь актеров древнегреческих театров с очень высокой пробковой подошвой, напоминающей современную платформу.

Краснофигурная вазописьФигуры одеты в плащи гиматий

Женщины предпочитали обувь из мягкой цветной кожи без каблуков. Древней Греции Выходя из дома, непременно накрывали головы — обычно край плаща служил для этого.

Ковровое изделие красных тонов с сюжетом собрания в честь Древней Греции. 490–480 до нашей эры. Девушка одета в хитон

Украшения в Древней ГрецииВ отличие от Древнего Египта, украшения носили только женщины. Мужчины могли носить лишь перстни. Гречанки первыми стали активно использовать косметику для украшения, а не по религиозным убеждениям, как в Древнем Египте. Само слово «косметика» греческого происхождения. И слова «косметика» и «космос» древнегреческие и имеют общее значение – порядок.

Гречанки подкрашивали щеки и губы, применяли ароматные масла, но главным правилом макияжа оставалась умеренность. Древние греки считали, что во всем, включая украшения и макияж, необходимо придерживаться правила золотой середины и лишь подчеркивать естественную красоту природы.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.