Многие современные родители жалуются на то, что их дети абсолютно не читают. Откровенно говоря, и сами родители теперь читают мало. Некогда. Бешеный ритм жизни, усталость, перенасыщенность информацией. Сегодня для того, чтобы узнать о нашумевшем литературном произведении, достаточно посмотреть его экранизацию. Зачем напрягать мозги и тратить время, если тебе в готовом варианте режиссеры и актеры дают свою интерпретацию романа. Даже «Гарри Поттера» теперь сначала смотрят, а потом, может быть, и прочитают. Все закономерно! Нечитающее поколение цифровых детей родило новых «нечитаек» – поколение Z, которым книга, в принципе, не нужна.
Дети сегодня не читают!
Детские библиотеки время от времени проводят исследования, касающиеся количества читающих и не читающих детей. И вот к каким неутешительным выводам они пришли. 83% подростков сегодня не читают книги, то есть не имеют потребности в нарративе («нарратив» — от лат. arrate — языковой акт, вербальное изложение), они предпочитают получение информации с помощью видеоряда. Современный человек, не только дети, предпочитают сегодня добывать информацию в клиповом режиме. Она доступна, и её больше. Хотя в большинстве случаев такая информация поверхностна, изобильна и скоротечна. И навязана, так как любая экранизация – это насилие над фантазией автора книги и его потенциальных читателей, которые при самостоятельном погружении в художественную ткань произведения создают свои собственные, уникальные картинки действительности. Для восприятия готового видеоряда не нужно погружаться в сложный литературно-художественный мир, участвовать в сотворчестве, создавать в мозгу фантастические миры, на основе созданных писателем образов. С одной стороны, казалось бы, это прекрасно. Зачем напрягаться лишний раз. Время диктует свой способ получения необходимой нам информации. Неужели мы от этого становимся хуже? Просто разгружаем свой мозг, вынужденный разрываться от огромного количества накопленных человеческих знаний. Так-то оно так…
Мы стали другими…
Хуже, может быть, мы и не становимся. Мы становимся другими. Более холодными что ли, равнодушными, удаленными друг от друга. Для нас все менее актуальны непосредственные коммуникации, мы уходим в виртуальное общение, запираемся в своих квартирках, ограничивая свой мир экраном компьютера. И довольны…
Только вот довольны ли мы на самом деле? Многие люди стали намного острее чувствовать свое одиночество. Несмотря на развитие информационных технологий, человек все-таки остается общественным животным, и ему необходимо телесное и душевное прикосновение. Сделать это с помощью интернета, конечно, можно. Но в очень большой степени такое прикосновение оказывается лишь иллюзией. Нажми кнопочку на системном блоке, и все погаснет. Никаких тысячи друзей, никаких миллионных лайков. И будто не бывало той теплоты, которую дарит живое общение с человеком и глубокое погружение в созданный писателем мир. Книга не только компенсирует одиночество, она учит коммуникациям на живых жизненных примерах. Это своего рода ненавязчивые инструкции к жизнеупотреблению, усвоив которые мы учимся любить, дружить и находить себя в мире людей.
Нужно ли детей заставлять читать?
Не нужно! Более того, если вы будете это делать, то получите обратный эффект. Вернуть современного ребенка и даже взрослого человека к книге можно только заинтересовав его теми невероятными бонусами, которые невозможно получить ни в самом современном кинотеатре, ни в самом продвинутом интернет-сообществе.
Что это за бонусы?
•катарсис. (Возвышающее просветление, возникшее в результате сопереживания героям или идеям книги);
•эстетическое наслаждение;
•развитие души;
•самостоятельная работа мозга;
•понимание себя и своего места в мире.
Конечно, в нашем материальном мире, эти бонусы проигрывают по актуальности и во многом воспринимаются в качестве абстракций. Ну, как, например, измерить эстетическое наслаждение или рост души. Эти трудноуловимые вещи практически не поддаются определению. Как любовь, например. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал, вам нужно помочь ему полюбить чтение.
Кажется, что это совершенно невозможно в современных условиях. Зачем ему читать? У него вокруг тысяча легкодоступных источников информации, ярких, иллюстрированных, наглядных искушений, которые избаловывают и развращают, способствуют расслабленности, лености и пофигизму. И угрозы и предупреждения тут не действуют. Ему все равно. Ему не страшно услышать, к чему приводит лень. Тут нужны особые методы.
Откиньте палку, ремень или громкие угрозы. Станьте для своего ребенка маркетологом с уровнем «Бог», который заставит его почувствовать вкус к чтению и навсегда полюбить книги.
Ведь что такое книга, по большому счету. Это разговор по душам, которого так не хватает каждому из нас. Любой разговор такого уровня требует душевных усилий. И ваша задача – подготовить своего ребенка к этим усилиям.
Как это сделать?
Самый интересный и самый сложный вопрос. Для того, чтобы понимать ценность задушевного разговора, надо хоть раз в жизни поучаствовать в нем. То есть иными словами, не попробовав, не получишь желания вкусить. А еще одна подсказка: «Запретный плод сладок». То есть у вас есть две основные задачи:
•дать попробовать. Заставить ощутить наслаждение;
•создать ажиотаж, интригу «запретного плода», дефицита, потребности заполучить, разбудить азарт.
Первое можно сделать только путем чтения. Желательно в раннем возрасте. И вместе с малышом. Если ваш ребенок хоть раз восхитится героями книг, от души засмеется вместе с вами над прочитанным, заплачет от горя, переживая о судьбе персонажей, поучаствует в увлекательных приключениях и будет хлопать от этого в ладоши и снова подсовывать вам книгу, чтобы вы прочитали дальше, то считайте, что вы справились с первым заданием. По мере взросления он будет сам добывать уже испытанные когда-то эмоции. Задача родителей заключается в том, чтобы под рукой вашего ребенка всегда была хорошая, интересная, увлекательная, яркая, добрая книга. Это может быть книга из вашего детства, которую вы еще помните по тому эмоциональному взрыву, который произошел в вашем мозгу после ее прочтения. Но не останавливайтесь на пройденном. Ищите книгу современную, близкую времени жизни вашего ребенка.
Художественная литература – это не просто источник информации, это своего рода, гумус, на котором растет наша душа. Хорошая книга формирует в нас человека. Учит жизни, помогает понять себя и мир, справиться с проблемами и найти ответы на волнующие нас вопросы. Вряд ли это возможно получить в полном объеме с помощью гугла. Вообще поисковые системы в какой-то степени развращают нас, создавая иллюзию доступности любой информации. Мы уже не добываем ее сами путем мучительного поиска, мы получаем ее в готовом виде в Википедии или просто из интернета. Но если бы взяли на себя труд проверить эту информацию на достоверность, то были бы чрезвычайно удивлены, как много ошибочных, спорных и заведомо ложных сведений распространено во всемирной паутине. Где истина? Что верно, а что ложно? Современный человек чаще всего не задумывается об этом и принимает на веру то, что находится в самом ближайшем доступе, то есть появляется по перовому клику. Опытные маркетологи и те, кто занимается компьютерным продвижением рекламы, хорошо знают, как достичь первых строчек в поисковых системах. Но означают ли первые строчки действительно высокое качество информации? Вопрос, конечно, интересный…
Вторая завлекалочка относится к разряду интеллектуальных трюков. Вам нужно создать для ребенка ситуацию сомнения в достоверности получаемой легким способом информации. Вынудить его искать ее самостоятельно. Поняв, что его, мягко говоря, обманывают, ребенок начнет постепенно фильтровать информацию, увеличит количество кликов. И если не надоест, докопается до истины, взрывая поисковики неожиданными запросами. И потратит столько же времени, сколько он потратил бы на чтение хорошей книги на ту же самую тему. Заставить его поверить в силу умной литературы, которая способна научить его находить ответы на все вопросы не в гугле, а своей собственной голове, можно разными способами.
Например, создавая искусственные ситуации запрета. «Тебе еще рано читать такие книги». «Это слишком сложно для твоего компьютерного мозга». «Я и сама половины в этой книге не поняла. Но это бомба». «Эту книгу не читай. Все равно ничего не поймешь». «Эта книга названа лучшей книгой тысячелетия. Я прочитала. Муть какая-то».
Слушая эти и подобные высказывания, ребенок испытывает азартное желание попробовать самому, доказать, что его компьютерные мозги ничем не хуже ваших. А может быть, даже и лучше. Ему хочется проверить ваше высказывание, и он невольно тянется к запретной книге, особенно, если вы иногда ненавязчиво и невзначай вспоминаете о ней. Иногда наши дети поступают назло и вопреки нам, чтобы доказать своё превосходство или свою значимость.
Говорите с ним по душам
Есть и еще один, на мой взгляд, очень важный аспект общения, который поможет вашему ребенку ощутить притяжение книги как задушевного разговора с самим собой. Это наличие таких задушевных разговоров внутри семьи между близкими людьми. Пусть даже ваш подросток вообще не берет книги в руки, разговаривайте с ним, проявляйте к нему любовь и знаки внимания, поддерживайте его. Подготавливайте его душу к самостоятельному душевному росту с помощью хорошей книги. Просто говорите с ним обо всем на свете, в том числе и о героях книг, которые так похожи на вас и ваших знакомых.
И еще… Сами читайте! Можно тысячу слов сказать о пользе чтения своему ребенку, но при этом он ни разу не видел вас самого с книгой в руках. И все ваши призывы превращаются в таком случае в пустой звук.
Как бы ни развивался прогресс, куда бы ни уводили коммуникацию современные информационные технологии, мы всегда остаемся людьми, которым необходимо человеческое тепло, поддержка и понимание, научиться которому без хорошей книги практически невозможно. В каком бы виде не существовала в будущем книга: электронном, звуковом, телепатическом – она останется с нами пока, будет жить человек. Потому что это уникальный учебник, задачник и подсказчик для нашей души.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.